Рабочая программа по внеурочной деятельности Большой след малой родины (3 класс)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михейковская средняя школа
Ярцевского района Смоленской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/_______________/
ФИО
Протокол № ___ от «__ » __________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы
по ВР
_____________/_________________/
ФИО
«__»____________20___г.
Утверждена
Приказом директора школы
№ _____ от «__»_________20___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Большой след малой родины»

Учитель: Басюль Мария Александровна

2016 – 2017 учебный год
Класс: 3
Количество часов: всего – 34, в неделю – 1 ч.
Основные цели курса внеурочной деятельности:
Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:
Познакомить учащихся с основами краеведения;
Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.
Научить составлять родословные своей семьи;
Познакомить с историей родной школы;
Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
Научить ориентироваться в городском пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов города;
Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.
Основные направления: Программа “Большой след малой родины” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Экспедиция.
Работа в архивах.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков обучаючащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Метапредметные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- обучиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Содержание курса (34 часа)
1.Введение (2 часа)
Цели и задачи курса. Источники информации. Что такое краеведение. Понятие и структура краеведения. Рассмотрение и характеристика карты Смоленской области.
(Беседы, лекция, работа литературой, анализ карт)
Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков)
2. Где я живу? (5 часов)
Изучение рельефа местности. Характеристика почв. Изучение климата. Характеристика погоды в деревне. Сбор минералов и горных пород. Сбор гербарных материалов. Анализ результатов экскурсий
Экскурсии по своей местности
Практические работы: описание рельефа и климата местности, характеристика почвенных образцов. Сбор и оформление почвенных, геологических, гербарных образцов.
(оформление практических работ, сбор материала на экскурсиях, оформление портфолио курса)
3. Я – часть истории (4 часа)
Кто мы и откуда. Что означает моя фамилия, имя, отчество. Состав моей семьи. Профессии родителей. Родословная: что это такое, как ее составить. Родословная моей семьи. «Летопись семьи» (защита проекта).
Практические работы: Значение моего имени. Составление родословной семьи. Защита проектов по теме «Летопись семьи».
(беседа, индивидуальная работа с книгами, ресурсами Интернет, беседа обучающихся с родителями, индивидуальное выполнение проекта, подготовка фото)
4. История моей деревни (4 часа)
Исторические особенности развития территории. Упоминания о деревне. Происхождение названия. Посещение краеведческого музея района. Проект «Перспективы развития деревни».
Экскурсия в музей.
(Работа с литературными, историческими источниками, ресурсами Интернет, работа над проектом)
5. Наши известные земляки (4 часа)
Знакомство с трудами и биографиями выдающихся уроженцев деревни. Изучение литературных и художественных материалов, касающихся нашей области. Искусство и творчество в районе, деревне.
Экскурсия в Ярцевский ДК.
(работа с литературными, художественными источниками, заучивание стихотворений Бобуровой С.Н., Ермолова П.М., посещение ДК)
6.Моя школа (3 часа)
Изучение расположения школы. История строительства и развития. Успехи и достижения учителей и учеников школы. Перспективы школы.
Экскурсия в музей школы.
Практические работы: Составление плана школы и пришкольного участка. Сочинение «Моя школа в будущем».
(беседа с директором школы, изучение сайта и летописи школы)
7. Что мы даем обществу? (4 часа)
Изучение роли деревни и района в промышленности и сельском хозяйстве.
Экскурсии: на мебельный цех, в фермерское хозяйство.
Практическая работа: Составление стенда и защита проекта «Что дает области наш район»
(беседа, подготовка сообщений роли деревни и района в промышленности и сельском хозяйстве, посещение экскурсий, работа над стендом, проектом)
8. Военная страничка (4 часа)
Изучение событий, происходящих в деревне и районе во время ВОВ. Ветераны и малолетние узники деревни и района. Подготовка к участию в митингах и праздновании Дня Победы.
Практические работы: Составление стенгазеты, посвященной победе в ВОВ. Подготовка поздравительных номеров.
(работа с историческими источниками, беседа с участниками ВОВ, работа над стенгазетой, разучивание номеров, подготовка к митингам)
Методика «Ты гражданином быть обязан»
9. Подведение итогов работы факультатива (4 часа)
Поход участников факультатива по деревням Михейковского поселения. Подведение итогов за год. Демонстрация результатов в школе: гербарии, коллекции, стенды, фотографии, стенгазеты, проекты.
Методика «Букет настроения» (М.А. Александрова, Е.Г. Голубева, И.В. Гришина, С.А. Курбыко, И.А. Прокопчук, С.И. Юбрина)

Тематическое планирование
№ п/пНазвание Проведено
План Факт
1 Цели и задачи. Что такое краеведение? Что мы знаем о нашей области? Деревне? 02.09 2 Источники информации. Рассмотрение и характеристика карты Смоленской области 09.09 3 Изучение рельефа местности. Пр. раб.: по описанию рельефа д. Михейково 16.09 4 Почвы. Сбор минералов и горных пород. Сбор почвенных оразцов23.09 5 Изучение климата. Характеристика погоды в деревне. Пр. раб.: описание погоды д. Михейково30.09 6 Экскурсия. Сбор гербарных материалов. 07.10 7 Оформление почвенных, геологических, гербарных образцов. 14.10 8 Кто мы и откуда. Пр. раб.: Значение моего имени. 21.10 9 Состав моей семьи. Профессии родителей 28.10 10 Родословная. Пр. раб.: Составление родословной семьи. 11.11 11 Защита проектов «Летопись семьи». 18.11 12 Исторические особенности развития территории 25.11 13 Упоминания о деревне. Происхождение названия 02.12 14 Экскурсия: Посещение краеведческого музея 09.12 15 Защита проектов «Перспективы развития деревни» 16.12 16 Биография и творчество Бобуровой С.Н. 23.12 17 Биография и творчество Ермолова П.М. 30.12 18 Смоленск и область в литературе и искусстве. 13.01 19 Искусство и творчество в районе, деревне. Экскурсия в Ярцевский ДК 20.01 20 Моя школа. История, расположение. Пр. раб.: Составление плана школы и пришкольного участка 27.01 21 Достижения школы. Экскурсия в музей школы. 03.02 22 Перспективы школы. Сочинение «Моя школа в будущем». 10.02 23 Роль деревни в промышленности. Экскурсия на мебельный цех 17.02 24 Роль деревни в с/х. Экскурсия в фермерское хозяйство 03.03 25 Составление стенда «Что дает области наш район» 10.03 26 Защита проекта «Что дает области наш район» 17.03 27 Изучение событий, происходящих в деревне и районе во время ВОВ 07.04 28 Ветераны и узники деревни. Изучение биографии, беседа 14.04 29 Подготовка и презентация стенгазеты, посвященной Дню Победы 21.04 30 Подготовка и разучивание номеров к Дню Победы 28.04 31 Подведение итогов работы факультатива, оформление материалов портфолио, стендов, фото. 05.05 32 Подготовка к походу: правила поведения в природе, техника безопасности. 12.05 33 Поход по деревням Михейковского поселения. 19.05 34 Оформление результатов похода. Демонстрация результатов работы кружка в школе 26.05