Презентация Особенности адаптации пятиклассников


Адаптация психологическая –процесс приспособления ученика как личности, к существованию в школе , согласно с его требованиями и личными потребностями, мотивами и интересами.Дезадаптация – неумение решать новые задачи, поставленные самой жизнью. Адаптация зависит от: 1. интеллектуальной готовности ученика; 2. коммуникативных навыков; 3. соблюдения школьных правил; 4. ориентации в новых ситуациях; 5. требований родителей. 6. требований учителей. Начинаются личностные изменения, связанные с началом подросткового возраста. Начинают формироваться ценностные ориентации, закрепляются черты характера.Самооценка все меньше зависит от учебных успехов, а больше от того, как ребенка ценят и воспринимают!Трудности в сфере общения со сверстниками, одноклассниками, в умении занять определенную ступень. Это для пятиклассника важнее чем учеба! Закладывается мораль, этика. Но часто взрослая и детская мораль не совпадают, отсюда стихийные нормы поведения, тенденция закрепления негативного статуса в системе. Проблемы: Признаки успешной адаптации:- Ребенок легко справляется с программой;- Удовлетворенность ребенка процессом обучения;- Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;- Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем - Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка;- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;- Нежелания выполнять домашние задания;- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;- Жалобы на те или иные события, связанные со школой;- Беспокойный сон;- Трудности утреннего пробуждения, вялость;- Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Признаки дезадаптации: Диагностическая работа –Уровень школьной тревожности;Школьная мотивация;Статус ученика. Статус ученика Уважаемые учителя-предметники! Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям. • Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Используйте физкультминутки. • Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз. • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках. • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы. • Будьте с детьми вежливыми. • Вызывая к доске сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться. • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника. • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен. • Классные руководители—уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».