ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Художественной направленности Я танцую! (для детей 15-18 лет, на два года обучения)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г.ХАБАРОВСКА
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
"ПЛАНЕТА ВЗРОСЛЕНИЯ"
РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Научно-методическим Директор МАУ ДОД
Советом Центра Центр внешкольной работы
внешкольной работы "Планета взросления"
"Планета взросления" _______ Т.П.Савельева
Протокол №______ Приказ №___________
"___" _______20____г. "___" _______20______г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Художественной направленности
"Я танцую!"
(для детей 15-18 лет, на два года обучения)
Автор-составитель программы
Шестакова О.М.
педагог дополнительного образования
г.Хабаровск,2016г
Пояснительная записка
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно-исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации образовательной школы и центра дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Наблюдения и специальные исследования показали, что специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой, но сама по себе нагрузка не имеет для ребенка воспитательного значения. она должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога-хореографа - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Программа дополнительного образования детей "Я танцую!" направлена на свободное развитие личности ребенка, креативной компетентности, на формирование и развитие желания к продолжению образования и профессиональному самоопределению.
Нормативно-правовая база программа разработана в
соответствии с
Федеральным законом "Об образовании" от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г.
Концепция развития дополнительного образования детей детей от 04.09.2014 г. № 1726
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 г.Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Приказ Департамента образования г. Москвы от 01.03.2011 г. № 166 "Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы".
Педагогическая целесообразность
Стремление раскрыть способность детей, научить воспринимать искусство танца, развивать и повышать мастерство, привить вкус и любовь к прекрасному, помочь стать образованными, умеющими тонко чувствовать и сопереживать.
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшения здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, где танец решает оздоровительно-коррекционную задачу. Умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку, что одновременно формирует и развивает эстетический вкус. Занятия хореографией позволяет создать свой выразительный язык движения. Занятия танцем способствует не только физическому развитию детей, но и создает возможность для творческой самореализации личности, представить свой взгляд на мир (в быту, труде, поведении, поступке).
Условиями отбора детей в хореографический коллектив является желание ребенка заниматься именно этим видом искусства. Обучение по данной программе только с хореографической подготовкой.
Новизна программы
Новизна программы заключается в систематизации приёмов контактной импровизации, которая широко используется в современной хореографии. Контактная импровизация относится к сфере телесно-ориентированной и танцевальной терапии психологической практики. Основу техники контактной импровизации составляют современные психологические тренинги по коррекции эмоционально-психического здоровья людей через визуальный или телесный контакт. Все упражнения систематизированы по мере сложности, чтобы ученики могли изучать себя последовательно, переходя от простого к сложному, по восприятию чувственности и осмыслению обучающимися своего «Я». Приложение №1
Цель программы: развивать творческую личность ребенка средствами комплексного обучения современным направлениям хореографии.
Задачи программы:
Личностные :
развить личностный творческий потенциал ребенка
формировать основы духовно-нравственного развития
Предметные:
дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты
развивать навыки понимания танца в сочетании с музыкой
уметь анализировать средства композиционной выразительности танца
Метадпредметные:
повысить мотивацию к обучению в школе
развивать умение применять на практике полученные знания
Адресат программы:
Данная программа предназначена для детей 15-18 лет. В процессе обучения современному хореографическому искусству необходимо учитывать возрастные психофизиологические особенности (приложение №2), природные данные. Для обучения по программе "Я танцую" допускаются дети, прошедшие первоначальное обучение по программе "Здравствуй, танец!" или пришедшие с других танцевальных коллективов с хореографической подготовкой.

Особенности реализации программы:
Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды. Такой прием предполагает постоянное повторение пройденных тем (см приложение № 2)
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию технических и физических навыков. Помогает реализовать потребность в общении
Программа предусматривает использование комплекс воспитательных мероприятий: встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев, открытых занятий и отчетных концертов других хореографических коллективов, ансамблей. Совместную работу педагога, родителей и детей.
Организация учебного процесса:
Занятие происходит по схеме 45-10-45. Во время перемены проводятся игры на восстановление дыхания и восстановление работоспособности мышц.
Обучение по программе "Я танцую" требует дополнительное время ( 1,5 часа в неделю к основному) для индивидуальных занятий с солистами, дуэтами, малыми формами, а также для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Возникает необходимость в дополнительном времени (1,5 часа в неделю к основному времени) на постановочную и репетиционную работу над концертными номерами.

Ожидаемый результат:
Результат Способы
Личностные Умеет
Проявлять творческую инициативу
Наблюдение
Предметные Знает
возрастные особенности двигательного аппарата;
связь моторной (или мышечной), слуховой, зрительной памятью при помощи движения и музыки;
- многообразие современного танца;
Тренаж
Тестирование, беседа
Репетиция
Метапредметные Умеет
- осваивать язык жестов и движений как основного средства хореографического искусства;
добиваться цели;
формировать эмоциональную культуры общения, толерантность, чувства ответственности, дружбы, товарищества
Концерты
Фестивали
Конкурсы
Контроль за реализацией программы:
Основной формой контроля знаний, умений и навыков являются открытые занятия для педагогов, администрации, родителей. При анализе результатов обученности учитываются - оценка педагога и зрительская реакция. Оценивается овладение хореографическими навыками, владение профессиональной терминологией, исполнительское мастерство, работа в ансамбле. Самостоятельная постановочная работа над этюдами. Так же контролем является участие в мастер-классах, концертах, фестивалях, конкурсах. (см приложение №3) Программа предусматривает авторские дипломы, грамоты, благодарственные письма, значки и другое. (Приложение №4) По завершению курса программы учащимся выдается свидетельство об окончании.
Учебный план. Четвертый год обучения
№ Раздел программы Теория Практика Форма контроля
Развитие физических данных в партере. 5 17 Урок-зачет
Развитие прыгучести, выносливости. 5 20 Урок-зачет
Развитие танцевального шага 5 20 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 5 20 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Детский игровой стрейчинг. 5 20 Самостоятельная работа
Специальная танцевально -художественная подготовка.
Постановочная работа. 5 19 Самостоятельная работа
Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 5 19 Концерт для родителей
Социальная деятельность. 5 19 Концертные выступления, конкурсы, фестивали
Воспитательная работа 5 17 Итого : 216 часов
Содержание программы. 4 год обучения
№ Тема Теория Практика
1. Учебно – тренировочная работа.
Развитие техники исполнения. 1.Разогрев с использованием уровней.
2.Изоляции двигательных отделов.
3.Кросс. Перемещение в пространстве.
4. Вращения.
5.Развитие координации.
1. Высокий уровень: Flat baсk, Plie по выворотным и параллельным позициям.
Низкий уровень: Упражнения для позвоночника: «Плуг», «Узел», Stretchts, спираль. Упражнения для ног: понятие poind и flex, plie по 1 и 2 позициям, battement releve lent, grand battement jete poind и flex. Напряжение и расслабление мышц. Port de bras.
Различные перекаты.Силовые упражнения: упражнения на пресс, отжимания. Растяжки.
2. Голова: наклоны (вперёд, назад, в сторону, крест, квадрат), повороты, полукруги, круги. Плечи: подъём и опускание плеч вместе, попеременно, полукруг, круг. Руки: движения изолированных ареалов: круги и полукруги кистью, предплечьем, рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп), переводы стоп из параллельного в выворотное положение и обратно, исполнение движений как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение выворотной и не выворотной ногой.
3. Hop. sauté по 2-й параллельной позиции с поворотом на 90 градусов.
Шаг с трамплинным сгибанием коленей.Варианты исполнения. Различные комбинации бега и прыжков.
4. Подготовка к туру «in».
5. Работа рук на координацию на стоя месте. Работа рук на координацию с шагами вперёд, в сторону.
2. Учебно – тренировочная работа.
Развитие навыков импровизации 1.Телесно–ориентированные упражнения.
1. «Здравствуйте!», «Клоуны», «Слепой», «Солнце и гроза» (2 варианта). Актёрская минутка: «Кричалки», «Смешилки», «Страшилки», «Дразнилки», «Плакалки»;
«Радость», «Грусть», «Задумчивость», «Испуг», «Страх», «Удивление» - выполняется в парах лицом друг к другу.
3. Учебно-тренировочная работа.
Развитие танцевальности.
1.Сюжеты и темы танцев
2.Особенности современного танца
1. Освоение свободной пластики,
гротеска, пантомимы.

2. «Освоение танцевального
репертуара "
4. Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 1.Музыкально-ритмическое развитие
2.Укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие физических данных
3.Развитие танцевальности 1.Определение динамических оттенков, регистров, темпоритма в музыке и передача их через движение и образы. Восприятие характера музыки, развитие чувства ритма.
2. Понимание «изоляция корпуса», упражнения на укрепление спина и развитии гибкости, подвижности в тазобедренных суставах и выворотности. Упражнения на развитие силы ног и высоты прыжка. Тренинг на восстановление дыхания
3. : «Элементарные формы
танцевальной импровизации»,
«Самостоятельное сочинение
хореографического фрагмента на
предлагаемую педагогом музыку». «Ручки», «Облачко», «Цветы для мамы», «В мире животных», «Колокольчики», «Лесные музыканты», «Ковбои».
5. Учебно – тренировочная работа. Игровой стрейчинг. 1.Формирование творческой активности обучающихся через создание образа.
2.Формирование ассоциативного мышления через создание образа с использованием реквизита 1.Упражнения на середине: «Птичий двор», «Воротики», «Зайчики», «Мячики»
2.Parter (упражнения на полу)
3.Бег,подскоки,марш,прыжки
4.Streich (растяжка)
6. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Постановочная работа. 1.Пространственные перестроения
2.Определение рисунка танца 1.Этюды на основе проученных шагов польки, галопа, подскоков и метроритмических рисунков
2.Танцевальные композиции
7. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 1.Характер исполнения танца 1.Разбор и отработка основных шагов
2.Работа над техникой исполнения
3.Эмоциональное исполнение танца
8. Социальная деятельность 1.Организационные вопросы
1.Родительские собрания. Совет родительского комитета.
9. Воспитательная работа 1.Прослушивание фрагментов произведений классической музыки
2.Тематические семейные праздники 1.Посещение театров, музеев, концертных мероприятий учреждений города и края. Участие в концертных мероприятиях учреждения
2.Выеды на природу. Проведение утренников: «Новый год», «День семьи», «Папа, мама, я – читающая семья»

Учебный план. Пятый год обучения
№ Раздел программы Теория Практика Форма контроля
Учебно – тренировочная работа.
Развитие техники исполнения. 5 22 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
. Развитие навыков импровизации 5 26 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа.
Развитие танцевальности. 5 26 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа. Элементы эстрадного танца. 5 26 Урок-зачет
Учебно – тренировочная работа. Танцевально- постановочная импровизация. 5 26 Самостоятельная работа
Специальная танцевально -художественная подготовка Постановочная работа. 5 26 Самостоятельная работа
Специальная танцевально -художественная подготовка. Репетиционная работа. 5 19 Концерт для родителей
Социальная деятельность (концертные выступления, конкурсы, фестивали). 5 19 Концертные выступления, конкурсы,фестивали
Воспитательная работа 5 17 Итого : 252
Содержание программы. Пятый год обучения.
№ Тема Теория Практика
1. Учебно – тренировочная работа.
Развитие техники исполнения. 1. Разогрев с использованием
уровней.
2. Изоляции двигательных отделов.
3.Кросс. Перемещение в пространстве.
4. Вращения.
5. Развитие координации. 1. Упражнения для позвоночника:Contraction, releasе, high releasе. Deep body bend. Bodi roll (волна). Положения позвоночника Arch, low back, curve. Смещение оси: tilt на двух ногах, на одной. Смена нескольких положений исполнителя во время разогрева (на середине, в партере). Разогрев «сидя», «лёжа», используя упражнения Stretchts – характера, спиральные положения торса. Соединения разогрева в единую комбинацию из нескольких движений. Комбинации с элементами классического танца в выворотных и параллельных позициях.
2. Ранее изученные изоляции сочетаются между собой, а так же добавляются новые. Голова: sundari.
Грудная клетка: вперёд, назад, в сторону, крестом, по квадрату, по кругу. Таз: hip lift, в сторону, крестом, по квадрату, по кругу, восьмёркой.
3. Шаги по квадрату, с мультипликацией. Трёхшаговые полуповороты и повороты. Основные шаги афро-джаза. Шаги «Триплет».
Grand battement с продвижением вперёд и поворотом на каждый шаг на 90 градусов. Прыжки hop (с поджатыми, с координацией рук), jumb,leap.
4. Тур на 360 градусов на вытянутой опорной ноге. Тур на 360 градусов на опорной ноге в plie. Тур в воздухе с поджатыми ногами. Тур в воздухе с прямыми ногами. Shene.
5. Работа рук с отставанием одной руки от другой на одно положение.
Свинговое раскачивание 2-х центров.
2. Учебно – тренировочная работа.
Развитие навыков импровизации 1.Телесно–ориентированные упражнения.
2.Упражнения танцевальной терапии. 1. «Импульс» 1 вариант,
«Острые и круглые фигуры» в парах, в тройках, «Кораллы» (2 варианта), «Скульптор», «Медуза»,«Душ», «Мячи».
2. «Острые и круглые фигуры» по 1-у человеку с паузами и без, «Зеркало», «Зеркальная комната».
3. Учебно-тренировочная работа.
Развитие танцевальности. 1.Сюжеты и темы танцев
2.Особенности современного танца
1.Танцевальные комбинации.
2. «Освоение танцевального
репертуара "
4. Учебно – тренировочная работа.
Элементы эстрадного танца. 1.Музыкально-ритмическое развитие
2.Укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие физических данных
3.Развитие танцевальности 1.Определение динамических оттенков, регистров, темпоритма в музыке и передача их через движение и образы. Восприятие характера музыки, развитие чувства ритма.
2. Понимание «изоляция корпуса», упражнения на укрепление спина и развитии гибкости, подвижности в тазобедренных суставах и выворотности. Упражнения на развитие силы ног и высоты прыжка. Тренинг на восстановление дыхания
3. «Элементарные формы
танцевальной импровизации»,
«Самостоятельное сочинение
хореографического фрагмента на
предлагаемую педагогом музыку». «Ручки», «Облачко», «Цветы для мамы», «В мире животных», «Колокольчики», «Лесные музыканты», «Ковбои».
5. Учебно – тренировочная работа.
Танцевально- постановочная импровизация. 1.Формирование творческой активности обучающихся через создание образа.
2.Формирование ассоциативного мышления через создание образа с использованием реквизита 1.Упражнения на середине: «Птичий двор», «Воротики», «Зайчики», «Мячики»
2.Parter (упражнения на полу)
3.Бег,подскоки,марш,прыжки
4.Streich (растяжка)
6. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Постановочная работа. 1.Пространственные перестроения
2.Определение рисунка танца 1.Этюды на основе проученных шагов польки, галопа, подскоков и метроритмических рисунков
2.Танцевальные композиции
7. Специальная танцевально-художественная подготовка.
Репетиционная работа. 1.Характер исполнения танца 1.Разбор и отработка основных шагов
2.Работа над техникой исполнения
3.Эмоциональное исполнение танца
8. Социальная деятельность 1.Организационные вопросы
1.Родительские собрания. Совет родительского комитета.
9. Воспитательная работа 1.Прослушивание фрагментов произведений классической музыки
2.Тематические семейные праздники Литература:
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - М., 1964
Бахрушин Ю. История русского балета. - М.: Искусство, 1977
Бачинская Н.. Русские хороводы и хороводные песни. - М;- Л.: Музгиз, 1951
Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. -М., 1864
Борзов А.А. Танцы народов СССР. - М., 1983
Бочаров А., Лопухов А., Ширяев А. Основы характерного танца. - Л., 1937
Ваганова А.Я. Основы классического танца. М. - Л., 1980
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. - М., 1963
Васильева Е. Танец. - М., 1968
10.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. - Л., 1964
11.Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий поразвитию у детей 5-7 лет творчества в танце. М., Издательство «Гном и Д»,2002.
Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л. 1975
Ерохина О.В. Школа танцев для детей / серия «Мир вашего ребенка». -Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994.
Константиновский В. Учить прекрасному. - М., 1972.
Конорова Е..В. Методическое пособие по ритмике М., 1972, вып. 1
Ладыгин Л.А. Музыкальное оформление уроков танца. - М., 1980.
Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. - М. - Л., 1965
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В.. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Руднева С, Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972.
21.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
22.Танцы. Начальный курс/л. Смит; Пер. с англ. Е. Опрышко М.: 000«Издательство Астрель», 2001.
Тарасов Н.Н. Классический танец. М., 1981.
Ткаченко Т. Народный танец. - М., 1967.
Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975.
Устинова Т. Русские народные танцы. - М., 1964.
Устинова Т. Русские хороводы. - М., 1955
Яновская В. Ритмика. М.: «Музыка», 1979
Рекомендуемая литература для родителей:
http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2012/09/23/nuzhnye-knigi-po-khoreografii-i-tantsamhttp://dancehelp.ru/catalog/415-Sovremennyy_vzglyad_na_russkiy_tanets/Рекомендуемая литература для детей:
http://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1http://eknigi.org/dlja_detej/162447-azbuka-xoreografii.htmlwww.secret-terpsihor.kom.uaПриложение № 1
Приемы и игры, используемые для освоения контактной импровизации.
Тема Задание Упражнение
Импровизационный поиск движений 1.Исследование анатомических возможностей движения.
2. Жест
3. Координация и взаимодействие частей тела.
4.Центр тела и его значение.
5.Способы передвижения
6.Поза 1.Импровизация на основе изолированных движений, поиск возможных движенийрук. Поиск возможных движений ног. В данном упражнении ноги работают как самостоятельный центр движения и не служат для перемещения тела в пространстве.
2.Импровизация любой частью тела, смена по сигналу педагога и самостоятельно, повторяющиеся движения двух центров. Импровизация руками или ногами с одновременным равномерным (свинговым) раскачиванием одного центра. «Импульсные цепочки». «Переброска импульса»
3. Взаимодействие рук, руки и части тела. Рисовать в пространстве или на полу буквы, словаи т. п. Смена уровней и перемещение в пространстве, инициируемое частями тела, т. е. тело следует в пространстве за частями тела.
4. Работа с центром в положении «стоя»
5. Группа передвигается свободно по классу, используя какую-либо форму шага. Каждый имеет возможность выбрать форму шага, интересную ему, или подстроиться к кому-то, копируя его форму, создать свою форму шага.
6. Изменение стабильных поз.
Ритмы движения 1. И м п у л ь с — движение начинается с акцента и замедляется в конце.2. И м п а к т (удар) — движение ускоряется и заканчивается акцентом.3. С в и н г (качание) — осуществляется за счет использования веса, акцент в середине движения.4. Р и б а у н д (отдача, отражение) — осуществляется за счет использования энергии отражения, акцент также в середине движения.5. К о н т и н и у с 1. Импульс и импакт. Импровизация, основанная на двух видах ритмов движения. Импульс: начав с акцента, продолжить движение в пространстве.
2. Импакт: начав без напряжения, завершить движение акцентом..
3. Рибаунд. Начать движение любой частью тела или всем телом целиком, оттолкнуться от воображаемого препятствия и вернуться к исходному состоянию.5. Континиус. Продолженное непрерывное движение. Исполнять движения слитно без акцентов. Возможно изменение скорости движения.
Взаимодействие с партнером и в группе 1. Взаимодействие с партнером
2. Взаимодействие в группе 1. «Зеркало». Партнер А зеркально повторяет движения партнера Б. Способы исполнения: одновременное движение;показ, затем повтор через паузу; повторение в рапиде.
2. «Знакомство». Студенты стоят по кругу и перекидывают мяч, называя:а) свое имя; б) имя человека, который бросает тебе мяч; в) имя того, кто бросил тебе мяч, и того, кому бросаешь и т.д. Задача этого упражнения — концентрация внимания, создание ат-мосферы, необходимой для работы в группе и знакомство с будущимипартнерами.Варианты упражнения:а) встретиться с кем-либо глазами и поменяться местами; б) так же встретиться глазами, но при смене мест один партнер становится сзади и мягко (как мяч) толкает партнера вперед. звук и т.д.
Пространство 1.Формы и подход к их изменению. Пространственный фокус.
2. Размер кинесферы. Подходы к использованию кинесферы
3.Кубическая модель кинесферы.
4.Формы расположения и движения исполнителя по плоскостям и диагоналям кинесферы
5.Дизайн пространства 1. Изучение стабильной позы и способов ее изменения за счет различных сочетаний частей тела.
2. Сужение, расширение пространства. Исполняется группой: все ходят по классу через центр зала, в центре резко меняют направление:а) использовать пространство всего класса;б) использовать средней величины пространство; в) использовать маленькое пространство
3. Исследование плоскости пола. Передвижение по плоскости пола, по границам и диагоналям воображаемого квадрата.
4. Диагональные плоскости. Использование трех измерений (например, движение вверх, вправо и вперед задает диагональные направления).
5. Направление движений. Каждый выбирает конкретную точку в пространстве и начинает к ней двигаться, по достижении этой точки он должен коснуться ее и вновь выбрать следующее направление.
Энергия движения 1.«Ритм веса» Исполнять движения отдельных частей тела, используя силовые характеристики, — движения с максимальным напряжением сочетать с расслабленными движениями. Танец с предметом. Манипуляция и движения с легким предметом: надувным шаром, шелковым шарфом, лентой. Найти движения, которые гармонируют с движением этих предметов.
Время Ритм времени Три скорости: медленно, средне, быстро. Сменаскорости — по команде педагога. Меняя скорость, можно выбирать любую форму передвижения. Переход скорости можно осуществлять резко, с одновременной сменой способа передвижения. Например, медленныешаги, среднее вращение и быстрые прыжки.
Композиция пространства 1.Влияние пространственного расположения на восприятие движения.
2.Соотношение групповых форм и численных вариаций.
3.Соотношение хореографического рисунка и количества исполнителей.
4.Соотношение расстояния между исполнителями.
5.Создание вертикальной композиции. Скульптуры.
1. Исполнить несколько движений, постепенно опускаясь вниз, затем вверх. Соединить изменения пространства и силовыххарактеристик.2. Для группы из трех человек: а) начать с замкнутого круга; б) располагаться свободно, каждый индивидуально; 3. Создать движенческий мотив для двух исполнителей в унисон, варианты расположения исполнителей в пространстве 4. Установить очередность исполнения; 5.Надо использовать не только горизонтальное, но и вертикальное расположение исполнителей.Один создает позу в пространстве, другой спонтанно подстраивает свое положение к 1-му. Исполнитель не меняет свое расположение на площадке до тех пор, пока вся группа не подстроится.
Приложение № 2
Физиологические особенности детей.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Это касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позицией развивающей предметно-двигательной среды ребёнка .
Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений. Основой основ изучения хореографического искусства является танец с его веками выверенной методикой и культурой народа. Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.
Несомненно, в процессе занятий хореографией происходит гармоничное физическое развитие детей. Естественно, это связано с тем, что существует определенные требования к набору в детские коллективы, и они, в отличие от своих сверстников, получают достаточную двигательную нагрузку. В результате длительных занятий хореографией интенсивно развиваются многие физические качества: увеличивается подвижность в суставах, гибкость, сила мышц, выносливость. Однако для успешного освоения сложных прыжков, равновесий, поворотов в танце необходимы дополнительные физические упражнения для целенаправленного развития нужных качеств юного танцовщика. Часто возникает необходимость и в коррекции различных нарушений физического развития и осанки, являющихся следствием специфичной тренировки и чрезмерной нагрузки на определенные системы организма.
Таким образом, одной из важнейших задач современной хореографии является не только развитие высокого уровня исполнительского мастерства, но и своевременное определение функционального состояния организма, его здоровья и изменений опорно-двигательного аппарата занимающихся танцем детей и подростков, внесение коррекции в тренировочный процесс и проведение восстановительных мероприятий. В связи с этим, особо актуальным в работе педагога- балетмейстера является овладение им основ многих естественнонаучных дисциплин, таких как возрастная анатомия и физиология, медицина, гигиена детей и подростков. Таким образом, навыки использования элементов развивающей и коррекционной гимнастики, направленной на подготовку учащихся хореографических классов к профессиональной деятельности танцовщика являются важным профессиональным составляющим педагога-балетмейстера.
Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции организма ребенка на дозированную физическую нагрузку. Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физическими упражнениями (в частности, тренировкой) — соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма .
Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцовщиков по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия – чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому – ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке.
Приложение № 3
Методическое обеспечение программы
Используемые педагогические технологии
В основе реализации программы – использование современных педагогических технологий личностно – ориентированной направленности, целеполагающей основой которой является внимание к личности ребенка, обеспечение комфортных условий для ее развития.
Использование современных технологий в педагогической практике дает возможность более успешно взаимодействовать с детьми, способствует более полному раскрытию их творческого потенциала.
Личностно-ориентированные и деятельные технологии преследуют цель максимально выявить, инициировать, «окультурить» опыт ребенка. Они дают педагогу возможность помочь каждому учащемуся познать себя, ощутить себя. Как личность самоопределиться и самореализоваться через основную деятельность. Индивидуальный подход каждому ребенку. Задания, соответствующие возрастным особенностям и личностным качествам – необходимое условие в деле обучения, развития и воспитания детей.
Технологии активизации и интенсификации деятельности предлагают акцентирование внимания на развитии практических навыков учащихся. Приобретая практический опыт, ребенок быстро преодолевает начальные трудности в обучении, не заостряет внимания на отдельных элементах, осваивает программный материал, постоянно участвуя в деятельности, постепенно совершенствуя- свои навыки.
Проектные технологии способствуют формированию у обучающихся навыков саморазвития и самосовершенствования.
Технология сотрудничества дает возможность педагогу помогать учащимся осваивать опыт поколений в тесном взаимодействии. Воспитывающая функция этой технологии направлена на отношение людей без давления авторитета взрослых. Авторитетом становится дело, которым они занимаются. Это способствует формированию коммуникативных навыков учащихся, их способности жить в гармонии с окружающим миром, с обществом, с обществом, с самим собой. Весь образовательный процесс построен на совместной развивающей деятельности взрослого и ребенка , с самим собой. Весь образовательный процесс построен на совместной развивающей деятельности взрослого и ребенка, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата деятельности.
Игровые технологии эффективны в любом возрасте. Способность детей во всем находить волшебство, все обыгрывать помогает развивать фантазию и воображение. Игровые технологии направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складываются и самоуправленческие способности обучающегося.
Технология развивающего обучения по Л. В. Занкову. Ее использование предполагает активно - Деятельностные способ, идущий на смену объяснительно – иллюстративному способу.
Деятельностные технологии предполагают включение ребенка в активную творческую деятельность и получение знаний, умений и навыков именно в процессе деятельности. Осуществляется принцип от практики к теории к практике.
Используемые
педагогические
технологии Методы, приемы
Личностно – ориентированные технологии:
Педагогика
сотрудничества Гуманно – личностный подход к ребенку
Метод концептуальности воспитательной системы, основанной на доверии, единстве воспитания и обучения, на обучении без принуждения.
Методы общения – создание ситуации общения: дискуссии, тематические беседы, анкетирование, совместное посещение мероприятий ,выставок, совместные творческие разработки, диспуты, конкурсы, круглые столы. Эти методы развивают коммуникативные способности обучающихся, их умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способствуют успешной адаптации в социуме.
Совместная разработка творческих проектов: взаимодействие обучающихся и педагога (группы педагогов) при совместной подготовке к мероприятию, конкурсу, концерту, фестивалю, где основным является общее дело и возможность к самореализации.
Технология эмоционального стимулирования Метод эмоционально – образного погружения: создания педагогом самой атмосферы предстоящей деятельности.
Метод эмоционального стимулирования успехом и перспективности развития: демонстрация достижений обучающихся, которые добились высоких результатов в избранном виде деятельности; демонстрация эталонных образцов, которые не оставляют обучающихся равнодушными и побуждают их к саморазвитию в избранной деятельности.
Метод «эмоционального пробуждения разума»: опора на эмоциональную сферу ребенка, на его имеющийся социальный опыт.
Технологии активизации и интенсификации деятельность:
Деятельностные
технологии Метод сочетания эмоционального и рационального: увлечение идеей в сочетании с кропотливой работой.
Метод познания через практическую деятельность ( осуществляется принцип : от практики >к теории>к практике).
Проблемное обучение Метод создания проблемной ситуации, предполагающей нахождение решения самими обучающимися.
Метод создания самостоятельного выполнения заданий.
Метод творческого проектов.
Метод перспективности: проекция на результат и на участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах; проекция на изобретательность.
Метод сравнительных аналогий: сравнительный анализ работ обучающихся с эталонными образцами.
Игровые
технологии Дидактические игры: их разнообразие предполагает освоение программного материала в любой области.
Дидактические игры на развитие определенных психофизических и личностных качеств.
Метод эмпатии – «вживания» в предлагаемые обстоятельства и образы, « прочувствования » материала, нахождения способов решения творческих задач через эти ощущения.
Метод «мозгового штурма» (предложен А.О.Осборном в 1957 году), основан на гипотезе, что из большого количества идей ( предложенных вариантов решений) найдется верная.
Метод случайных ассоциаций (предложен Г.Я.Бушем в 1972). Суть метода – в использовании различного вида аналогий (ассоциаций).
Метод комбинирования заключается в комбинировании высказанных альтернатив для создания новых.
Метод организующих понятий (предложен Ф. Ханзеном в 1953 году). Суть метода – в замене свойств хорошо известного предмета, наделение его другими свойствами и употребление другими способами. Включается воображение детей, происходит преодоление стереотипов мышления.
Здоровьесберегающие технологии:
Медико-профилактическая технология Методы: проветривания кабинетов, организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды.
Физкультурно-оздоровительная технология Методы: дыхательная гимнастика, формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье, организация и проведение физкультурно-оздоровительных и туристических мероприятий.
Технология раскрепощенного развития ( по В. Ф. Базарному ) Методы: проведение занятий в режиме смены динамических поз. Часть занятий дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятий дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой, туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах.
Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве с группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.
Технология экологического здоровьесбережения Методы: обустройство пришкольной территории, наличие зеленых растений в кабинетах и рекреациях, деятельность зимнего сада.
Альтернативные технологии:
Проектная технология Метод творческих проектов: создание самостоятельного проекта, решение которого является проявлением личностного отношения обучающегося к избранному виду деятельности.
Метод технологического проектирования – исследовательская деятельность обучающихся в рамках образовательной программы.
Защита рефератов – предоставление обучающимся возможности высказать свое отношение к предмету, на тему, заданную педагогом или на тему, которая ему близка и волнует его – формирование саморазвивающихся механизмов.
Технология социального самоопределения и нравственного становления Метод бесед: беседы о поступках, о героизме, о личности и ее месте в обществе; тематические беседы.
Совместный просмотр кинофильмов, театральных постановок – аналитическая беседа о героях, их поступках, об идее сюжета.
Метод социальных игр: «Офис», «Школа», «Банк», «Театр» и так далее.

Приложение №4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТОЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 1 этап
Раздел Содержание
Требования к обучающимся Критерии оценки
Музыкальность: метроритм самостоятельно определять сильную долю музыки, выполнять движения в такт 3 балла – умения и навыки проявляются всегда
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога
средства музыкальной выразительности уметь передавать темп, ритм эмоциональная отзывчивость самостоятельно передавать в движении характер, настроение музыки Физические данные растяжки полные шпагаты в трёх направлениях 3балла – физические перечисленные данные достаточно развиты
2 балла – физические перечисленные данные не достаточно развиты
1 балл – физические данные не развиты
гибкость в положении лёжа на животе, достать ногами до головы (тазобедренные кости на полу), встать в узкий мост выворотность уметь делать «Лягушку» лежа на животе прыгучесть высокий прыжок с затяжкой Техника танца память легко запоминать танцевальные комбинации и уметь самостоятельно воспроизвести их 3 балла – умения и навыки проявляются всегда, физически вынослив
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда, нагрузку до конца не выдерживает
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога, быстро устаёт
точность исполнения исполнять технически точно, в манере натянутость ног всегда исполняет движения с натянутым коленом и голеностопом выносливость выдерживать нагрузку, мышление запоминать и выполнять правильную раскладку движения, Воспитанность дисциплина не разговаривать на занятиях, сохранять внимание до конца занятия 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - никогда
отношения в коллективе корректное отношение к другим участникам коллектива Участие в концертной деятельности участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях ------------------ 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - ни разу за год
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТОЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2этап
Раздел Содержание
Требования к обучающимся Критерии оценки
Музыкальность: метроритм
средства музыкальной выразительности
эмоциональная отзывчивость выполнять движения в такт,
передавать характер музыки,
слышать акценты музыки 3 балла – умения и навыки проявляются всегда
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога
Знание терминологии ---------------- знать названия движений 3 балла – все названия на французском языке и перевод
2 балла – не все названия или без перевода
1 балл – некоторые названия движений
- - не знают названия движений
Физические данные: растяжки полные шпагаты в трёх направлениях 3балла – физические перечисленные данные достаточно развиты
2 балла – физические перечисленные данные не достаточно развиты
1 балл – физические данные не развиты
гибкость в положении лёжа на животе, достать ногами до головы (тазобедренные кости на полу), встать в узкий мост выворотность уметь делать «Лягушку» лежа на животе прыгучесть высокий прыжок с затяжкой Техника танца память легко запоминать танцевальные комбинации и уметь самостоятельно воспроизвести их 3 балла – умения и навыки проявляются всегда, физически вынослив
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда, нагрузку до конца не выдерживает
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога, быстро устаёт
точность исполнения исполнять технически точно, в манере натянутость ног всегда исполняет движения с натянутым коленом и голеностопом выносливость выдерживать нагрузку мышление запоминать и выполнять правильную раскладку движения Артистизм ------------ уметь эмоционально передать танцевальный образ
эмоциональная отзывчивость:
3 балла – всегда
2 балла – не всегда
1 балл – не отзывчив
Воспитанность дисциплина на занятии не разговаривать на занятиях,
не отвлекать других 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - никогда
самоорганизация не опаздывать, наличие репетиционной формы и костюмов,
аккуратный внешний вид отношения в коллективе корректное отношение к другим участникам коллектива Участие в концертной деятельности участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях ----------------- 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - ни разу за год
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С КАРТОЙ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 3 этап
Раздел Содержание
Умения и навыки Критерии оценки
Знание терминологии ---------------- знать названия движений 3 балла – все названия на французском языке и перевод
2 балла – не все названия или без перевода
1 балл – некоторые названия движений
- - не знают названия движений
Техника танца точность исполнения исполнять технически точно, в манере 3 балла – умения и навыки проявляются всегда, физически вынослив
2 балла – умения и навыки проявляются не всегда, нагрузку до конца не выдерживает
1 балла – умения и навыки проявляются только с помощью педагога, быстро устаёт
координация координация двигательных отделов выносливость выдерживать нагрузку вращения владеть техникой вращения память легко запоминать танцевальные комбинации и уметь самостоятельно воспроизвести их Творческие способности творческое мышление продолжить танц-ую комбинацию, предложенную педагогом навыки импровизации передать в пластике характер музыки через увиденный образ Артистичность ------------ уметь эмоционально передать танцевальный образ
эмоциональная отзывчивость:
3 балла – всегда
2 балла – не всегда
1 балл – не отзывчив
Воспитанность дисциплина на занятии не разговаривать на занятиях,
не отвлекать других 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - никогда
самоорганизация не опаздывать,
наличие репетиционной формы и костюмов,
аккуратный внешний вид отношения в коллективе корректное отношение к другим участникам коллектива Участие в концертной деятельности участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях ----------------- 3 балла - всегда
2 балла – не всегда
1 балл – иногда
- - ни разу за год
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.
От max количества баллов (1 этап – 45 баллов; 2 этап – 48 баллов; 3 этап-39 баллов) выявить детей с высоким, средним и низким уровнем развития.
Высокий уровень (выше 75%): 1 этап – более 34 баллов,
2 этап – более 36 баллов,
3 этап – более 29 баллов.
Средний уровень (от 50% до 75%): 1 этап – от 23 до 34 баллов,
2 этап – от 24 до 36 баллов,
3 этап – от 20 до 29 баллов.
Низкий уровень (ниже 50%): 1 этап – менее 23 баллов,
2 этап – менее 24 баллов,
3 этап – менее 20 баллов.
Дети, набравшие наименьшее количество баллов, с согласия родителей могут быть переведены в группу наименьшего года обучения. Средний балл подсчитывается для удобства, чтобы легче было отслеживать уровень развития в последующие годы.
АНАЛИЗ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК % ОТ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий
уровень
Результаты мониторинга________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________