Урок ИЗО Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока


Тема: Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока
Цель:
1.Образовательная Повторить и закрепить знания, умения и навыки детей по данной теме.
2. Развивающая Развивать внимание, память, наблюдательность, мелкую моторику. Развивать коммуникативные навыки в дизайнерском искусстве. Развивать интерес к искусству других народов.
3.Воспитательная Воспитывать уважение к искусству и традициям других народов.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы поговорим о многообразии художественных культур в мире, совершим увлекательное путешествие по разным странам мира и даже перевоплотимся в дизайнеров. И делать мы будем это не просто так.
Дело в том, что ко мне обратилось туристическое агентство “Вокруг света” с необычной просьбой: помочь в оформлении рекламного буклета. Агентство разрабатывает новый экскурсионный маршрут “Три великие культуры: Греция, Япония, Средневековая Западная Европа”. А я хочу сделать этот проект вместе с вами.
2.Повторение и обобщение знаний.
- Чтобы рассказать о культуре любой страны, там нужно побывать.
Поэтому мы начнём выполнение заказа с увлекательной экскурсии. Во время экскурсии вы увидите много интересного, услышите много нового. И чтобы всё это запомнилось лучше, я приготовила для вас Краткий СЛОВАРЬ путешественника – он на ваших столах.
Просмотр слайдов.
- Наше путешествие ми начнём с Греции.
- Кто может назвать столицу Греции? (Афины).
- Что такое Акрополь? (обрывистый холм, где была городская крепость).
- Самый прекрасный храм Древней Греции? (Парфенон).
- Откуда мы знаем о жизни древних греков? (изучая росписи ваз).
- А сейчас мы посетим страну восходящего солнца. Догадались какую? (Япония).
- Почему она так называется? (на востоке восходит солнце).
- Что изображено на флаге страны? (солнце).
- Посмотрите внимательно, кто знает, как называется самая известная гора Японии? Правильно это Фудзияма.
- Что японский народ ценит больше всего? (природу).
- В чём своеобразие природы Японии?
- Что самое знаменитое построили японцы? (сады).
- Какие самые необычные сады они построили? (сады – камней, сад камней храма Рёандзи ).
- Как называется здание японского храма? (пагода).
- Как называется национальная одежда? (кимоно – платье-халат).
- Традиционные цвета кимоно? (мужчины – холодные цвета, женщины – тёплые).
- С чем сравнивают японцы своих женщин? (цветы, бабочки).
- Цветение, какого растения собирает наибольшее количество туристов? (сакуры). Традиция любования сакурой очень древняя.
Смотрю вокруг и вижу:Розовая дымкаОбволокла уставший садНо вишни цвет задумчивый,И нежный-А это значит вновь пришлаВесна.Туман весенний, для чего ты скрылТе вишни, что окончили цветеньеНа склоне гор?Не блеск нам только мил,-И увяданье миг достоин Восхищенья!Ки-Но Цираюки.
- на какое наше дерево похожа сакура? (вишня).
- А сейчас давайте поговорим о средневековой Западной Европе.
- Какие современные страны находятся на территории Западной Европы? (Франция, Германия, Англия, Испания.)
- Сохранившиеся старые замки относятся к тому периоду.
- Давайте вспомним, как был устроен средневековый город?
- Что строили в центре города? (соборы).
- Как назывался стиль в архитектуре, когда всё стремиться вверх? (готический).
- Самый известный собор в Париже? (собор Парижской Богоматери).
- Чем было заполнено пространство окон в соборах? (цветными стёклами).
- Как это называется? (витраж).
- Как называется окно круглой формы? (роза).
- Каково своеобразие в одежде средневековья? (обувь с длинными носами, высокие головные уборы).
- Наша экскурсия подошла к концу и нам пора преступать к работе.
3. Практическая работа.
- А сейчас вы – дизайнеры.
- Но прежде я хочу предложить вам три кандидатуры ребят, которые войдут в состав художественного совета и будут помогать отбирать работы мне как председателю совета для проекта буклета это…
Критерии оценки и отбора работ ( на доске):
Правильное композиционное решение.
Аккуратность.
Лучшее цветовое решение.
- В связи с малым количеством времени отводимого на задание мы с вами сейчас будем осваивать новые техники исполнения.
- Для основы работы агентство предлагает вам использовать такие заготовки (показ).
- У вас на столе есть шаблон с очертаниями средневекового города. Возьмите половину альбомного листа, положите её вертикально и сложите пополам, отгибая от себя. Прогладьте линию сгиба. Возьмите шаблон контура средневекового города.
- На шаблоне изображён весь город? (половина). Как надо приложить шаблон к согнутому листу бумаги? Теперь придерживая шаблон одной рукой, другой обведите его.
- Какие правила работы с ножницами нам необходимо помнить при работе? При помощи ножниц вырежьте очертания города.
- Какого цвета краски используем? Почему? (цвет камня разный).
- Возьмите лист основы. Как определить расположение листа, если это небо? Почему?
- Возьмите кусочки паралона и набрав краску, методом примакивания сделайте очертания города.
- Пока работа подсыхает, вернёмся к Греции. Изготовим часть колоны. Возьмите маленький листочек бумаги. Согните его пополам вдоль. Посмотрите, где у вас шаблон колонны. Какому ордеру принадлежит эта колонна? Приложите её к бумаге, обведите и вырежьте.
- А теперь придвиньте работы поближе и будем “сажать” сакуру (через трубочку для коктейля дуют на каплю туши в разном направлении)
- В основании дерева приклейте колонну. Как надо наносить клей?
- Что будем делать сейчас? Правильно, цветы. Какой цвет нам для этого понадобится? Как его получить? Как называются цвета, полученные при добавлении белого?
- Кто всё сделал, добавьте на своей работе травку, чтобы больше чувствовалась наступающая весна.
- Члены художественного совета, пройдите и просмотрите работы.
4. Игра “Художник – зритель”.
- Давайте посмотрим на наши работы.
- Удалось ли нам совместить разные культуры и выполнить заказ туристического агентства?
- Понравились работы?
- Какая, по вашему мнению, наиболее удачная?
- Мне понравились ваши работы, и я предлагаю отдать в агентство все наши дизайнерские разработки, пусть их художественный совет тоже выберет, и узнаем, совпали ли наши мнения и какая работа в итоге войдет в рекламный буклет.
5. Подведение итогов.
- Давайте вспомним, какова же была тема нашего урока?
- Соответствовала ли наша работа на уроке теме?
- А теперь я хочу узнать, запомнилась ли вам экскурсия? Сумеете ли вы теперь различить культуру этих стран? Кто из вас самый внимательный? Итак, вопрос – ответ – только не хоровой!
1. Я стою на вершине горы Фудзияма. В какой стране я нахожусь?
2. Я в прекрасном саду камней. Где я?..