Выпускная работа по дополнительной образовательной программе «Реализация требований ФГОС второго поколения средствами современного УМК по географии» по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода в изучении географии как средства формирования


Областное государственное бюджетное учреждение
«Центр образования и системных инноваций Ульяновской области»
(ОГБУ «Центр ОСИ»)
Выпускная работа
по дополнительной образовательной программе
«Реализация требований ФГОС второго поколения средствами современного УМК
по географии»
по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода в изучении географии как средства формирования познавательно-коммуникативной компетентности учащихся»

Работа выполнена
слушателем курсов повышения квалификации
учителем географии МБОУ Радищевской сш №1
Фатьяновой Татьяной Николаевной.
Научный руководитель:
Храмова Евгения Владимировна,
главный специалист
отдела организационно - методической работы
ОГБУ « Центр ОСИ»
Ульяновской области.
г. Ульяновск , 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..2-3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА.1.1. Актуальность опыта…………………………………………………3-5
1.2. Теоретическая база опыта………………………………………..…5-7
II. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ  
 2.1. Построение образовательного пространства
на основе системно - деятельностного подхода……………………7-8
2.2.Система дидактических принципов
системно-деятельностного обучения…………………………………9-11
2.3.Урок географии на основе системно –деятельностного похода…11-17
2.4. Опыт использования системно - деятельностного подхода
в преподавании географии……………………………………………17- 21
2.5. Дистанционная поддержка обучения географии………………… 21-22
2.6. Результативность опыта……………………………………………..22-24
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА.
3.1.Задания для организации самостоятельных и практических работ…24
3.2. Задания для организации внутришкольного
контроля и мониторинга качества географического образования…….25-31
3.3.Самостоятельная работа с текстом………………………………….32
3.4. Открытый урок географии в 5 классе « Воды суши. Реки»
Заключение
Список литературы.
Введение.
Тема моего педагогического исследования: «Реализация системно-деятельностного подхода в изучении географии как средства формирования познавательно-коммуникативной компетентности учащихся» Единственная наука, формирующая понимание территориального многообразия современного мира, особенностей и закономерностей взаимодействия природы и общества на современном этапе – география. Несмотря на это, география стала «падчерицей» в школьном учебном плане, наблюдается спад интереса к географии и со стороны учащихся как к предмету неперспективному, не дающему возможность получить престижную высокооплачиваемую работу. Сейчас у меня возникла возможность, потребность и желание использовать имеющиеся знания в работе с «племенем младым и незнакомым». Другим важнейшим условием возникновения опыта стало появление в моей педагогической жизни удивительных детей - добрых, отзывчивых и открытых, и, что очень важно, таких же отзывчивых и открытых родителей. Эти дети – ученики родного выпускного класса. Педагогическая система появилась именно в работе с этими учениками, в которых вложено столько сил, терпения и любви, что теперь многих из них я считаю своими детьми. Именно они помогли осознать, что важна не просто деятельность, а деятельность в сотрудничестве. С 2010 года МБОУ Радищевская сш № 1 работает по теме «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в современных условиях модернизации образования». Тема моего педагогического опыта является логически обусловленной с точки зрения педагогических задач, над которыми работает коллектив нашей школы:
Развитие и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий;
Дальнейшее совершенствование научно-методической работы, направленной на повышение творческого потенциала учащихся;
Целенаправленное осуществление подготовки к единому государственному экзамену;
Обеспечение методической поддержки предпрофильной подготовки и профильного обучения;
Научно-методическое сопровождение периодов перехода учащихся на новую ступень обучения.
Таким образом, выбранная мной тема педагогического опыта соответствует задачам школы, а также запросам со стороны родителей и учащихся.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА.
1.1. Актуальность опыта.
В современном обществе происходит изменение понимания сущности образования. Не передача готовой суммы знаний, умений, навыков, а развитие личности; не запоминание информации, а творчество; не готовность воспроизвести полученную информацию, а умение использовать знания в нестандартной ситуации. Данные тенденции закреплены в Концепции модернизации российского образования: « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны». В Новом Стандарте образования сказано: «…школа должна формировать…ключевые компетентности, определяющие современное качество образования… инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе».
Возможно ли выполнить данную установку, используя только методы и формы традиционной классно-урочной системы?
Возможно ли воспитать человека, способного и готового активно действовать – не совершая действий ежедневно?
Возможно ли воспитать человека – патриота своей страны – не показав ему её красоту, величие и уникальность? Воспитать человека, способного адаптироваться в обществе – не создавая возможностей разнообразного общения с разными его представителями ещё в школьные годы?
На мой взгляд, современная школьная география, обладая огромными возможностями воспитания и развития человека XІ века – деятельного, коммуникабельного, способного находить, анализировать и трансформировать географическую информацию с целью использования в географическом прогнозе – эти возможности не реализует в силу пассивности подхода к обучению. Учащийся предстает при этом своеобразным вместилищем информации, в который учитель более или менее умело «укладывает» необходимые знания, умения, навыки. Данная ситуация приводит к противоречиям:
между необходимостью и неумением ориентироваться в окружающем мире;
между огромным количеством географической информации и неумением школьников определить полезную информацию для эффективного усвоения учебного материала;
между необходимостью развития творческих способностей учащихся и ограниченностью возможности подобного развития в рамках только урочных форм деятельности.
Ставя перед собой задачу, добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, учитель должен помнить, что существует два взаимосвязанных пути ее решения:
через содержание учебного материала;
через организацию учебной деятельности учащихся.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала, рассмотрением известных сведений в новом аспекте, с использованием историзма в преподавании, с раскрытием практического значения знаний, с показом современных научно-технических достижений, с использованием на уроках поэзии и художественных произведений.
Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятии; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование отдельных параграфов учебника или ответов товарищей; организация географических эстафет и путешествий, уроков- конференции, семинаров и диспутов.
Такой подход позволяет учащимся стать активными субъектами, приобретающими знания. Именно в разнообразных формах и уровнях деятельности снимается противоречие между пассивным характером традиционного обучения и социальным заказом общества, выраженном в требованиях к подготовке выпускников по географии самостоятельно находить и преобразовывать географическую информацию и использовать её в практической деятельности и повседневной жизни.
1.2. Теоретическая база опыта.
Педагогический опыт, который я представляю, имеет философскую, психологическую, дидактическую и социально-педагогическую основы. В философской основе лежат идеи гуманизма , природосообразности: каждый человек ценен как личность, имеет право на свободу (она состоит в раскрытии природных задатков человека – Г. Марсель), счастье. Я опираюсь в своей работе на идеи А.Дистервега, который требовал, чтобы учитель не только «приохотил ученика к учению», но всегда бы «возбуждал его деятельность»; и В.А.Сухомлинского, призывавшего специальными мерами и приемами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Психологическая и дидактическая основы системы – деятельностная теория обучения, разработанная Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, П.Я.Гальпериным и др. Центральное место в ней занимает принцип единства сознания и деятельности, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической (С.Л. Рубинштейн). Современные философы, психологи и педагоги едины в своем мнении, что изменения, происходящие в современном образовательном пространстве, затрагивают не только его содержательную сторону, но и механизм его осуществления, составной частью которого является система взаимодействия всех его участников. Методологическую основу анализа проблемы учебного взаимодействия в целом заложили исследования Ю.К. Бабанского, Е.В. Бондаревской, Л.Г. Вяткина, П.Я. Гальперина, М.Н. Скаткина. Продвижение к успеху невозможно без установления особых отношений между педагогом и учащимися, демократичных по своей сути (партнерских), учитывающих индивидуальные особенности детей и личность педагога. Исследованию такого взаимодействия посвящены работы Ш.А. Амонашвили, М.В. Алешиной, М.В. Корепановой и других. Идея продуктивности современного образования, основанная на сотрудничестве, педагогической поддержке и взаимопонимании во всех личностно-деятельностных сферах является обязательным компонентом, обеспечивающим эффективность процесса обучения и как своеобразный самостоятельный результат обучения, расширяющий стандартизированные нормы знаний, умений и навыков. Идеи продуктивности образования рассматриваются в трудах М.И. Башмакова, О.М. Леонтьева, М.Сикорова и других. Для достижения качественных образовательных результатов и продвижению по «лестнице успеха» - «лестнице деятельности» нужны не только традиционные, но и новые средства обучения, и построенные на их основе новые технологии обучения. Речь идет, прежде всего, о создании новой среды обучения и педагогической поддержки на основе средств информационных технологий, направленной на самостоятельную учебную деятельность, развитие творческих способностей и личности обучаемых. (Г.К.Селевко, А.А.Летягин, В.Б.Пятунин). Системно-деятельностный подход стал основой стандартов нового поколения. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…"
II. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ  
 2.1. Построение образовательного пространства на основе системно-
деятельностного подхода.
Приоритетными направлениями государственного образовательного стандарта в преподавании предмета в новых условиях являются:
переход к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
переход от освоения определенной суммы знаний — к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
приближение образования к современным потребностям страны, востребованность его результатов в практической деятельности и повседневной жизни;
-формирование стойкой мотивации к непрерывному образованию и активной самостоятельной познавательной деятельности.
Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Применительно к моей педагогической системе его слова означают, что для воспитания активного гражданина с географическим мышлением возможно через приобретение учащимися опыта разнообразной, в том числе географической, деятельности, направленного на достижение определенных результатов – компетентностей, то есть компетентности и деятельность неразрывно связаны между собой. В своей работе из всех компетентностей, выделенных в Стандарте образования, я уделяю особое внимание познавательной и коммуникативной, считая наиважнейшими следующие: Поиск и выделение необходимой информации;
Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Умение осознанно и произвольно строить устную и письменную речь;
Умение ставить цели и структурировать знания;
Умение слушать, вступать в диалог, учитывать позиции других людей, партнера по общению и деятельности.
Идею моей педагогической системы очень точно и ярко выразил Максимилиан Волошин:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить!
2.2. Система дидактических принципов в системно - деятельностном подходе.
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Условиями успешного функционирования моей педагогической системы я считаю следующие дидактические принципы:
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и его развитие осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им собственного знания;
Принцип целостного представления о мире: у ребенка должно быть сформировано целостное представление об окружающем мире и о своем месте в нем;
Принцип разноуровневости: учащемуся предлагается содержание образования на продуктивном (творческом) уровне и обеспечивается усвоение им содержания на минимально возможном уровне (уровне образовательного стандарта);
Принцип комфортности: создание доброжелательной атмосферы, необходимой для педагогического сотрудничества;
Принцип творчества: ориентация на приобретение учащимися опыта собственной творческой деятельности.
Основной из главных задач вижу в организации учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, важно организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу с вопросом - (Какие факты на лицо»?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?)Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Действие учителя Действие ученика
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

2.3. Урок географии на основе системно –деятельностного похода.
Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.
Основой современного урока географии выступает деятельностный подход. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных заданий с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Системно-деятельностный подход предлагает следующие типы уроков (5 групп уроков), которые распределяет по целеполаганию.
1 группа – уроки «открытия» новых знаний.
Выделяют 2 цели:
А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2 группа – урок отработки умений и рефлексии.
А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД.
Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
3 группа - уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)
А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно - методических линий.
Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
4.группа – уроки развивающего контроля.
А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции.
Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
5 группа – урок – исследования (урок творчества)
А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.
Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.)
3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8.Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
Разбиение учебного процесса на уроках разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Только тогда построение технологии организации уроков разных типов сохраняется деятельностный метод обучения и обеспечивается соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализируется требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаю тематические рамки («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения:
а) организую восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;
б) выявляю причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
а) ставят цель,
б) строят план достижения цели,
в) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник)
г) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе считаю необходимым организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организуется усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовываю самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Организуется выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) «… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Организуется оценивание учащимися собственной деятельности, организую фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организую обсуждение и запись домашнего задания. В Приложении представлен урок по данной методике по теме « Воды суши. Реки» в 5 классе, который получил высокую оценку на областном конкурсе « Лучший учитель географии» в 2015 году (3 место).
Таким образом. использование системно- деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
Все эти направления нашли отражение в содержании технологических карт.
Технологическая карта позволяет:
реализовать стандарт второго поколения;
понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
сформировать целостную картину мира за счёт реального использования межпредметных связей;
полностью использовать воспитательный потенциал;
определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом на последующих уроках;
реализовывать свой творческий потенциал;
индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.
Конструирование технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос « Чему учить?» Технологическая карта - « Как учить?», как помочь ребёнку эффективно освоить содержание образование, достичь требуемых результатов.
2.4. Опыт использования системно - деятельностного подхода в преподавании географии.
Цель данного педагогического опыта – создание условий для воспитания человека с географическим мышлением, активного, успешного, умеющего учиться, способного к постоянному развитию и познанию мира, умеющего сотрудничать, толерантного и готового применить свои знания на практике, патриота своей страны. Познавательно-коммуникативная компетенция является условием для реализации этой цели, поэтому может быть определена как промежуточная цель. Для конкретизации цели я ставлю следующие задачи:
Освоение стандартов образования через практико-ориентированную учебную деятельность;
Применение методики краеведческой деятельности для изучения географии страны и мира;
Участие в конкурсах, проектах, олимпиадах разного уровня;
Оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении через создание разнообразных коммуникаций с организациями, специалистами и т.д.
Создание системы педагогической поддержки учащихся. Свою систему работы я представляю «лестницей успеха», по которой провожу своих учеников. «Лестница» - символ движения вверх, преодоления препятствий, себя, символ действия. Каждая ступенька лестницы – ступенька развития ребенка, «малое открытие», ситуация или действие, в котором ребенок достигает малого или большого успеха. «Лестница успеха».
Первый этап, или «подножие лестницы»: мотивационно-определяющий. На этом этапе происходит определение цели движения «по лестнице» (что я хочу в результате получить?), определение «попутчиков» - единомышленников (с кем я пойду и кого поведу?), мотивация (мне это необходимо, потому что…). Это этап работы над собой, создания и осмысления собственных педагогических воззрений, этап постановки целей, «прокладывания маршрута». Наверное, его можно сравнить со сбором тех «камушков», из которых будет сложена первая ступень «лестницы успеха». Сейчас, когда эта «лестница» сложена, я понимаю, что уже давно представляла, что хочу увидеть на ее верхних ступенях. В моей практике первый этап совпадает с «вручением» учителю классного руководства – маленьких пятиклашек, которые приходят из начальной школы в среднее звено как в новую, большую, незнакомую и очень интересную жизнь. Учитель на данном этапе – непререкаемый авторитет уже потому, что старше и опытнее. Как важно именно на этом этапе совместного развития (движения) сохранить доверительное отношение учеников и перевести его в осознанное уважение и понимание!
Второй этап: организационно-накопительный. В начале движения «по лестнице» я предлагаю учащимся большое количество идей, ситуаций, проблем, в которых они могут себя проявить. Постепенно возникает и осознается учащимися мысль: «Без географии мы нигде!». География – настолько интегративная наука, что познание мира и себя без нее невозможно и неинтересно! Следовательно, начинаем отбирать виды деятельности географической направленности. На данном этапе «лестницы» предлагаю ученикам деятельность в «Школе географа-следопыта», основанную на проведении наблюдений за природными процессами и явлениями. Мы создаём модели (например, действующую модель вулкана, родника , модель внутреннего строения Земли, модели метеорологических приборов), ставим эксперименты на уроках о свойствах воды, воздуха, наблюдаем за высотой Солнца и погодой, участвуем в предметных марафонах, чемпионатах и интеллектуальных турнирах( в 2015 году заняли 1 место на муниципальном конкурсе «Во всех науках мы сильны»), во Всероссийской олимпиаде. Дети учатся работать в команде, накапливают опыт деятельности, «пробуют силы». Таким образом, все эти активности, несомненно, ведут вверх, но «лестница» пока – как амфитеатр, то есть движение может быть разнонаправленным, а моя цель – человек с географическим мышлением и определенными компетентностями!
Третий этап: исследовательско - практический. Выходим в природу, в окружающий мир, причем осуществляем «погружение» в природную среду – организуем походы на 1-3 дня. Все, что на уроке в классе звучит сухо и скучно, вдруг приобретает особый смысл в походе. Я обязательно обращаю внимание учащихся на особенности окружающей местности, поддерживаю их попытки объяснить эти особенности. В походах ребята попадают в ситуации, которые вынуждают, требуют применения всех школьных знаний. Например: в каком месте разбить лагерь? Надо учесть особенности рельефа, близость к источнику воды, характер растительности, направление ветра и т.д. Вот она, география! А если учтем, что решение принимается коллегиально, то поймем, что в подобных ситуациях формируются не только познавательные, но и коммуникативные качества личности. Реальная ситуация: в начале сентября один из походных дней выдался у нас очень тяжелым – было жарко и душно. Ребята сначала вспомнили приметы, а потом совместно с учителем предположили, что является причиной духота, то есть установили причинно-следственные связи. Ребята понимали, что от их решения зависит их здоровье или даже жизнь. Вспомнили и географию, и физику, и биологию! Я уверена, что ни на каком уроке создать такую атмосферу практической потребности в знаниях просто невозможно. В походах и экскурсиях такие ситуации возникают постоянно, я стараюсь их не пропускать и использую для научного обоснования практических действий. Большинство взаимосвязей и закономерностей, изучаемых в курсе школьной географии, мы находим, подтверждаем, объясняем в походах и экспедициях. Таким образом, мы совершаем «малые открытия» (для науки малые, а для ученика-то огромные!) На туристических маршрутах учащиеся начинают ощущать себя гражданами России. Они учатся вести себя в соответствии с концепцией устойчивого развития планеты, то есть так, чтобы сегодняшние действия по удовлетворению потребностей не уменьшили возможностей наших потомков удовлетворять свои собственные потребности. Учащиеся учатся сотрудничать, понимать друг друга, помогать в новых, нестандартных ситуациях. Во взаимодействие вовлекаются родители учеников, которые становятся также участниками деятельности. Так на практике формируется коммуникационная компетентность учащихся. На этом этапе определяется команда учащихся с четкой мотивацией деятельности, у которых сформированы необходимые для дальнейшего продвижения по «лестнице успеха» познавательные и коммуникативные умения. Четвертый этап: творческий. Каждая «ступенька лестницы» на этом этапе – конкурс, проект, учебная ситуация – ставит целью получение определенного конкретного результата: образовательно-познавательного или коммуникативного продукта. Этим продуктом может быть публикация, экскурсия, исследовательская работа, выступление и т.д. Я действую уже не как учитель, а как часть команды. Мои функции меняются, я направляю, помогаю, предлагаю, убеждаю, но стараюсь не давить. На данном этапе главным я считаю сотрудничество во всех его формах: учителя и учеников; учеников друг с другом; учеников и учителей с родителями; дистанционное сотрудничество. На этой части «лестницы успеха» важна атмосфера единства, понимания, окрыленности, стремления к успеху. И, получается создавать такую атмосферу, поэтому мои ученики стремятся к участию в географических проектах, совершенствуя и развивая свои познавательные и коммуникативные способности.
2.5. Дистанционная поддержка обучения географии
С целью создания единой и непрерывной образовательно-воспитательной среды мною исследуются методические возможности дистанционной поддержки обучения географии. Дистанционная поддержка обучения является актуальной и инновационной формой взаимодействия участников образовательного процесса, так как позволяет перейти на парадигму непрерывного образования и использовать методы и приемы, недоступные в традиционном обучении. К тому же дистанционная поддержка позволяет идти в ногу со временем, чутко реагируя на изменения в педагогической обстановке, внося коррективы и образовательный процесс. Дистанционная поддержка субъектов образовательного процесса особенно важна для географии. Географическая наука в настоящее время наиболее активно развивается по пути информатизации. Дистанционное зондирование Земли, использование космических снимков в решении практических задач, создание геоинформационных систем – все направления развития связаны с компьютером, Интернетом. Дистанционная поддержка образования - способ проложить индивидуальную образовательную траекторию учащихся, для которых экран монитора стал главным источником информации и организовать непрерывную географическую деятельность. Основными элементами дистанционной поддержки стали: курс для учащихся 5-6 классов «Дневник географа-следопыта», рассчитанный на работу в течение учебного года. В настоящее время на курсе обучается коло 30 учеников 5-6 классов. В 7 классе организован курс «Школа географа - следопыта»
2.6. Результативность обучения географии.
Для определения результативности данного педагогического опыта мною была использована методика внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся Фишмана И.С. (Региональные проекты модернизации образования, http://projects.kpmo.tomsk.ru/). Отслеживая уровень сформированности познавательно-коммуникативной компетентности учащихся, применяю внутреннюю и внешнюю оценки. Внутреннее оценивание осуществляю в процессе работы над проектом, выполнения учебного задания, групповой работы. Ее критерии известны ученику, поэтому он может самостоятельно отслеживать свое продвижение в обучении. Однако данная оценка не может использоваться для контроля качества работы по формированию компетентностей, она используется как стимулирующая оценка. Внешняя оценка представляет систему стандартизированных тестов и используется для выявления формирования отдельных компетентностей учащихся.
Динамика повышения уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся.
1 уровень: следование процедуре обсуждения проблемы под руководством учителя;
2 уровень: учащиеся определили правила и вопросы обсуждения проблемы, составили план работы над ситуацией;
3 уровень: учащиеся зафиксировали результаты обсуждения, предложили план действий по завершении обсуждения, но не смогли самостоятельно определить пути выхода из тупиковой (нестандартной) ситуации;
4 уровень: учащиеся предложили пути выхода из тупиковой ситуации, выявили причины неэффективности обсуждения.
Динамика повышения уровня сформированности познавательной компетентности учащихся.
1 уровень: учащиеся задают вопросы, указывающие на недостаток необходимой информации;
2 уровень: учащиеся указывают, какая информация необходима для решения проблемы и почему;
3 уровень: учащиеся анализируют имеющуюся информацию, планируют ее поиск в соответствии с заданием, самостоятельно выбирают информационные источники;
4 уровень: учащиеся выделяют вопросы, по которым необходимо получить информацию по нескольким источникам, преобразовывают полученные сведения для решения полученной задачи.
Эффективность реализации педагогической системы заключается в положительной динамике результатов обучения, в последовательном переходе учащихся с более низкого на более высокий уровень. Динамика знаний учащихся по географии 5-6 классы (по ФГОС).
Учебный год Средний балл, полученный учащимися по предмету Процент учащихся, успешно (на «4» и «5») освоивших государственные программы по преподаваемому предмету
2013-2014 4,3 79%
2014-2015 4,4 81%
I полугодие
2015- 2016 4,7 83%
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТА.
3.1.ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ
Для формирования знаний о различиях в расселении населения по территории Российской Федерации:
1. На контурную карту Российской Федерации нанести все города с населением более 1 млн. чел. Укажите рядом с пунсоном городов федерального значения количество проживающего в них населения.
2. Выделите на контурной карте районы с преимущественным проживанием (более 80%) городского населения и районы, где городское население составляет менее 50%.
3. На контурной карте Российской Федерации обозначьте города, в которых вам удалось побывать. Составьте рассказ об одном из этих городов.
4. На контурной карте своей области обозначьте местонахождение наиболее крупных городов и сельских населенных пунктов. Сравните жизнь горожанина и селянина. Выделите преимущества и недостатки жизни в городе и на селе.
3.2.ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1.Итоговая контрольная работа в 9 классе.
Цель:
Проверка знаний учащихся по географии за курс основной школы( 9 класс).
Принципы:
1.Индивидуальные задания (2 варианта)
2.Дифференцированный подход (2 уровня сложности)
3.Вопросы составлены в формате и по заданиям ОГЭ и ГИА по географии.
Критерии оценивания:
Задания категории А на знание экономико-географического положения России .-1 балл
Задания категории А на знание особенностей населения России и его размещения- по2 балла.
Задания категории А на знание физико- географических особенностей природы России -1 балл
Задания категории В на определение субъекта Российской Федерации и его столицы.-3 по 1 баллу
Задания категории В на знание отраслей специализации хозяйства и его размещения - 2 балла.
Задания категории С на определение субъекта РФ по его краткому описанию- 3 балла
Итого :23-21 балл- «5»
20-17 баллов- «4»
16--10 баллов- «3»
9 и ниже - «2»
1 вариантЧасть I 1. С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу? 1) Финляндия; 2) Армения; 3) Болгария; 4) Турция. 2. Коренными жителями Европейского Севера России являются 1) хакасы; 2) карелы; 3) марийцы; 4) тувинцы. 3 . В каком из перечисленных регионов России зимы наиболее холодные? 1) Калининградская область; 2) Якутия; 3) Астраханская область; 4) Татарстан. .4.Установите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами
СУБЪЕКТ РФ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР
А) Амурская область 1) Улан-Удэ
Б) Забайкальский край 2) Чита
В) Республика Коми 3) Благовещенск
  4) Сыктывкар
5. Какой из перечисленных народов России является наиболее крупным по численности? 1) якуты; 2) карелы; 3) татары; 4) ханты.
6.. В каком из перечисленных районов России наиболее развита лесная промышленность? 1) Поволжье 2) Европейский Юг 3) Центральная Россия 4) Европейский Север. 7.. Определите, к традиционным занятиям какого из перечисленных народов России относятся оленеводство и рыболовство. 1) башкиры; 2) калмыки; 3) ненцы; 4) кабардинцы. 8.. В каком из перечисленных экономических районов России средняя плотность населения наибольшая? 1) Дальневосточный; 2) Западно-Сибирский; 3) Восточно-Сибирский; 4) Северо-Западный
9. В каком из следующих высказываний содержится информация об урбанизации?
1.В 2006 году, согласно данным Росстата, родилось 1 млн 479,6 тыс. человек.
2.В Сибири, площадь которой составляет почти 3/4 территории России, проживает менее четверти населения.
3.В 1897 г. в России имелось лишь 16 городов с населением более 50 тыс. человек, сейчас их около 350.
4.Общее число приехавших в Россию в 1992—2000 гг. оценивается в 8 млн человек.
Часть II
10.Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край по суше граничит с одной из зарубежных стран. По размерам территории его можно сравнить с крупным европейским государством. Бóльшую часть территории занимает равнина, а на юге расположены горы. Климат края формируется под воздействием теплых морей. Он разнообразен: от холодного климата высокогорий к умеренно-континентальному и субтропическому климату. Основное достоинство края — огромный рекреационно-туристический потенциал. Это один из самых известных, богатых, красивых и интересных курортных регионов России
11. Установите соответствие между религией и народом России, большинство верующих которого исповедует её.
РЕЛИГИЯ НАРОД 1) буддизм А) башкиры 2) ислам Б) буряты 3) христианство В) юкагиры Г) мордва
Итоговый тест по географии (9 класс) – 2 вариант Часть I 1. Какое утверждение о географическом положении России является верным? 1) На юго-западе Россия граничит с Украиной;
2) Крайняя северная точка страны находится на полуострове Ямал;
3) Площадь территории страны превышает 20 млн кв. км; 4) Россия омывается морями четырех океанов. 2 Коренными жителями Дальнего Востока России являются 1) ненцы; 2) карелы; 3) чукчи; 4). тувинцы3. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения? 1) Кольский полуостров; 2) острова Новая Земля; 3) остров Сахалин; 4) полуостров Таймыр.
4.Установите соответствие между субъектом РФ и его административным центром: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
СУБЪЕКТ РФ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР
А) Свердловская область 1) Екатеринбург
Б) Республика Башкортостан 2) Петрозаводск
В) Республика Карелия 3) Уфа
  4) Элиста
5.. Какой из перечисленных народов компактно проживает на территории Северного Кавказа? 1) адыгейцы; 2) марийцы; 3) удмурты; 4) чуваши. 6. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения? 1) Самара; 2) Санкт-Петербург; 3) Казань; 4) Ростов-на-Дону
7. Металлургия полного цикла сформирована в:1) Нижнем Новгороде; 2) Краснодаре; 3) Москве; 4) Череповце
8. На территорию какого экономического района приходится около половины валового сбора сахарной свёклы в России? 1) Центрально-Чернозёмного; 2) Западно-Сибирского; 3) Восточно-Сибирского; 4) Центрального.
9. В к каком из высказываний содержится информация о миграции населения?1). За 90-е годы 20 века отток населения из Дальневосточного региона превысил 840 тыс.человек(11% всех жителей)2)В 2007г. во многих субъектах РФ отмечалось увеличение числа родившихся и снижения числа умерших.3).Средняя плотность сельского населения России составляет примерно 2,2 человек на 1 кв.км 4).В России насчитывается 153 тыс.населенных пунктов, а городов- всего чуть более 1000.
ЧастьII 10.Определите регион России по его краткому описанию.
Эта республика расположена в европейской части России и не имеет границы с зарубежными странами. Часть ее территории расположена за полярным кругом. Главными природными богатствами являются запасы леса, нефти, природного газа и каменного угля. Плотность населения ниже средней по России.11 Установите соответствие между видом продукции и регионом России, на выпуске которой они специализируются. ВИД ПРОДУКЦИИ РЕГИОН РОССИИ 1) целлюлоза А) Кемеровская область 2) уголь Б) Архангельская область 3) нефть В) Ханты-Мансийский автономный округ Г) Магаданская область
Итоговый тест по курсу география (6 класс) I ВАРИАНТ
1. Моделью Земли является:
Глобус
Карта
План
Атлас
2. Географическая широта – это расстояние от:
Экватора
Северного полюса
Начального меридиана
Москвы
3. День 21 марта в северном полушарии называют днём:
Летнего солнцестояния
Весеннего равноденствия
Осеннего равноденствия
Зимнего солнцестояния
4. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
1:2 500
1:25 000
1:250 000
1:25 000 000
5. Внутреннее строение Земли:
Мантия, ядро, земная кора
Ядро, мантия, земная кора
Земная кора, ядро, мантия
Мантия, земная кора, ядро
6. Горные породы ,образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:
Метаморфическими
Осадочными
Магматическими
Органическими
7. Горы на карте обозначаются цветом:
Голубым
Жёлтым
Зелёным
Коричневым
8. Смена времён года вызвана:
Вращением Земли вокруг своей оси
Вращением Земли вокруг солнца
Наклоном земной оси
Орбитой годового вращения Земли
9. Облака образуются большей частью в:
Стратосфере в) Ионосфере
Тропосфере г) Верхних слоях атмосферы
10. Если в течении суток самая высокая температура +24°С, а самая низкая +10°С, то суточная амплитуда равна:
34°С24°С14°С4°С
11. На метеорологических станциях давление определяют с помощью:
Гигрометра
Термометра
Флюгера
Барометра
12. Входящая в состав гидросферы вода находится в:
Жидком состоянииТвёрдом состоянииГазообразном состоянииВо всех перечисленных
13. Река НЕ может брать начало из:
Болота
Озера
Моря
Родника
14. Многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности называется:
Тропосферой
Климатом
Температурой
Погодой
1905011366500
15. Какой буквой на карте отмечены:
1.Америка
2.Берингов пролив
3.Горы Гималаи
4.Индийский океан
16. От чего зависит сила ветра?
а) От близости океанов.
б) От разницы давления.
в) От скорости вращения Земли.
г) От времени года.
17. Высота, показывающая превышение одной точки по вертикали над другой называется:
а) горизонтальная б) относительная
в) вертикальная г) абсолютная
18. Какой животный и растительный мир характерен для саванн?
а) брусника, песцы, морошка, северные олени
б) ковыль, пырей, лисицы, сурки
в) баобаб, антилопы, трава, леопарды
г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи.
19. Представители монголоидной расы наиболее распространены в:
а) Азии б) Америке в) Африке г) Европе
20. Наука о горных породах и минералах:
а) картография б) география в) топография г) геология
Итоговый тест по курсу география (6 класс) II ВАРИАНТ
1. Угол наклона земной оси составляет:

33,5°
66,5°
90°
2. Географическая долгота – это расстояние от:
Гринвича
Нулевого меридиана
Начального меридиана
Верны все варианты ответов
3. День 22 июня в северном полушарии называют днём:
Летнего солнцестояния
Весеннего равноденствия
Осеннего равноденствия
Зимнего солнцестояния
4. На плане местности указан масштаб «в одном сантиметре – 6 м.». Ему соответствует численный масштаб:
1:6
1:60
1:600
1:6000
5. Толщина материковой коры составляет:
30-40 км.
50-80 км.
10-20 км.
3-7 км.
6. Горные породы образованные в результате остывания мантийного вещества называются:
Метаморфическими
Осадочными
Магматическими
Органическими
7. Равнины на карте обозначаются цветом:
Голубым
Жёлтым
Зелёным
Коричневым
8. Смена дня и ночи вызвана:
Вращением Земли вокруг своей оси
Вращением Земли вокруг солнца
Наклоном земной оси
Орбитой годового вращения Земли
9. Серебристые облака образуются в:
Стратосфере в) Ионосфере
Тропосфере г) Верхних слоях атмосферы
10. Если в течении суток замеры температуры составили утром+9°С, днём+24°С, вечером+12°С, то средняя температура суток равна:
20°С15°С10°С5°С11. Наименьшее атмосферное давление наблюдается на:
Берегу моря
Низменности
ХолмеВершине горы
12. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
Испарение
Выпадение осадков
Шторм на море
Таяние снега и льда
13. Сточные озёра отличаются от бессточных:
Размерами
Цветом воды
Глубиной
Вкусом воды
14. Основными климатообразующими факторами являются:
А) Географическая широта Б) Воздушные течения
В) Подстилающая поверхность
г) Все названные факторы
3873517335500 15. Какой буквой на карте отмечены 1.Северный Ледовитый океан
2.Пролив Дрейка
3.Горы Анды
4.Австралия
16. Давление зависит от:
а) Силы ветра
б) направления ветра
в) разницы температуры воздуха
г) влажности
17. Высота над уровнем моря называется:
а) горизонтальная
б) относительная
в) вертикальная
г) абсолютная
18. Какой растительный и животный мир характерен для зоны тундр?
а) брусника, песцы, морошка, северные олени
б) ковыль, пырей, лисицы, сурки
в) баобаб, шимпанзе, лианы, леопарды
г) белые медведи, мхи, лишайники, моржи
19. Представители негроидной расы наиболее распространены в:
а) Азии б) Америке в) Африке г) Европе
20. Наука, изучающая нижний слой атмосферы (тропосфера):
а) геология б) метеорология в) география г) океанология
3.3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ
При изучении нового материала даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:
1) прочитать текст учебника (объем учебного материала для учащихся 5-7-х классов — не более двух страниц, 8- 10-х — не более трех страниц);
2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;
3) придумать 3 вопроса разного уровня сложности к учебной статье;
4) дать краткий ответ на свои вопросы;
5) записать вопросы на карточку;
6) обменяться карточками с партнером;
7) ответить на вопросы партнера (письменно);
8) оценить работу партнера.
Заключение.
Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании географии
1. Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию.
2.Сокращается время, необходимое для изучения материала
3.Развивается мотивационно-ценностная сфера личности
4.Формируется осознанная познавательная мотивация
5.Реализуются развивающие цели урока
Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач.
Список литературы:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
2. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие/ - М.: Вентана-Граф, 2010
3. Брагинова Н.П., Буланов С.В., Кацай И.И., Коровко А.В., Кулик Е.Ю., Серова А.В., Лебедева М.Б., Урсова О.В., Тимохина Е.Г., Шилова О.Н. Методика организации поддержки различных субъектов образовательного процесса в открытой сетевой среде. Учебно-методический комплект. — М.: Издательство Университетская книга, 2009 г.
4. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя: Тезисы доклада А.А. Елизарова на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. – Ассоциация RELARN. – Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html
5.Деятельностный подход как условие достижения метапредметных результатов в процессе обучения географии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 3-4 мая 2012 года.- Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2012.
6. Душина И.В., Беловолова Е.А. и др. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения. // География в школе.-2012.- №3
7.Зенкина С.В. Информационно – коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты.- М., Просвещение, 2007.
8. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. //- М.: Просвещение, 2011
9.Паневина Г.Н. Интерактивный атлас как комплексное электронное средство обучения географии. // География и экология. – 2008, -№6
10. Пичугин Б.В., Фисуненко О.П. Электронные помощники учителя географии. М.: Просвещение, 1988.
11.Сиротин В.И. Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии//География в школе.-2003.-№2
12. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2004
Ссылки в сети Интернет
Сайт ФГОС ООО - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587. Сайт ФГОС старшей школы - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=225 Министерство образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.phpИнститут стратегических исследований в образовании РАО – http://www.isiorao.ru Методическая лаборатория географии. Работаем по ФГОС. - http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=507&Itemid=159