Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера и возможные их последствия


Конспект урока МСП
Урок №
11-А класс
Чрезвычайные ситуации техногенного и природного
характера и возможные их последствия
Цель урока: познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и природного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера; развивать эмоцианально-волевые качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Задачи урока:
Обучающие: способствовать формированию знаний безопасного поведения при ЧС техногенного и природного характера. Развивающие: развивать у учащихся мышление, память, внимание. Воспитательные: вызвать познавательный интерес; сформировать умения самостоятельной и коллективной работы на уроке
Средства обучения: компьютерная презентация, учебная литература, тетрадь.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Применяемые технологии : технология развивающего обучения.
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, запись отсутствующих, реализация позитивного настроения на урок.
II. Проверка Д/З (фронтальный опрос)
Что такое ГО?
Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
С какого момента начинается ведение ГО на территории страны?
Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники?
ІІІ. Актуализация опорных знаний (беседа)
Чрезвычайная ситуация –ЭТО……?.
ЧС -  обстановка на определенной территории или акватории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
IV. Сообщение новых знаний
Слушают, записывают в тетради учебный материал. Просматривают презентацию, делают записи в тетради.
УЧИТЕЛЬ
Стихийные бедствия угрожают обитателям нашей планеты с начала цивилизации. Где-то в большей мере, в другом месте менее. Стопроцентной безопасности не существует нигде. Природные катастрофы могут приносить колоссальный ущерб, размер которого зависит не только от интенсивности самих катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства.
Статистически вычислено, что в целом на Земле каждый стотысячный человек погибает от природных катастроф. Согласно другому расчету число жертв природных катастроф составляет в последние 100 лет 16 тыс. ежегодно.
К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы и бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности.
На сегодняшний день жизнь человека немыслима без техники. Мы используем технику во всём: в каждом доме есть бытовая техника, например, стиральная машина, микроволновая печь, кондиционер, кофеварка и многое другое. Вне дома людьми используется более серьёзная техника: например, автомобили  или самолёты. Но существуют крупные техногенные объекты, которые направлены на серийное производство той или иной продукции. Такие объекты называются фабриками, заводами, станциями  и тому подобное. На таких объектах могут происходить аварии или даже  катастрофы, которые называются  техногенными.
Например, когда у вас в доме отключают свет – это можно называть аварией: какое-то оборудование на электростанции вышло из строя, и требуется время, чтобы восстановить нормальную работу электростанции. Также аварией можно назвать мелкое дорожно-транспортное происшествие
1. Показ и комментирование слайдов презентации.
Чрезвычайная ситуация природного характера (ЧС природного характера) – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источником чрезвычайной ситуации природного характера может являться опасное природное явление.
Опасным природным явлением считается такое природное явление, событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
ЧС природного характера классифицируются на несколько групп:
Взрыв на атомной электростанции, влекущий за собой разрушение нескольких энергоблоков, а также выброс значительного количества  токсичных веществ в окружающую среду. Большинство техногенных катастроф  приводят к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Чрезвычайной ситуацией техногенного характера  называется  неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

НА ЗАЩИТЕ СТОИТ ЗАКОН
ДОНЕЦКАЯ  НАРОДНАЯ  РЕСПУБЛИКА  ЗАКОН « О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»    № 11-IHC от 20.02.2015, действующая редакция по состоянию на 27.02.2015
Статья 4. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Донецкой Народной Республики несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
На данный момент любой управляющий орган в первую очередь интересует локализация аварии или катастрофы, а также её последствий. Поэтому, чрезвычайные ситуации  классифицируются  по масштабу распространения. В приведенной таблице указаны наименования чрезвычайных ситуаций в зависимости от зоны поражения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Вид ЧС Характеристика ЧС Количество пострадавших (погибших или получивших ущерб здоровью) Размер ущерба окружающейприродной среде и
материальных потерь
ЧС локальногохарактера поражённая зона ограничи-вается территорией объекта территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта не более 10 человек не более 100 тыс. рублей
ЧС
муниципаль-ного характера зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, либо данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера
не более 50 человек не более 5 млн. рублей
ЧС
территориального характера зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию
до 500 человек
не более 5 млн. рублей
ЧС региональная.
Зона поражения
Распростра-няется на два субъекта федерации зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта ДНР свыше 50 человек,
но не более 500 человек свыше 5 млн. рублей,
но не более 500 млн. рублей
ЧС
межрегионального характера зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов ДНР свыше 50 человек,
но не более 500 человек свыше 5 млн. рублей,
но не более 500 млн. рублей
ЧС
федерального характера нарушены условия жизнедеятельности более пяти миллионов людей свыше 500 человек свыше 500 млн. рублей
Глобальная 
или трансгра-ничная чрезвычайная ситуация зона поражения выходит за пределы государства в решение проблемы может вмешаться мировое сообщество.

Учитель: НАЗОВИТЕ виды аварий и катастроф.
Давайте рассмотрим те виды аварий и катастроф,(СЛАЙД 20) которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это транспортные аварии или катастрофы.
Также к возникновению чрезвычайных ситуаций могут привести пожары, взрывы, а также угрозы взрывов. Кроме того, это могут быть аварии с выбросами (или угрозой выброса) опасных химических веществ  (сокращенно ОХВ), аварии с выбросами  (или  угрозой выброса) радиоактивных веществ (сокращенно РВ) или же аварии с выбросами (или угрозой выброса) биологически опасных веществ (сокращенно БОВ).
Внезапное обрушение зданий или других сооружений тоже может стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации. Несомненно, к чрезвычайным ситуациям приводят аварии на электроэнергетичес-ких или коммунальных системах, а также аварии на очистных сооружениях и гидродинамические аварии. Все они немедленно приводят к нарушениям жизнедеятельности тысяч людей. Со всеми этими видами аварий мы познакомимся позже, а сейчас рассмотрим, как классифицируются данные типы аварий. (СЛАЙД 21)

Транспортные аварии бывают следующих видов: аварии товарных поездов, пассажирских поездов и поездов метрополитена.
Конечно же, подобные аварии могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации из-за большого числа челове-ческих жертв, а также из-за выведения из строя путей следования поездов. Также к транспортным авариям относятся аварии, связанные скрушением речных и морских судов (как грузовых, так и пассажирских). Наверное, все вы знаете, что время от времени происходят крушения нефтяных танкеров, в результате чего наносится огромный вред окружающей среде. Кроме того, к транспортным катастрофам относятся авиационные и космические катастрофы. Что такое авиакатастрофа, сегодня знает каждый, а под  космической катастрофой чаще всего подразумевается неудачный запуск очередного космического аппарата или баллистической ракеты дальнего действия. Крупные автомобильные катастрофы на автомагистралях, мостах, переездах или тоннелях также могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, так как будет полностью парализована транспортная система, а значит, не будет возможности подвезти необходимую помощь пострадавшим, не говоря уже о том, что такие катастрофы сопровождаются человеческими жертвами.Также транспортной аварией считается авария на магистральном трубопроводе. В случае аварии возможен выброс опасных транспортируемых веществ, таких, как опасные химические вещества или взрывоопасный газ. (СЛАЙД 22)

ПЯТИМИНУТКА «ОКАЖИ ПОМОЩЬ»
О пожарах и взрывах, вы все хорошо знаете. Пожар, в общем-то, может возникнуть где угодно и создать чрезвычайную ситуацию. Например, пожары могут возникнуть в зданиях, на промышленных объектах, на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ. Также, пожары и взрывы могут возникнуть в транспорте, в шахтах, в метрополитенах. Кроме того, при обнаружении неразорвавшихся боеприпасов или при утрате взрывчатых веществ возникает угроза взрыва. О перечисленных ситуациях, наверное, слышал каждый, кто хотя бы иногда смотрит новости.
Аварии с выбросами опасных химических веществ могут возникнуть как при их производстве, так и при переработке или захоронении. Кроме того, эти самые опасные химические вещества, могут образовываться и распространятся в процессе химических реакций, которые неконтролируемо могут начаться в результате аварии. Об авариях с выбросами радиоактивных веществ, наверное, тоже многие из вас слышали. В первую очередь, это аварии на атомных электростанциях,(СЛАЙД 23). Также, к выбросу радиоактивных веществ могут привести аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузами на борту. И, конечно, к чрезвычайной ситуации может привести авария, связанная с ядерными боеприпасами (например, в местах их хранения или уничтожения), а также, обнаружение (или наоборот) утрата радиоактивных источников.
Выбросы биологически опасных веществ чаще всего могут произойти из-за аварии на предприятиях и научно-исследовательских учреждениях (например, это может быть опасный вирус). Также, авария при транспортировке биологически опасных веществ может повлечь за собой возникновении е чрезвычайной ситуации. (СЛАЙД 24)
Что касается внезапных обрушений зданий или других сооружений – тут всё понятно: обрушение любого здания может немедленно привести к человеческим жертвам. Если это здание ещё и являлось каким-либо из выше упомянутых объектов, то возникает авария техногенного характера. Конечно, вы можете себе представить, к чему приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах: люди могут остаться без электроэнергии, без воды и без отопления. Аварии на очистных сооружениях сразу же приводят к массовому выбросу загрязняющих веществ, что может нанести непоправимый вред экологии, а также здоровью человека.
Под гидродинамическими авариями подразумевается прорыв плотин, дамб или шлюзов. В случае если плотина использовалась для работы гидроэлектростанции, то её прорыв, опять же, приведет к тому, что люди останутся без электроэнергии. Кроме того, прорыв плотины может повлечь за собой катастрофические затопления, а также смыв плодородных почв.
V. Подведение итогов. Какие выводы можно сделать?
 Развитие техники влечёт за собой не только пользу, но и опасность возникновения техногенных аварий и катастроф. Статистика говорит о том, что наиболее часто техногенные аварии случаются по вине человека. Дело в том, что сложность производственных технологий постоянно растёт, что увеличивает вероятность совершения ошибок. Так или иначе, населению необходимо быть готовым принять меры по обеспечению личной безопасности в условиях техногенных аварий, о чём мы и поговорим на следующем уроке.
VI. Закрепление изученного материала
ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Понижение концентрации кислорода во время пожара приводит к:
А. Повышенной панике.
Б. Обморокам пострадавших.
В. Увеличению высоты пламени.
Г. Изменению цвета дыма
2.Опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, оборудования и транспорта называют:
А. Катастрофа. Б. Авария. В. Поломка.
3. Происшествие, повлекшее тяжелые последствия и человеческие жертвы называют:
А. Аварией на транспорте.
Б. Экологическим нарушением среды обитания.
В. Катастрофой.
4. Чтобы избежать отравления дымом необходимо:
А. Максимально задержать дыхание.
Б. Дышать только носом.
В. Дышать через какую-либо трубку или шланг.
Г. Дышать через мокрую ткань.
5. Чрезвычайная ситуация считается глобальной, если:
А. Вызывает гибель многих людей.
Б. Продолжается более одного месяца.
В. Распространяется на территории нескольких стран.
6. Окислителем при горении обычно бывает:
А. Лимонная кислота. Б. Кислород воздуха. В. Уксусная эссенция.
7. К ЧС техногенного характера относятся (найдите ошибку):
А. Землетрясения Б. Пожары и взрывы В. Транспортные аварии
Г. Обрушение зданий
8. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
А. ЧС экологического характера;
Б. ЧС природного характера;
В. ЧС  техногенного характера;
Г. стихийным бедствиям
9. Чем отличается катастрофа от аварии:
А. Наличием человеческих жертв, значительным ущербом;
Б. Воздействием поражающих факторов на людей;
В. Воздействием на природную среду.
10. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничто-жением материальных ценностей и создающий угрозу для жизни людей:
А. Пожар; Б. Горение; В. Воспламенение; Г. Взрыв
Проверка результатов тестирования (взаимоконтроль).
Выставление отметок в журнал.
Домашнее задание:
Знать виды ЧС техногенного и природного характера
.2.Подберите примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в регионе проживания. Укажите причину ее возникновения, перечислите последствия.

Рефлексия
Осуществляют самоанализ занятия: Закончите фразы
Сегодня на занятии:
- я познакомилась с ... - мне было непросто понять ... - у меня получилось ...
- хотелось бы ... - мне запомнилось ...