Открытый урок по русскому языку на тему Корень слова и однокоренные слова (2 класс)


Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель: - создание условий для обобщения знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме. Воспитание бережного отношения к природе 
Задачи:
Предметные: способствовать развитию умения распознавать однокоренные слова и выделять корень; отличать их от слов с омонимичными корнями; уточнение представлений о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Личностные: содействовать пониманию причин успехов в учебе; оценивать одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: строят сообщения в устной и письменной речи; находят в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки, цветочки, цветные карандаши.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит,И мёртвый в поле стебль колышет,И елей ветка шевелит.Ещё природа не проснулась,Но сквозь редеющего снаВесну послышала онаИ ей невольно улыбнулась... (Ф. Тютчев)- Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок. - Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, наклев лепесток №1 у цветка, который лежит перед вами на столе(Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное.)- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.) - Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.
II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
Какова тема нашего урока?
- Однокоренные слова.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните ее, пожалуйста. (Корень слова. Однокоренные слова).- Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? Чему вы должны научиться? (Учиться выделять корень, находить однокоренные слова). Слайд 1
-  Соответственно, какие действия нам в этом помогут? (вывешиваю слова на доску)
ОПРЕДЕЛЯТЬ однокоренные слова и выделять корень 
АНАЛИЗИРОВАТЬ слова и находить орфограммы
ИЗМЕНЯТЬ слова для подбора проверочных слов  
СОСТАВЛЯТЬ слова по заданной схеме  
НАХОДИТЬ однокоренные слова
СРАВНИВАТЬ слова и находить «лишнее»
ОБЪЯСНЯТЬ  (Д/з) и конечно, ДУМАТЬ, ПИСАТЬ, ПРОВЕРЯТЬ  и ПЛАНИРОВАТЬ, ОЦЕНИВАТЬ свою деятельность.
Слайд 2
III. Актуализация знаний.- Давайте вспомним, что же такое корень?
- Какие слова называются родственными?- Как по-другому называются родственные слова?
- Как найти в слове корень?
IV. Чистописание.
- Какие времена года вы знаете?- Какое сегодня число? Что оно обозначает? Какое время года наступило?- Да, действительно сегодня первый день весны - 1 марта, и поэтому мы отправляемся к ней в гости.- Откройте тетради и запишите число.- А в гости мы ходим с каким настроением? (С весёлым, весенним.)- И, наверное, вы догадались, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? (Вв)карточка - Какой звук обозначает буква «Вэ» в слове весна? (Согласный, звонкий, мягкий).
- Пропишите в тетрадях заглавную и строчную буквы.- Прочитайте слова. Слайд 3Весна, веснушки, весёлый.- Что вы можете сказать о данных словах? (Они однокоренные)- А все ли они являются однокоренными? (Нет)- Какое слово лишнее? (Весёлый) А почему? (Оно не является родственным, т.к. нет общей части – корня).- Запишите однокоренные слова. Выделите корень. Но не забывайте о правиле письма. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку. Музыка к слайду- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте наклеим лепесток №2: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы).V. Словарно-орфографическая работа.- Назовите месяцы.- Назовите только весенние месяцы.- У нас сегодня наступил месяц март. Запишите название месяца. МАРТ- Почему его так называют? Слайд 4 Слово "март" не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда. Слайд 5- А на Руси его называли протальник, почему? (Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появления проталин).- Также его называли капельником и грачевником. Почему? (В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи). (Грачевник, потому что март – время прилёта птиц).- Запишите то название месяца, которое вам больше всего понравилось.
- Какие пословицы про март вы знаете? Записать лучшую. Выделить орфограммы.
- Говорят так: март и снегом сеет, и солнцем греет. Что обозначает эта пословица? (В марте тепло и холодно).- Найдите орфограмму, спрятанную в пословице. (В слове солнце – непроизносимая согласная «л»).
- Как её можно проверить? (Подобрать проверочное слово – солнышко).
- Спишите пословицу и подчеркните орфограмму.- Очень хорошо. Давайте наклеим третий лепесток нашего цветка: красный цвет – пословица списана правильно; желтый – работа выполнена с ошибками; синий – неаккуратное выполнение работы. VI. Упражнение в подборе родственных слов. - Хоть весна и наступила, но зима ещё злится, не пускает её к нам.- Давайте вспомним строчки из стихотворения Ф. Тютчева, которые вы недавно учили. Взбесилась ведьма злая. И, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя…- Посмотрите, ребята, что натворила зима. Снегом запорошила части слов, а оставила один корень.- Давайте поможем весне одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Подберём родственные слова. Работать будем по вариантам. 1, 2, 3, 4. 1 вариант - Сад -; 2 вариант - Лёд -; 3 вариант -Снег - ; 4 вариант - Вода -. Четыре человека работают у доски, а остальные на местах. Проверка: (Сад, садик, садовник, садовод, садовый, посадка, рассада, посадить). (Лёд, ледок, ледник, ледоход, заледенеть, обледенеть, ледовый). (Снег, снеговик, снегурочка, снежок, снежный, снегопад). ( Вода, водный, подводный, водолаз, подводник, водяной, водянка, водоросли). Слайд 6
Мы помогли красавице-весне побороть зиму.- Она разрешает нам наклеить четвёртый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена). Физкультминутка. Слайд 7 Музыка П.И.Чайковского «Подснежник» - А сейчас немножко отдохнём.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Вырос вверх и распустился.
VII. Упражнение в определении родственных слов. - А кто первые вестники весны? (Грачи) Слайд 8 с голосом грача. Вестник весны принёс вам задание.1 ряд – выписывают родственные слова к слову "лес".2 ряд – выписывают родственные слова к слову "лиса".Лес, лиса, лестница, лисичка, лесочек, лисонька, залесье, перелесок, лист, лесник, лисица, лисий. Будьте внимательны, так как слова похожи. Взаимопроверка.- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Правильные ответы показаны на экране. Слайд 9- Теперь наклеим лепесточек №5. У кого нет ошибок – закрасьте лепесточек красным цветом, одна ошибка – жёлтым, более двух ошибок – синим цветом.VIII. Дифференцированная самостоятельная работа.- Зима нам приготовила ещё несколько заданий. Давайте все вместе поможем весне. Выберите то задание, с которым вы легко справитесь. Задания на индивидуальных карточках.• 1 группа: Подбери пару однокоренных слов. Запиши пары, выдели корень.буква зимнийходить букварьзима поход
• 2 группа: Прочитайте. Выпиши из стихотворения родственные слова. Дополни свои.Летят перелетные птицыПрошедшее лето искать,Летят они в дальние страны,А я не хочу улетать.
М. Исаковский
• 3 группа: Запиши, как называют человека, который: строит дом; кладет печи; убирает двор; учит детей; работает на тракторе. Выдели корень.Самопроверка. Правильные ответы на экране. Слайд 10- Наклейте лепесток №6: красный – с заданием справился самостоятельно, правильно; желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка; синий – с заданием не справился.
IX. Подведение итогов урока.- Прочитайте стихотворение на странице 58, упражнение120.- Какие глаголы близки по смыслу, но их нельзя назвать однокоренными? Почему?- А кто же вас любит и голубит? (Мама).- Давайте поиграем в игру «Ласковое слово для мамы».- Назовите ласковые однокоренные слова для мамы.Мама, мамочка, мамуля, мамулечка, мамик, мамсик.
X. Рефлексия.
- Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?- Какие задания вам понравились больше всего?- Ну что, ребята, нам осталось наклеить серединку вашего цветка. Наклейте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение. Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок? X. Домашнее задание.- Мы не случайно раскрашивали цветочек.- Ребята, какой приближается праздник? (Международный женский день).
- Кого поздравляют в этот день? (Женщин, девочек, бабушек).
- Поэтому я приготовила вам открытки-бланки, с обратной стороны напишите поздравление для мамы, а в день 8 марта подарите свои яркие цветочки и открытки. Слайд 11- Спасибо за работу. Урок закончен.
Резерв.1. Игра «Верно ли что…?»Верно ли что…1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?2. Корень – общая часть родственных слов?3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?- Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой. Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить.
 
 
 
 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Боковская средняя образовательная школа» имени Я.П.Теличенко Боковского района
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Учитель: Бондарева Людмила Николаевна
Ст. Боковская
2015