Контрольная работа по теме Происхождение этносов

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Философский факультет




КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ


Контрольная работа


Учебная дисциплина
Социальная и культурная антропология


Происхождение этносов


Выполнила: студентка 1 курса, 162 группы
заочного отделения, направления
«Педагогическое образование, профиль обществознание»
Борисова Ульяна Михайловна


Проверил: д.ф.н. профессор кафедры Листвина Е.В.









Саратов - 2016

Введение.3-4

1. Этническое и социальное развитие.......5-8

2. Естественно – биологический подход Л. Гумилёва......9-11

Заключение...12

Список использованной литературы13
Введение

Термин «этнос» (ethnos) появился в древнегреческом языке, где он имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, стадо, род. Примерно в 6–5 веке до нашей эры основным значением этого слова становится «племя, народ негреческого происхождения».
В конце 19 века это понятие стало широко распространяться в литературе и уже обозначалось как – народ. Два понятия «народный» и «этнический» являются синонимами, что в конечном итоге считается как, культурно – специфический образ народа.
Широкое обращение к этнической проблематике имело место в 1960 годах. Именно тогда в англоязычной литературе широкое распространение получил термин «ethnicity» (русский перевод – «этничность»). Наряду с этим термином за рубежом стало использоваться понятие «ethnic» для обозначения индивида в качестве представителя определенной этнической группы.
В отечественной этнологии и культурной антропологии с самого начала употребления термина «этнос» за ним утвердилось значение «народ». В научной литературе часто используется понятие «этничность» как некая категория, обозначающая существование отличительных черт этнических групп или идентичностей. Этот термин пришел в отечественную этнологию, где он определяется примерно как совокупность характерных культурных черт этнической группы.
Исследование этногенеза является одной из наиболее трудно поддавемых категорий. Поскольку на протяжении времени меняется социальное, культурологическое, лингвистическое, историческое развитие человека.
Этногенез понимается как процесс исторического развития человека, социальных групп. Говоря о гипотезе единого центра происхождения человека, то возможно на раннем этапы появления первых людей, они представляли собой однородную массу. В результате познания себя и окружающую природу, люди начинают расселяться по разным территориям и заселять землю. Отсюда происходит этап формирования отдельных социальных и культурных групп.
Аналогичные процессы связаны и с национальным языком. Чем больше люди переселялись в разные страны, образовывали свои цивилизации, тем более различным и многообразным стал язык людей.























Этническое и социальное развитие
Понятие этничности является связующим звеном в отношении социологии, антропологии и культурологии. Однако даже благодаря изучению данных концепций невозможно до конца описать, чем же на самом деле является этнос.
В общем, значение, этногенез - это период развития и становления человеческой личности. Пути его формирования, освоение навыков поведения. Этничность не может существовать сама по себе, ей необходимо постоянное культурное и социальное взаимодействие. Под этногенезом понимаются процессы развития этносов, их зарождения, существования и гибели. Соответственно социогенез - это процессы развития общества, его зарождения, преобразования и гибели. Для спонтанного общественного развития этносфера и этногенез - всего лишь фон, на котором реализуется социальное движение.
Социально-этническая общность это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.
Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей. Но впоследствии, когда этнос уже сформировался, этот признак может утратить свое первостепенное значение и даже отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диаспоры (расселения) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 году государства Израиль, он не имел единой территории.
Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, поскольку иногда (например, американский этнос) складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общность языка явилась результатом данного процесса.
Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
Интегративным показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. В его формировании существенную роль играет знание истории своего народа, а также обычаи, традиции, фольклор, передаваемые из поколения в поколение и образующие специфическую этническую субкультуру.
Наиболее ярко социокультурный подход разработал американский социолог русского происхождения П. Сорокин. Так, П. А. Сорокин использовал понятия «социальные отношения» и «социокультурные отношения», но не противопоставлял культурные и социальные отношения. Социолог большое внимание уделяет особенностям человеческой психики во взаимодействии её с происходящим. Лишь благодаря общности людей можно говорить о культурном развитии индивида.
С этих позиций он формулирует свой исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, а субъективные аспекты поведения суть "переменные" величины. Интегральным фактором всей социальной жизни он считал коллективный рефлекс. Эту установку ученого не трудно пронаблюдать на материале его "Социологии революции": “Все возрастающее подавление основных инстинктов населения; их базовый характер и бессилие групп, стоящих на страже порядка, таковы три элемента адекватного описания условий революционного взрыва”.
В "Системе социологии" взаимодействие Сорокин рассматривает в качестве простейшей модели социального явления. Его элементами он считал: индивидов, акты (действия) и проводники общения (они же символы интеракции). Взаимодействующим индивидам свойственны наличность высшей нервной системы, потребности и способность реагировать на стимулы. Акты состоят из внешних раздражителей и внутренней реализации психологической жизни. Проводники суть символы передачи реакций между субъектами интеракции (язык, письменность, музыка, искусство, деньги и т. п.). Взаимодействие может выступать как антагонистическое или солидаристическое, одностороннее или двустороннее, шаблонное или нешаблонное. Социальные же группы, по Сорокину, делятся на элементарные, кумулятивные и сложные.
П. Сорокин развивает идею социальной мобильности. Человек в системе является переходящем звеном из одного положения в другое. Известно, что социальная мобильность может быть – горизонтальной и вертикальная. Горизонтальная мобильность, переход человека на одном уровне социального развития. Вертикальная мобильность является развитием человека вверх или в них по социальной иерархии.
Подобным же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего лишь один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие "точки отсчета".
Одна из самых глубоких мыслей П.Сорокина выражена в его тезисе: “личность, общество и культура как неразрывная триада”. Здесь утверждается, что существуют три составляющие человеческого мира: личность, общество, культура. Они не выводятся одна из другой и не сводятся друг к другу, в этом смысле они паритетны; в то же время они неразрывно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.
Исходной ступенью социальной иерархии систем выступает человеческий организм, основной функцией которого является обеспечение адаптации к окружающей природной и социальной среде. Над ним надстраивается система личности, представляющая собой усвоенную в процессе обучения организацию социальных качеств, статусов и ролей индивида и ориентированная на достижение определенных целей в соответствии с разделяемыми ею культурными ценностями. Взаимодействующие друг с другом и с окружающей социальной средой личности, являющиеся субъектами социального действия – факторами, в своей совокупности составляют третью ступень социальной иерархии – общество, которое осуществляет социальную интеграцию. Но чтобы интеграция осуществилась, необходимо наличие еще одной социальной системы – системы «общепринятых символов, являющихся элементами культуры», которая во всем многообразии своего содержания и выполняемых функций представляет собой четвертую, высшую ступень иерархии социальных систем.












Естественно – биологический подход Л. Гумилёва
В данной теории речь идёт о понимании этноса, как живого организма. Обращение к органической теории может объяснить многое в рассуждениях Гумилева. Действительно, если этнос является организмом, то, как всякий организм, он рождается, взрослеет, старится и умирает. Но в таком случае открывается соблазнительная возможность вычислить как продолжительность жизни этноса в целом, так и длительность его отдельных возрастных стадий. Можно также описать особенности этноса, свойственные каждой из этих стадий (детство, отрочество, юность и пр.) по аналогии с другими живыми организмами. Мало того, рассматривая этносы как организмы, можно попытаться найти ключ к их поведению и даже, исходя из индивидуальных особенностей отдельных этносов, предсказать, чем чревато их взаимодействие, - будет ли оно протекать спокойно или вызовет конфликты, пойдет ли смешение этносам на пользу или приведет к гибельным последствиям.
Достаточно интересно Гумилёв высказывал свою точку зрения об отношении семьи. Он отдавал предпочтение «органическому» воспитанию в семье, основанные на записанных текстах. Гумилев верил, что «живая традиция», усваиваемая в детстве, чрезвычайно жизнестойка в отличие от книжного знания. Все это прямо вытекало из органического подхода.
Советский историк – Гумилев, настаивал на том, что человек всегда и везде принадлежит к какому – либо этносу, причем принадлежит к нему с самого рождения. Это положение стало одним из важнейших выводов из «этногенетической концепции» Гумилева, обнаруживавшего причину упадка этносов в “появлении в системе новых этнических групп, не связанных с ландшафтами региона и свободных от ограничения эндогамных браков, ибо эти ограничения, поддерживая этническую пестроту региона, ведут к сохранению ландшафтов, вмещающих мелкие этнические группы. Но коль скоро так, то природу и культуру губят свободное общение и свободная любовь!”.
Гумилев был уверен, что у каждого этноса имеется своя личная традиция, стереотипы, образцы поведения. Именно сохранение и подражание старым традициям обеспечивает развитие отдельных этносов – народов.
История политическая, экономическая и культурная, откуда мы черпаем сведения об этногенезе, фиксирует только явления социальной действительности и поэтому нуждается в дополнении данными природоведения. Если считать этнос только социальным явлением, то заключение браков с иноплеменниками не может отразиться на его структуре. Если же они все-таки имеют значение, то несомненно, что наряду с социальными институтами, языком, культурой имеется определенная биологическая связь, которую нельзя ни отождествлять, ни сопоставлять с расовой. Единство людей, составляющих этнос, определяется внутренней структурой и стереотипом поведения. Если структура, формирующаяся в историческом процессе становления этноса, складывается на основе общественной формы движения материи, то стереотип поведения вырабатывается в процессе адаптации к природным условиям и передается путем «сигнальной наследственности», свойственной не только людям, но и животным, что заставляет отнести поведенческие явления к природным формам движения материи. Таким образом, этнос совмещает в себе «социальный организм» и популяцию.
Возникновение новой этнической целостности всегда связано с ломкой старых стереотипов и, следовательно, требует огромной затраты энергии. Значит, природа этноса энергетична, а биохимическая энергия, абсорбируемая его представителями и выдаваемая в виде деятельности (созидательной или разрушительной), создает в психике ее носителя эффект, пассионарности. Именно через высокий накал пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природными формами движения материи, подобно тому, как некоторые химические реакции идут лишь при высокой температуре и присутствии катализаторов. Импульсами пассионарности (биохимической энергии живого вещества, преломленной психонервной организацией человека) создаются и сохраняются этносы, исчезающие, как только слабеет пассионарное напряжение. И теперь можно раскрыть значение термина этнос - как пассионарное поле одного ритма, ибо у другого этноса свой ритм. Именно эти ритмы улавливаются ощущением «своего» и «чужого», но индивидуальное сознание не находит объяснения чувству и предпочитает игнорировать его. Только коллективное сознание науки и накопленный ею опыт позволяют понять, что за разнообразными внешними проявлениями этносов кроется глубинная сущность. То, что открыли физики в отношении электричества и света, химики - взаимодействие кислот и щелочей, пора уяснить этнологам, хотя бы во имя монизма науки.















Заключение
Концепции происхождения этносов являются главным составляющим в понятии об этногенезе. Рождение человека, его культура, развитие остается открытой проблемой для исследователей.
Понять язык, традиции, обычаи и культуру разных народов достаточно сложно. Такая структура предполагает изучения её с различных сторон. Для этого и используются основные подходы, которые чётко противоставляются друг другу.
Социальное развитие человека, в привычной для него среде является показателем того, что невозможно существование вне общества. Становление личности, преобладание каких – либо индивидуальных качеств, в своих собственных интересах. Таким образом, соотносится с биологическими функциями. Благодаря своему органическому развития, человек проявляет себя, как социальное существо.
Список используемой литературы
Гумилев Л.Н. Сущность этнической целостности // Ландшафт и этнос. Т.12. С. 100.Сорокин П.А. Социология революции. 1925. С. 370-371.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь // Мысль. 1989.
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество // Политиздат. 1992. С. 218.
Шнирельман В.А. Лев Гумилев: От пассионарного напряжения до несовместимости культур. 2206. № 3. С. 88.


 Сорокин П.А. Социология революции. 1925. С. 370-371.
 Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество // Политиздат. 1992. С. 218.
 Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь // Мысль. 1989.
 Шнирельман В.А. Лев Гумилев: От пассионарного напряжения до несовместимости культур. 2206. № 3. С. 88.
 Гумилев Л.Н. Сущность этнической целостности // Ландшафт и этнос. Т.12. С. 100.









13PAGE 15


13PAGE 141315




15