Обобщение опыты. «Реализация системно-деятельностного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»



















«Реализация системно-деятельностного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»




















2013
Содержание:

Информация об опыте 3-9

Технология опыта 10-15

Результативность опыта 16-19

Библиографический список 20

Приложение к опыту 21


































I.Информация об опыте
1.Тема опыта.
«Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка»
2. Сведения об авторе опыта.
  Мараева Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Губкина, Белгородской области, учитель первой квалификационной категории.
Педагогический стаж работы 22 года, из них 20 лет работает учителем русского языка и литературы в МАОУ «СОШ №17». Научно-методическая тема школы: «Профессиональная компетенция педагога как условие повышения качества образования обучающихся».
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Соответственно, главная цель обучения в школе - достижение высокого уровня образования, основанного на гуманистической философии, нравственной гармонии личности, на формировании самостоятельности обучающихся, развитии в них уникальных личностных качеств.
Это и определяют выбор темы педагогического опыта «Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка»
3. Условия возникновения и становления опыта.
Наше время характеризуется сменой образовательной парадигмы, которая должна обеспечить вхождение России в мировое образовательное пространство. Переход общества к качественно новому состоянию влияет на цели обучения. Требуются люди убежденные, активные, ищущие, умеющие жить и работать в условиях демократизации, в обстановке возрастающей экономической социальной ответственности за себя и свою страну. Поэтому первоначальными целями обучения становятся развитие умственных действий, формирование самостоятельности и творчества, усвоение знаний, умений, навыков.
Сменились ценностные ориентации. В качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Переход к постиндустриальному обществу требует полного развития личности, в том числе ее творческих способностей, обличающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем.
Выпускник должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями. Для этого нужно постараться развить основные качества творческой личности: умения нестандартно мыслить, переносить знания в незнакомую ситуации, альтернативное решение проблемы, выдвигать гипотезу, моделировать, принимать решения выстраивать аргументацию. Все это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества. Поэтому главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для достижения нового качества общего образования, новых образовательных результатов.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города, имеет достаточно высокий рейтинг у населения. Школа расположена в новой части города.
В данном микрорайоне отсутствуют промышленные предприятия. В 2012-2013 учебном году в школе обучается 716 учащихся. Население данного района устойчивое, здесь проживают работники ЛГОКА, комбината «КМАруда», администрации города, учителя, врачи, социальные работники. Уровень образования и культуры родителей, детей, обучающихся в нашей школе, достаточно высок, поэтому требования к уровню образования детей и их воспитания, получаемых в школе, тоже очень высок. Многие родители хорошо проинформированы в области последних педагогических и образовательных технологий, являются сторонниками открытого гуманистического воспитания с личностно-ориентированным образованием, где главной целью является самовыражение личности. Поэтому в школе возникла необходимость применения новых способов организации деятельности учащихся и методов воспитания на уроках и во внеурочное время, ориентации на личностно-ориентированное развитие каждого ребенка.
Следовательно, в данных условиях является необходимым использование системно-деятельностного подхода, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс методов и приёмов личностно - ориентированного обучения. На основании этого была определена тема опыта «Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка»
Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.
В последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности.  Поэтому, чтобы добиться эффективности работы на уроке, надо сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать ученику почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли уроки.
 4.Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Новые типы и виды учебных учреждений предоставляют значительные возможности в работе педагогов. Современная школа, где осуществляются современные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую личность ребенка. При этом сущностью образовательного процесса, т.е. процесса обучения, воспитания и развития, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие личности.
Известно, что в соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта  происходит переход от знаниевой парадигмы образования  к компетентностной. Основными результатами образования являются:
1.Формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих образование в основной школе. 2.Воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
3.Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Происходит  смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».
У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.
Учитель моделирует урок  в соответствии с  новыми требованиями стандарта.  Урок строится с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы. Уроки носят чаще интегрированный характер.
Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных новаций наиболее известно личностно-ориентированное обучение. Данное обучение стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования.
Создание условий для познавательной активности учеников, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы.
Цель личностно-ориентированного обучения через системно - деятельностный подход - это признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности. Основная ценность состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Личностно - ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.
Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:
1) использование субъектного опыта ребенка;
2) актуализация имеющегося опыта;
3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач;
4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества;
5) создание ситуации успеха.
5. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая идея исследования состоит в том, что процесс осуществления индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми являются составляющими технологии личностно-ориентированного обучения.
В основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
6. Длительность работы.
По данной теме работаю с сентября 2009 года. Когда в 10-й класс пришли учащиеся с разным уровнем подготовки. Моя задача заключалась в том, чтобы предоставить возможность детям с разными способностями проявить себя, помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении. Создание комфортной психологической атмосферы на уроке, ситуация успеха приносят не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику.
7. Диапазон.
Работа по данной теме предусматривает:
- подходы к отбору содержания, форм и методов обучения личностно -ориентированного обучения,
- изложенный материал может применяться в системе дополнительного образования;
- экспериментальный материал (разработки уроков, алгоритмы работы с различными видами заданий) может быть использован учителем для организации обучения.
Диапазон опыта включает работу в единой системе «урок – внеклассная работа». В урочной системе методы и приёмы личностно -ориентированного обучения я использую на уроках изучения нового материала, уроках-практикумах, уроках-обобщениях, уроках-диспутах, на уроках повторения изученного при подготовке к выпускным экзаменам, в процессе индивидуальной работы с учащимися; во внеурочной деятельности - на дополнительных занятиях по коррекции знаний.
Личностно - ориентированное обучение позволяет выявлять и совершенствовать способности учащихся, развивать познавательную активность, мыслительные навыки, формирует интерес к ведению исследовательской работы.
8. Новизна опыта.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- изложены элементы основных теорий осуществления личностной ориентированности в педагогическом процессе;
- раскрыты основные компоненты технологии личностно-ориентированного обучения;
- выделены основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения.
Практическая значимость состоит в том, что, полученные материалы могут использоваться для составления системы уроков по различным предметам для учеников общеобразовательных школ.
Новизна методики состоит в комбинировании элементов традиционной педагогики с личностно-ориентированными. К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен. Используя эти требования, воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься, сознательно применять знания в жизни.
Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Научная новизна и теоретическое значение опыта определяются тем, что:
- обоснована значимость педагогической технологии личностно- ориентированного обучения учащихся как средства активизации школьников и подготовки их к самореализации в новых социально-экономических условиях;
- выявлены современные педагогические методы и приёмы, которые применимы в личностно - ориентированном обучении при изучении русского языка.
Личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Средствами развития интеллектуальных способностей ученика при личностно-ориентированном обучении являются стремление к развитию личности, предоставление ученику возможности активной познавательной деятельности через посильную самостоятельную работу и предоставление творческой свободы.
9. Теоретическая база опыта.
Методологическую и теоретическую базу исследования составляют принципы всеобщей связи явлений и процессов, целостности и системности, единства формы и содержания, единства логического и исторического, взаимосвязи теории и практики.
Источниками исследования являются данные анализа психологической, педагогической, методической литературы и периодической печати. Кроме того, в работе учитывались основные положения теоретических концепций о применении современных педагогических технологий в процессе обучения.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ документов и официальных материалов, научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; сравнительный анализ опыта работы с детьми; опытно - экспериментальная работа по внедрению технологии личностно-ориентированного обучения.
Опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого; психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой. На основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В Плешаковой; гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.

Технология опыта.
Личностно-ориентированное обучение это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания, то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании.
Технология образовательного процесса основывалась на идее педагогического управления, формирования, коррекции личности “извне”, без достаточного учета и использования субъектного опыта самого ученика как активного творца собственного развития (самообразования, самовоспитания).
Предметно-дидактическая модель личностно-ориентированной педагогики, ее разработка традиционно связаны с организацией научных знаний в системы с учетом их предметного содержания. Это своеобразная предметная дифференциация, обеспечивающая индивидуальный подход в обучении.
В основе опыта рассматривается организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Системно-деятельностный подход в обучении предполагает самостоятельное добывание знаний и развитие у детей универсальных учебных действий:
- личностных (нравственная сторона личности);
- коммуникативных (учебное сотрудничество, умение слушать и слышать);
- познавательных (работа с информацией, выбор способов решения, действия логического характера – умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.п.)
- регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка).
Системно-деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение тесно связаны. Реализация деятельностного подхода заключается в том, чтобы предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся его цели, мотивы, его психологический склад, одним словом ученик как личность.
Развитие ученика как личности, его социализация идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта.
Деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение реализуется на уроках разных типов, среди которых наиболее распространёнными являются уроки «открытия» нового знания, уроки закрепления и контроля. Задачами этапа актуализации знаний на уроках «открытия» нового знания является подготовка мышления детей и осознание ими потребности в построении нового способа действий. С этой целью воспроизводятся ЗУНы, актуализируется соответствие мыслительной операции: внимание, память, тренируется речь.
Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:
1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.
По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока (Приложение 1).
Рассмотрим некоторые формы, методы и приемы организации личностно-ориентированного урока, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Самый первый этап урока после организационных моментов полезно начинать с установки целей и мотивации: что получит ребенок в результате обучения, каким образом эти знания повлияют на его перспективы развития, как они будут связаны с его будущей профессией, повлияют ли на успехи в других предметах, на жизнь в целом?
Если урок связан с объяснением нового материала, важно провести предварительную установку на новые знания. Например, перед изучением темы "Правописание гласных в корнях слов" полезно дать детям тексты, в которых они могли бы выделить корни слов (Приложение 2).
Третий этап - это изучение нового материала. Важно, чтобы объем изучаемого материала был разным. Чтобы дети имели много разных инструментов запоминания одного и того же правила: слушая сказку, имея картинку или рисуя сами, подключая свою фантазию с одной стороны и логическое мышление - с другой.
Свою работу выстраиваю следующим образом:
1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки (Приложение 3).
Например: урок-путешествие во времени (Приложение 4), урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности.
Такие уроки - это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры. Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.
В условиях групповой работы школьники учатся оперировать материалом (Приложение 5), приобретают навыки взаимопроверки и взаимоконтроля, совершенствуют умения совместной деятельности, при этом воспитываются коллективистские свойства личности.
На уроках русского языка использую работу с опорными конспектами (Приложение 6) , даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе. Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера (Приложение 7). Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Использую методику «непроизвольного запоминания». Используя эти методы в обучении, реализуется личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы.
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным. Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности. Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает разработку новых педагогических технологий.
Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Работая над темой «Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка», ставятся следующие задачи:
Как сделать урок радостным и интересным?
Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.
Организация учеников для достижения цели проводится по-разному. Ведётся работа со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть фронтальная форма учебной работы или проводится работа с учащимися над учебным материалом микрогруппами. Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу. Даются специальные домашние групповые и индивидуальные задания.
Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, учащиеся готовятся к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?). Чтобы заинтересовать учащихся, чтобы скучные и нудные правила учебника воспринимались легко и с интересом, использую идею Дугласа Хамблина- построение схемы «паучок» по типу логического дерева. Учащиеся самостоятельно работают с книгой и по сигналам учебного текста строят визуально-графические схемы (Приложение 8).
Углубляясь в суть теоретических сведений, школьники самостоятельно устанавливают связи, отношения между понятиями, языковыми категориями, грамматическими формами. Осмысленное усвоение теории способствует, в свою очередь, совершенствованию речевых навыков. Когда все ученики вовлечены в процесс познания, они активно участвуют в создании схемы, алгоритма, в результате чего возникает мотивированный интерес к предмету.
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяю на несколько этапов:
- создание схем - алгоритмов на базе знакомых правил;
- преобразование новых изучаемых правил в схемы - алгоритмы;
- создание первых простейших обобщающих алгоритмов;
- дополнение схем материалом из курса предыдущих классов;
- создание обобщающих алгоритмов.
Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.
Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему («Для чего нам нужны союзы?», «Что такое предлог?» и т.д.), использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.
Используя эти методы в обучении, реализуется личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития. Учебный материал организовывается таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий. Учащиеся сами выбирают задания или их подбирает учитель с учетом дифференциации учащихся по уровню усвоения знаний.
Условно класс делится на три группы: «слабые», «средние», «сильные». Раздаются задания по уровню. Такие задания нацелены на достижение образовательного минимума для слабых учеников. Для средних - достижение образовательного минимума плюс развитие мышления. Для сильных - плюс пропедевтика и развитие творческого мышления. (Приложение 9).
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
- уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы (в первый класс приходят более 50% детей с отклонениями от нормы в психосоматическом развитии);
- решается проблема неуспеваемости. Потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат; становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума (Приложение 10).
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. Работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:
- составление текстов диктантов;
- составление карточек-заданий по изученному материалу;
- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
- сочинение лингвистических сказок-миниатюр;
- работа с дополнительной литературой.
Проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки. Выполнение обязанностей консультанта при групповой работе. Работа «учителем».
В основе отставания детей с пониженной обучаемостью лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников с реально достигнутым ими уровнем умственного развития.
Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. Со всеми учащимися мы ведем словари и специальные тетради-справочники со схемами, таблицами и алгоритмами.
Например, весь класс пишет диктант, слабые учащиеся выполняют задание на карточке (Приложение 11), а затем сильные учащиеся проверяют карточки слабых одноклассников.
На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий. Уровень сложности постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя - затормозится их развитие.
Надо сказать, что разноуровневые группы не стабильны, они иногда бывают подвижными. Если ученик 1 или 2 группы работает в полную силу, справляется с заданиями. Он может прейти из одной группы в другую. Ущемления личности нет. Каждый получает задание в объеме своих возможностей и справедливо заработанную оценку. Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощущать атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, - мечта любого учителя. Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования: «Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка»
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики. В своей практике я использую элементы технологии личностно-ориентированного обучения, основными принцами которого является следующее: всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, выразительно излагать собственные мысли, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения - работа кропотливая, требующая внимания, систематичности. Начинается она после того, как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.
В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Развиваются навыки различного рода описаний, учащиеся знакомятся с основами сочинения-рассуждения в разных стилях.
И уже с 8 класса начинается работа по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров.
Много времени уделяется индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно.
В своей работе использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки - путешествия, уроки - семинары, уроки - практикумы, уроки - зачёты, смотры знаний. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.

Результативность опыта.
Развитие интеллектуальных умений посредством системно-деятельного подхода через методы и приёмы личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка повышает уровень обученности учащихся. Осознание ими своих индивидуальных способностей и мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать учебные задачи, стоящие перед ними, определять цель работы и пути её достижения. По данной системе работаю уже 4-й год. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, что приносит пользу, и радость общения. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет научного познания, избавляется от различных комплексов.
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.
Использование технологии личностно-ориентированного подхода позволило мне добиться определенных результатов. При 100% успеваемости, процент качества знаний составил:

Русский язык
Класс
2009-2010
Класс
2010-2011
Класс
2011-2012

10а
11г

60%
56%
46%

11а



69%

52%



77%

56%


Литература
Класс
2009-2010
Класс
2010-2011
Класс
2011-2012

10а
11г


88%
82%

11а



92%

74%






79%
80%


В 2009 году по результатам ГИА качество знаний учащихся 9Г класса составило 74%.
В 2010 году по результатам ЕГЭ качество знаний по русскому языку составило 64%, пятеро учащихся набрали от 76-81 баллов. В 2011 году
качество знаний составило 62%, у четверых учащихся более 81 баллов.
В 2011году выпускницы Мараевой М.В. поступили на филологические факультеты: Дорошева Маргарита – БелГУ, г.Белгород, Ермолова Татьяна – ВГУ, г.Воронеж.
Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся. Знания и умения, полученные на занятиях, успешно реализуют во внеклассной работе: обучающиеся активно участвуют в конкурсах творческих работ, в смотрах исполнительского мастерства, где занимают призовые места.
Воронов Александр, участвуя во Всероссийском детском литературном конкурсе «Гагарин в судьбе моей страны» занял 3-е место по Губкинскому району. Дрюкова Екатерина дважды занимала призовые места в школьных конкурсах литературного чтения.
В 2009г. принимала участие в городском семинаре «Индивидуальный подход к обучающимся на уроках русского языка и литературы как способ саморазвития и творческой самореализации обучающихся».
В 2012 году в рамках муниципального научно- методического семинара для директоров общеобразовательных учреждений провела открытый урок «Хрупко счастье» по рассказу Л.Андреева «Ангелочек».
В межаттестационный период в рамках единого методического дня провела открытые классные часы: «Турнир знатоков русского языка», «Азбука делового человека».
Немаловажным показателем результативности работы, я считаю, участие учеников в конкурсах и олимпиадах.
Школьная олимпиада: 2009год, 11клас Гудзенко Антон - 2 место; 10 класс, Воронов Александр – 2 место. 2010 год - Воронов Александр (11 класс) - 3 место. 2011год - Дрюкова Екатерина (5 класс) - 1 место, Зеленина Полина - 3 место. 6 класс, Черенкова Валерия – 3 место 2012 год; 6 класс, Дрюкова Екатерина - 1место, Яструбенская Кристина – 3 место, 7 класс, Золотых Юлия – 2 место.
2009-2010 учебный год:
«Русский медвежонок»
10 класс
Место в школе
Процент

Мараева Мадлена
1
98,27%

Малюгина Анастасия
3
93,77%

11 класс
Место в школе
Процент

Чеботарёв Дмитрий
1
96,36%

Толстенко Олеся
2
94,24%

2010-2011 учебный год:
11 класс
Место в школе
Процент

Мараева Мадлена
1
98,27%

Малюгина Анастасия
3
92,77%

2011-2012 учебный год
5 класс
Место в школе
Процент

Зеленина Полина
1
99,27%

Дрюкова Екатерина
3
96,77%

6 класс
Место в школе
Процент

Кашкарова Валерия
2
98,68%

Золотых Юлия
3
93,89%

Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, я считаю, что реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся русскому языку обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.
Разработки уроков и сообщения из опыта работы размещены на школьном сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Реализация системно-деятельного подхода через использование методов и приёмов личностно-ориентированного обучения учащихся на уроках русского языка может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе.
Опыт можно применять в основной и старшей школе всех уровней. Он будет интересен учителям разных специальностей и квалификационных категорий.
Результативность применения опыта в учебном процессе можно оценить с помощью положений педагогики развития, создающей для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.
В основе предлагаемых критериев лежат теоретические положения, разработанные к. п. наук С. Зайцевым:
- наличие положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации;
- наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере;
- переживание учеником субъективного открытия;
- отношение к новому знанию как к личностной ценности.
Использование деятельностного подхода при обучении русскому языку повышает познавательную активность, развивает творческую инициативу, интеллект учащихся, раскрепощает учеников, снижает их утомляемость и способствует развитию универсальных учебных действий. Отвечает задачам современного образования и требованиям к уроку, целью которого является личностное развитие учащихся во всём его многообразии,
Формирует в человеке индивидуальные качества, позволяющие ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.



















Библиография.
1. Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!» М., 1990г. – 234 с.
2. Баранов, М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 1990. – 315 с.    
3. Баранов, М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42.
4. Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение - 1996. – 144 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1979. – 548 с.
6. Дьяченко, Н.В. Личностно-ориентированный урок : научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2.
7. Кацнельсон, С.Д. Типология языков и речевое мышление. - Л.: 1972.- 168 с.
8. Ксензова, Г. Ю. «Перспективные школьные технологии» М.: 2000г.- 256 с.
9. Леонтьев, А.А.. Технология развивающего обучения: некоторые соображения “Школа - 2000”.- 127 с.
10. Маркова, А. К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» - М.: 1988.- 210с.
11. Никодимова, Е.А. Внедрение личностно-ориентированных
технологий //Школьные технологии.-2004, №6.
12.Основы методики преподавания русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение. 1978. – 442с.
13.Селевко, Г. К. «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» - М.: 1998г.- 235 с.
14.Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей).Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение.- 267 с.
13.Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения. – 354 с.
15. Тростенцова, Л. А. «Урок русского языка на современном этапе» - М.: 1998. – 287с.
16. Унт, И. Э. «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» - М.: 1986. - 111с.
17. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. – 2003, №2.  
18. Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Д.: Учитель, 2003. – 153 с. 
19. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала “Директор школы №7/2000.



Приложение

Приложение № 1 – Разработка урока.
2. Приложение № 2 – Карточки «Правописание корней».
3. Приложение № 3 – Разработка сюжетного урока.
4. Приложение № 4 – Разработка урока-путешествия.
5. Приложение № 5 – Задания для парной и групповой работы.
6. Приложение № 6 – Опорные конспекты.
7. Приложение № 7 – Таблицы, алгоритмы.
8. Приложение № 8 – Визуальные графики-схемы.
9. Приложение № 9 – План-схема урока.
10. Приложение № 10 – Дифференцированные задания.
11. Приложение № 11 – Карточка-диктант для слабых учащихся.











13PAGE 15


13PAGE 14515




15