Рабочая программа кружка занимательная математика

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы внеурочной деятельности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Основными целями проведения занятий являются:

привитие интереса обучающимся к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении текстовых задач, олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации обучающихся разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, в поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу внеурочной деятельности включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данное творческое объединение.
Характер материала определяет назначение внеурочной деятельности.
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображений.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. В конце полугодий проводятся викторины и КВН. Это помогает детям оценить свои успехи и достижения.

Календарно-тематическое планирование



Тема



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22


23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57


58

59

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72


Математика царица наук.
Значение математики в жизни человека.
Удивительный мир чисел.
Как люди научились считать.
Страна цифр и знаков.
Взаимное расположение предметов.
Интересные приемы устного счета.
Великие математики России.
Задачи со сказочным сюжетом.
Решение задач со сказочным сюжетом.
Занимательные задачи в стихах.
Решение занимательных задач в стихах.
Коллективный счет.
Веселый счет.
Здесь загадки и шарады.
За загадку две награды.
Волшебные клеточки.
Решение логических цепочек.
Знакомство с магическими квадратами.
Магические квадраты.
Игры с математическими заданиями.
Подвижные игры с математическими заданиями.
Знакомство с математическим лото.
Математическое лото.
Арифметические ребусы.
Решение арифметических ребусов.
Логические лабиринты.
Решение логических лабиринтов.
Решение ребусов и логических задач.
Задачи – шутки.
Решение задач-шуток.
Загадки –смекалки.
Решение задач-смекалок.
Обратные задачи.
Решение обратных задач.
Практикум «Подумай и реши».
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Решение задач с неполными данными.
Задачи с изменением вопроса.
Изменение вопроса в задачах.
Знакомство с математической мозаикой.
Математическая мозаика.
Нестандартные задачи.
Решение нестандартных задач.
Путешествие в страну геометрических фигур.
Решение геометрических задач.
Волшебная точка.
Волшебные линии.
Четырех угольники и их виды.
Четырех угольники и их виды.
Свойства квадрата.
Прямоугольник и его свойства.
Диагонали прямоугольника.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Игра «У кого какая цифра».
Знакомьтесь: Архимед.
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач с многовариантными решениями.
Игра «Знай свой разряд».
Знакомьтесь: Пифагор.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
Газета любознательных.
Подготовка к олимпиаде.
Математическая олимпиада.
Математическая олимпиада.
Заседание круглого стола.
Заседание круглого стола.
Математический праздник.
Математический праздник.
Математическая эстафета.
Подведение итогов работы .
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение и вычитание»


Знакомство с математическими ребусами, решение логических. конструкций


Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.


Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений



Формирование числовых и пространственных представлений у детей.


Решение обратных задач, используя круговую схему.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.


Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения




Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда, Пифагора
- вклад в науку




Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты


Содержание курса
1. Из истории математики часа -8 ч
Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.
2.Занимательные задачи-18 ч
Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.
3.Математические ребусы, лабиринты, мозаики-22ч
Математические квадраты, головоломки, математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.
4.Страна геометрических фигур-15 ч
Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная.Многоугольник. Длина отрезка, сантиметр.
5.Проектная деятельность, математические праздники, КВН-9ч.

Используемая литература.

1. Математика. 5 класс. Учебник в 2 ч. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. 2-е изд., перераб. - М.: 2011.
2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе. 4 – 6классы.
4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.
5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.
6. Минковский В.Л. За страницами учебника математики.
7.Г.И.Григорьева Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.
10. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.