Рабочая программа по внеурочной деятельности Планета здоровья, спортивно — оздоровительного направления.


Пояснительная записка
Программа кружка «Планета здоровья» разработана на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011).
Программа реализуется на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).
3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.02.2011 N 19707).
4. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.12.2011 N 22540).
5. Приказ Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2013 N 26993).
6. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916).
7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936)
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
9. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Целинная СОШ
Программа кружка «Планета здоровья» рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в 4 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а вXXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».
Цель и задачи программы
Цель :обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; обучение детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
1) сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;2) формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;3) обеспечить физическое и психическое саморазвитие;4) научить использовать полученные знания в повседневной жизни;5) добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты 
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
• выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и •осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;•осуществлять активную оздоровительную деятельность;•формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
•факторы, влияющие на здоровье человека;•причины некоторых заболеваний;•причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;•виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;•о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;•основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно- оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
Тематическое планирование
№ Тема занятия Дата
1. «Здоровье -это здорово» 2. «Мой весёлый звонкий мяч»
3. «Правильная осанка -залог здоровья»
4. «Вредные привычки»
5. «Мир людей и личностей»
6. «Секреты здоровья»
7. «Моё настроение»
8. «Весёлые старты»
9. «Что такое эмоции?»
10. «Чувства и поступки»
11. «Стресс»
12 «Учимся думать и действовать»
13. «Если хочешь быть здоровым»
14. «Весёлые старты»
15. «Умей выбирать»
16. «Принимаю решение»
17. «Зависимость»
18. «Умей сказать НЕТ»
19. «Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения»
20. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
21. «Алкоголь – ошибка»
22. «Умеем ли мы правильно питаться?»
23. «Я выбираю кашу»
24. «Чистота и здоровье»
25. «Откуда берутся грязнули?»
26. «Волевое поведение»
27. «Наркотик – тренинг безопасного поведения»
28. «Мальчишки и девчонки»
29. «Чистота и порядок»
30. «Учимся находить причину и последствия событий»
31. «Алкоголь – ошибка»
32. «Здоровье у Лукоморья»
33. «Мама, папа, я спортивная семья»
34.  КВН «Наше здоровье» Литература:
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2.Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.-с.48
3.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.- с.79
4.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.-с.127
5. ГостюшинА.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997-с.95
6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995-с.74
7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб. 1998-с.46
8. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб. 1995-с.56