Конспект урока по ОРКСЭ (модуль Светская этика) в 4 классе на тему Совесть


Организационная информация
Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1
Автор и название предметного модуля
Название раздела
«Модуль «Основы светской этики» А.Я. Данилюк


1.2
Автор УМК
А.Я. Данилюк


Методическая информация


1.
Тема урока

Совесть


2.
Содержание темы урока

осознание чувства совести как одного из морально-этических ценностей в обществе, соотношение понятия «стыд» и «совесть»


3.
Методы и приемы реализации содержания. Образовательные технологии

- беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, тренинг, синквейн;
- технология коллективного и группового взаимодействия, ИКТ-технология, технология проблемного обучения.


4.
Возраст обучающихся: класс
4 класс


5.
Целевые ориентиры:



5.1
Целевой ориентир на личностный результат:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.


5.2
Целевой ориентир на метапредметный результат:
развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.


5.3
Целевой ориентир на предметный результат:
- усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля;
- изучать основные нормы светской морали


6.
Планируемые результаты:



6.1
Личностный результат
Личностные УУД:
- определение и высказывание простых правил поведения;
- умение делать правильный выбор правила поведения в различных жизненных ситуациях.




6.2
Метапредметный результат
Регулятивные УУД:
- умения высказывать свои предположения;
- умение учиться совместно с учителем и другими обучающимися.
Познавательные УУД:
- добывание новых знаний, используя учебник, словарь, жизненный опыт;
- преобразование информации из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- привлечение родителей к совместной деятельности.



6.3
Предметный результат
Под предметным результатом понимаются усвоенные обучающимися знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности




7.
Материально-техническое оснащение
мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал (приложение)


Конспект занятия


Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Используемые технологии, методические приемы

I.
Вводная часть
Слайд №1: изображение города с Мастером
Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Слайд №2: изображение бабочки на ладони
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках

Слушают притчу, наблюдают
Личностные:
- жизненное самоопределение.
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные:
- извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Беседа, работа с иллюстративным материалом

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Мотивация деятельности обучающихся
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика?
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик?
– Как можно оценить убийство бабочки?
– А сохранение ее жизни?

Тренинг «Как не попасть в сети зла? Слайд №3
- Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах. Объяснение.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?
Отвечают на вопрос:
Жизнь бабочки

Или убить или отпустить.
Это зло.

Это добро.


Участвуют в тренинге.
Отвечают на вопросы учителя.
Ответы учащихся. Добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, скромность.
Поочерёдно называют положительные качества.


Личностные:
- жизненное самоопределение.
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Коммуникативные:
-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданием; владение диалогической формами речи.
Регулятивные:
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационной деятельности).

Беседа

1.2
Целеполагание
- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
- А хороший поступок? (радость, счастье)
Предлагает разгадать кроссворд.




- Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы:
Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе

Радость, счастье.


Работа в парах: разгадывают кроссворд. Самопроверка Слайд №4







1. Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3. Что значит поступать по совести?
4. Какая совесть бывает чиста?



Регулятивные:
-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Личностные:
-  нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.
Коммуникативные:
-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели.
Кроссворд, беседа, самостоятельная работа с источниками информации.

II.
Основная часть:





2.1
Актуализация ранее приобретенных знаний
- Предлагаю заполнить таблицу.
Таблица в приложении.
Заполняют таблицу
Личностные:
-  нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.
Индивидуальная работа

2.2
Добывание (сообщение и приятие) нового знания
- Однажды, перебирая книги, я обратила своё внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара «Совесть». Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история. История, которая может случиться с каждым из вас.
– Какое впечатление произвела на вас Нина? Проведём исследование.
– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
- Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала? Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? 
- Что же такое СОВЕСТЬ?

- Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите примеры жизненных ситуаций, в которых люди испытывали стыд или им было совестно.

ФИЗМИНУТКА
Читают рассказ А. Гайдара «Совесть» Слайд №5












Заполняют кластеры (приложение)
Слайд №6, 7




Высказывают свою точку зрения.
Работа с Толковым словарем.
Работа с учебником с. 48.
(читают определение) Слайд №8

Приводят примеры.
Личностные:
-  нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные:
-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием источников информации;
- находить решение задачи с помощью простейших моделей;
- добывать новые знания, используя учебник.
Коммуникативные:
- умение принимать мнения другого человека.
Коллективная работа, беседа, работа со словарем.

2.3
Применение и закрепление обучающимися нового знания

Работа в группах (игра)
- А сейчас я предлагаю вам разобиться на группы.
(приложение)


Работают в группах.





Каждая группа защищает своё задание.
Коммуникативные:
- слушать и понимать другого человека;
- совместно договариваться о правилах общения;
- учиться выполнять различные роли.
Личностные:
- опираясь на общие правила поведения, делать собственный выбор.
Регулятивные:
- умение высказывать свои предположения;
-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-  оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Работа в группах.

III.
Заключительная часть
Читает стихотворение
Однажды предрассветною порой Три мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: – Что главное, скажите в человеке?
– Конечно, разум – первый мне ответил. С ним каждый путь и правилен и светел.  – Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоняя. Второй ответил: – Воля на пути, Которой нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, – заволновался третий. Послушайте, что строго он ответил: (пауза)
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Да нет, не то, заволновался третий. Дослушайте, что строго он ответил! Невелика моя об этом повесть, Но главное у человека  совесть! (прикрепляю карточку)

Слушают стихотворение.


















Отвечают.









Познавательные:
-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Беседа

3.1
Рефлексия деятельности обучающихся

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?
Составление синквейна в парах.

Слайд №8




- У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек от дерева. Синей пастой напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а красной – от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
Высказывают свои мысли.



Работают в парах, составляют синквейн:
Совесть
Вечная, мудрая
Спрашивает, учит, мучит
Главный судья
Слушай её

Пишут на листочках и прикрепляют их на дерево на доске.
Предметные:
- понимание значения нравственности и морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
Беседа, синквейн, индивидуальная работа, работа в парах

IV.
Дальнейшая образовательная деятельность обучающихся


4.1
Указываются мероприятия внеурочной деятельности обучающихся (экскурсия, выставка и т.д.),
1. Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
2. Найти 5 пословиц и поговорок о совести.

Домашнее задание.

4.2




4.3




4.4




6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2012
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2012
Пособие для учителя. М.: Просвещение-2011 (Стандарты второго поколения)
Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



 
·