конспект урока природоведения во 2 классе на тему: Сезонные изменения в природе. Зима


Урок природоведения во 2 классе: «Сезонные изменения в природе. Зима»
Цели: Формирование системы представлений и первоначальных понятий о природе зимой. Показать взаимосвязь животных и растений. Развитие интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся и положительно окрашенных эмоциональных переживаний.
Организационный момент.
Звучит стихотворение А.С. Пушкина:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение? Докажите это.
Тема урока, цели.
Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. Урок наш необычный. Мы будем играть, но помните, что вы ученики второго класса и сегодня должны многому научиться (на доске запись, обратить на неё внимание)
-Вспомнить …признаки зимы как времени года.
-Выявить …взаимосвязи в природе зимой.
-Определить …своё отношение к зиме и понять красоту природы в зимнее время.
-Научиться …работать в группах, слушать и задавать вопросы.
Условия игры
Сегодня наш класс – это телевизионный канал «Зимушка-зима», который в своих передачах рассказывает своим зрителям об этом времени года. К прямому эфиру сейчас будут готовиться 4 программы:
- Прогноз погоды
- Моя планета
- Диалоги о животных
- Здоровье
Они помогут поговорить нам о зиме. Помните, что вы должны внимательно слушать своих товарищей, т.к. за правильный ответ и интересный вопрос команда получает жетон (лепесток). Все передачи на нашем канале связаны между собой, их можно объединить одной фразой : «В природе всё взаимосвязано».
Установка для учащихся: Внимательно прочитайте задания, которые лежат у вас на партах, рассмотрите рисунки, распределите задания.
Программа «Прогноз погоды»
- вы синоптики, ведёте наблюдение за погодой
1 задание: расскажите о погоде сегодня по своим наблюдениям, пользуясь планом:
Дата
Высота солнца
Облачность
Температура воздуха
Осадки
Видимость на дорогах
2 задание: О каком месяце говорят и почему?
Год кончает, зиму начинает.
Году начало, зиме середина.
Зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
3 задание:
- Какие осадки выпадают зимой
- почему говорится: «Звёздочки холодные, а зиме тепло»?
Вывод: Солнце низко над горизонтом, температура воздуха днём и ночью ниже нуля, ночи длинные, дни короткие, небо пасмурное, закрыто облаками, осадки в виде снега. Все эти изменения влияют на жизнь растений.
Программа «Моя планета»
- вы путешественники. Расскажите нам о том, какими вы увидели почву, водоёмы и растения в зимнее время
1 задание:
- чем прикрыта почва зимой?
- чем прикрыты водоёмы зимой?
- какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоёмах?
2 задание:
- какими мы видим хвойные и лиственные растения зимой?
- почему лиственные деревья на зиму сбрасывают листву?
- подберите слова, которые можно использовать для описания зимнего леса
Вывод: почва замёрзшая, покрыта снегом, водоёмы покрыты льдом. Т.к. почва замёрзла, то большинство лиственных деревьев и кустарников на зиму сбрасывают листья, но на ветках остаются почки. На некоторых деревьях на зиму остаются сухие листья и плоды. С зелёными листьями зимует большинство хвойных растений. Сохраняют на зиму зелёные листья и некоторые растения под снегом. Снег защищает их от морозов.
Программа «Диалоги о животных»
- вы - натуралисты и ведёте наблюдение за жизнью животных. Задача ваша – рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных в зимнее время.
1 задание:
- расскажите об изменениях в жизни насекомых и рыб с приходом зимы.
2 задание:
- разделите картинки с изображением птиц на 2 группы и назовите их (рассказ о поползне)
- назовите главную причину отлёта птиц
- чем питаются птицы, которые остаются зимовать?
3 задание:
-расскажите, как медведь, белка, лось и волк приспособились к зиме
Вывод: зимой многие звери весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Рыбам под слоем льда часто не хватает воздуха, поэтому во льду делают проруби.
Программа «Здоровье»
- во время зимы организм человека ощущает недостаток солнечного света, витаминов. Задача вашей программы – рассказать, как надо заботиться о своём здоровье зимой.
1 задание:
- расскажите, как надо пополнять недостаток витаминов в организме зимой
- назовите продукты, которые необходимо употреблять в зимнее время.
2 задание:
- что помогает закаливанию вашего организма зимой?
- какими видами спорта вы увлекаетесь
3 задание
- помоги одеться девочке для катания на лыжах
Вывод: с наступлением зимних холодов люди одеваются теплее, чем одевались осенью. Зимой надо продолжать заниматься закаливанием. Этому помогают игры на воздухе, катание на санках, лыжах и коньках.
Итог урока
Вот и закончилась работа нашего телеканала. У нас появился цветок, который мы собрали из жетонов за правильные ответы. Это значит, что новый сезон – весна – принимает эстафету от зимы. 15 февраля – сретение. С давних времён этот день считается первой встречей зимы с весной. «Какова погода на Сретение, такова и весна будет»