Диагностическая работа по русскому языку (подготовка к ОГЭ)


Диагностическая работа по русскому языку. (9 класс) Вариант 1.
Прочитайте текст и выполните задания 2 -15.
(1)Душой чайной комнаты, если можно так выразиться, являлся книжный шкаф. (2)В нем, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей. (3)И этот шкаф мне кажется живым существом. (4)Его появление у нас составляло целое событие.
(5)Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши. (6)Но ведь для книг нужен шкаф, а это вещь слишком дорогая, да, кроме того, в нашем маленьком заводе не было и такого столяра, который сумел бы его сделать. (7)Пришлось шкаф заказать в соседнем Тагильском заводе, составлявшем главный центр округа Демидовских заводов. (8)В детстве я не знал другой вещи более красивой.
(9)Представьте себе две тумбы, на них письменный стол, на нем две маленькие тумбы, а на них уже самый шкаф с стеклянными дверками. (10)Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком, который, к общему нашему огорчению, скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, пожалевшего масла на краску. (11)Но этот недостаток нисколько не мешал нашему книжному шкафу быть самой значительной вещью в свете – особенно, когда на его полках разместились переплетные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов.
(12)- Это наши лучшие друзья, - любил повторять отец, указывая на книги. – (13)И какие дорогие друзья… (14)Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу. (15)Потом ее нужно издать, потом она должна сделать далекий-далекий путь, пока попадет к нам, на Урал. (16)Каждая книга пройдет через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа. (17)Наша библиотека была составлена из классиков, и в ней – увы! – не было ни одной детской книжки… (18)Мне пришлось начать чтение прямо с классиков, таких как дедушка Крылов, Гоголь, Пушкин, Гончаров и т.д. (19)В нашей библиотеке первой детской книжкой явился «Детский мир» Ушинского. (20)Эту книгу пришлось выписывать из Петербурга, и мы ждали ее каждый день в течение чуть не трех месяцев. (21)С этой книги началась новая эра. (22)За ней явились рассказы Разина, Чистякова и другие детские книги. (23)Моей любимой книжкой сделались рассказы о завоевании Камчатки. (24)Я прочитал ее десять раз и знал почти наизусть. (25)Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в легких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам. (27)С этой книжки путешествия сделались моим любимым чтением, и любимые классики на время были забыты. (28)К этому времени относится чтение «Фрегата Паллады» Гончарова. (29)Я с нетерпением дожидался вечера, когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. (30)Мы путешествовали уже вдвоем, деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия. (31)Встречалось, конечно, много неизвестных мест и непонятных слов; но эти подводные камни обходились при помощи словаря иностранных слов и распространенных толкований.
(По Д. Мамину - Сибиряку*)
*Мамин - Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 – 1912) – русский прозаик и драматург, автор таких произведений, как «Серая Шейка», «Алёнушкины сказки», «Приваловские миллионы», «Уральские рассказы», «Сибирские рассказы» и др. Известен как автор крупных прозаических произведений, так и добрых, проникновенных детских.
Ответами к заданиям 2 – 15 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор начал чтение с классической литературы?»
1)Отец автора считал, что следует читать только классическую литературу.
2)Автор хотел казаться взрослее, читал то, что читал его отец.
3)Классическая литература является основой воспитания разумного читателя.
4)Библиотека была составлена из классиков, и долгое время в ней не было детских книг.
Ответ:___________________________________________________________________.
3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выписывать» (предложение 20).
1)списывать какое-нибудь нужное место из книги
2)писать что-нибудь полностью
3)тщательно писать красками
4)делать заказ о доставлении чего-нибудь
Ответ:____________________________________________________________________.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
1)Мысленно я проделывал все героические подвиги казаков-завоевателей, плавал в легких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам.
2)В нем, как в электрической батарее, сосредоточилась неиссякаемая, таинственная могучая сила, вызвавшая первое брожение детских мыслей.
3)Мой отец, небогатый заводской священник, страстно любил книги и затрачивал на них последние гроши.
4)Каждая книга пройдет через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.
Ответ:____________________________________________________________________.
5. Из предложений 29 – 31 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.
Ответ:____________________________________________________________________.
6. Из предложений 17 - 19 выпишите слово с не изменяющейся на письме приставкой.
Ответ:____________________________________________________________________.
7. Из предложений 9 – 11 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
Ответ:____________________________________________________________________.
8. Замените разговорное слово «гроши» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:____________________________________________________________________.
9. Замените словосочетание «детских мыслей» в предложении 2, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:____________________________________________________________________.
10. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ:____________________________________________________________________.
11. Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________________________________.
12. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) словосочетании(-ях) слов.
Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком, (1)который, (2)к общему нашему огорчению, (3)скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4)пожалевшего масла на краску.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.
Ответ:____________________________________________________________________.
14. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я с нетерпением дожидался вечера, (1)когда мать кончала дневную работу и усаживалась к столу с заветной книгой. Мы путешествовали уже вдвоем, (2)деля поровну опасности и последствия кругосветного путешествия.
Ответ:____________________________________________________________________.
15. Среди предложений 12 – 18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________________________________________________.
Диагностическая работа по русскому языку. (9класс) Вариант 2.
Прочитайте текст и выполните задания 2 -15.
(1)Однажды мы с Васькой поехали за грибами. (2)В корзинах у нас лежали хлеб с луком, у Васьки еще яйца, а у меня книга. (3)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особо я любил фантастику. (4)Эта книга также была фантастическая, называлась она «Серебряный шар». (5)В общем, там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, где начиналась неизведанная часть планеты, потому что Луна повернута к нам только одной стороной. (6)Я как раз успел прочитать строки, как они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого и их глазам открылось совершенно необычное зрелище…
(7)Что открылось их глазам, я так и не узнал и до сих пор не знаю, потому что я потерял в лесу свою книжку.
(8)Мы до ночи искали мою книгу. (9)Мы нагибались к каждому кусту и ползали по траве. (10)Мы забрели в заросли черники, которой никогда прежде не встречали. (11)Потом мы рвали яркую калину для букета на комод. (12)В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью. (13)- Они перешагнули эту роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно…
(14)- Иди сюда, тут родник, - закричал Васька.
(15)Это была ямка, выложенная по краям тонкими стволиками, чтобы не обвалилась земля. (16)В темной, но видимой глубине словно бы извергались крошечные вулканчики, нося над собой серую пыль. (17)По стенкам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй, и пугливый лягушонок сидел, уцепившись за лист и закрыв от страха глаза… (18)Смыкаясь головами, мы тихо смотрели в глубь родника, а Васька, который все любил потрогать, протянул руку и коснулся дна. (19)Взвилась серая легкая муть, и все скрылось. (20)И мы пошли к станции.
(21)- Они перешагнули роковую черту видимого и невидимого, и их глазам открылось совершенно необычное зрелище… - сказал на память Васька и посмотрел на меня. – (22)Как ты думаешь, что все-таки им открылось? (23)- Им открылась страна, которой они никогда прежде не видели… (24)Правда, Васька?
(25)- Ага, - сказал Васька и оглянулся на лес.
(По А. Приставкину*)
*Приставкин Анатолий Игнатьевич (1931-2008) – российский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Ангара-река» и др.
Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы – война, детство, жестокость мира и людей. Повесть получила мировое признание – была переведена на более чем 30 языков.
Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по делам помилования при Президенте РФ, а затем являлся советником Президента РФ по вопросам принятия актов амнистии и помилования.
Ответами к заданиям 2 – 15 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Васька оглядывается на лес, соглашаясь с тем, что открылась страна, которой они никогда прежде не видели?»
1)Для мальчишек такой страной стал в этот день лес.
2)Ребята провели в лесу целый день.
3)В лесу была потеряна книга.
4)Ваське не хотелось возвращаться домой.
Ответ:_____________________________________________________________________.
3. В каком значении употреблено слово «отрылась» в предложении 23?
1)стала открытой
2)перестала заживать
3)стала видной, обнаружилась
4)обнаружила перед кем-нибудь свои мысли
Ответ:_____________________________________________________________________.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, особо я любил фантастику.
2)Мы забрели в заросли черники, которой никогда прежде не встречали.
3)В сыроватой низине нашли несколько листьев ландыша с красной, как пуговица, завязью.
4)Взвилась серая легкая муть, и все скрылось.
Ответ:_____________________________________________________________________.
5. Из предложений 18 - 20 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Ответ:_____________________________________________________________________.
6. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с не изменяемой на письме приставкой.
Ответ:_____________________________________________________________________.
7. Из предложений 5 – 9 выпишите слово, в котором правописании суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько их было в прилагательном, от которого оно образовано»?
Ответ:______________________________________________________________________.
8. Замените разговорное слово «таскал» из предложения 3 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:______________________________________________________________________.
9. Замените словосочетание «заросли черники» (предложение10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________________________________________________________________.
10. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
Ответ:______________________________________________________________________.
11. Среди предложений 13 – 17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________________________________.
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
- Иди сюда, (1)тут родник,(2) - закричал Васька.
- Им открылась страна, (3)которой они никогда прежде не видели… - Правда, (4)Васька?
Ответ:______________________________________________________________________.
13. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
Ответ:______________________________________________________________________.
14. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В общем, (1)там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (2)где начиналась неизведанная часть планеты, (3)потому что Луна повернута к нам только одной стороной.
Ответ:_____________________________________________________________________.
15. Среди предложений 1 – 6 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________________________________________.