Конспект урока по математке


Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме:
«Порядок выполнения действий».
Данная работа представляет собой методическую разработку первого урока по теме «Порядок выполнения действий». Урок направлен на решение следующих задач: проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.
Материалы урока рассчитаны на учащихся 5 класса.Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания, самостоятельно оценивает себя за каждое задание и выставляет отметку в индивидуальный оценочный лист. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся выводит итоговую отметку, таким образом он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.
На этом уроке формируются УУД учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Порядок выполнения действий»
по учебнику Виленкина Н.Я.
ФИО Фатхуллина Гульшат ФлюровнаМесто работы МОБУ СОШ с. ТашбулатовоДата 03.12.2015
Предмет Математика
Класс 5
Базовый учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 31 издание, стереотипное. – М. Мнемозина, 2015
Название урока Порядок выполнения действий.
Тип урока Урок применения знаний и умений.
Форма проведения урока Традиционная
Образовательная среда урока Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (памятка с правилом), индивидуальные карты оценки учеников, мел, доска, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Формы работы учащихся Фронтальная, индивидуальная.
Цель урока Для учителя Для ученика Метапредметные результаты
Закрепить понятие о порядке действий;
Отработать навыки выполнения вычислений по действиям. Обобщить свои знания по теме. Выработать умение применять полученные знания на практике. Регулятивные – совершенствуют критерии оценки и используются ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные – проговаривают выводы в виде правил «если …, то …».
Коммуникативные – умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.
Личностные -
адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, осознают и принимают социальную роль ученика, объясняют свои достижения, понимают причины успеха в учебной деятельности.
Задачи урока:
Обучающая – проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков;
Развивающая – развитие интереса, познавательной активности, навыков самоконтроля, логики рассуждений, самостоятельности;
Воспитывающая – воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организационный
(1 мин) Приветствие учащихся.
Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать? Нам сегодня понадобятся тетрадь, дневник, учебник, ручка, линейка, карандаш. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку?
Слушают учителя, настраиваются на работу.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Актуализация знаний, проверка домашнего задания
(10 мин) Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания.
Устный счет.
- Давайте проверим домашнее задание.
Дома вы должны были решить задачу с помощью уравнения. Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, верно ли сделана краткая запись, указано ли, что обозначено за х, правильно ли составлено и решено уравнение? На все ли вопросы задачи получен ответ и записан ли ответ полностью? Молодцы, оцените, пожалуйста, работу соседа по пятибалльной шкале и поставьте оценку в индивидуальный оценочный лист.
А теперь поработаем устно.
1. Устная разминка на развитие памяти (прослушайте внимательно задания и результаты устных вычислений запишите в тетрадь через запятую).
- Найдите сумму чисел 13 и 15;
- Найдите разность чисел 45 и 12;
- Увеличьте число 8 в 10 раз;
- Уменьшите число 30 в 5 раз;
- найдите, на сколько число 55 больше, чем число 40.
Проверим, что у вас получилось. Верные ответы: 28, 33, 80, 6, 15.
В своем индивидуальном оценочном листе в задании № 1 поставьте заработанную отметку (за 5 верно решенных «5», за четыре – «4», за три – «3», за два и меньше – «2».2. Задания на повторение.
Упростите выражение, запишите в тетрадь через запятую только ответы:
4х + 7х
16у – 3у
32а + а
6х – х
17у + 13у.
Проверим, что у вас получилось. Верные ответы: 11х, 13у, 33а, 5х, 30у.
В своем индивидуальном оценочном листе в задании № 2 поставьте заработанную отметку (за 5 верно решенных «5», за четыре – «4», за три – «3», за два и меньше – «2».Молодцы, справились!
А теперь поговорим про арифметические действия. Какие действия вы знаете?
Верно, а знаете ли вы, что знаки, обозначающие различные арифметические действия, были введены в математике не сразу?Многие века знаки действия люди писали словами: прибавить, умножить, отнять и т.д. В некоторых странах вводились иногда знаки действий, но всеобщего признания они не получали. Потребовались тысячи лет, прежде чем условились обозначать действия так, как обозначаем мы. Первые знакомые нам знаки действий появились в трудах ученых только в 16-17 веках Проверяют домашнее задание у соседа по парте, оценивают работу, выставляют отметку в оценочный лист.
Выполняют задания учителя счета, оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.
- Сложение, вычитание, умножение, деление.
Познавательные:
применение предметных знаний;
выполнение учебных заданий.
Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено;
Постановка учебной задачи на основе известного;
Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Личностные:
Самоооценка.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.
( 7 мин) А теперь я попрошу сосчитать, сколько будет «два плюс два умножить на два»? Найдите значения выражений, записанных на доске:
2 + 2 · 2; 133 – 33 · 2;
5 + 5 : 5; 14 – 14 : 7.
Давайте обсудим полученные результаты. Какую основную ошибку можно было допустить в этих примерах?
Верно, молодцы!
Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Итак, сегодня мы будем говорить о порядке выполнения действий, и наша цель сегодня – закрепить те знания, которые у вас уже есть и отработать их при решении примеров.
Вы уже знаете, какие действия относятся к действиям первой ступени, а какие – к действиям второй ступени. Давайте вспомним это.
Вы видите на доске 4 арифметических примера, давайте попробуем разделить эти примеры на группы, соответствующие правилам порядка выполнения действий.
25 + 35 – 40 + 10
36 – 3 · 2 + 4 · 8
25 · 4 : 10 · 7
(25 + 15) – 17
Итак, мы выделили три группы, соответствующие трем правилам, давайте еще раз все повторим:
Если в примере содержатся действия только одной ступени, то они выполняются по порядку, слева направо.
Если в примере содержатся действия первой и второй ступеней, то сначала выполняются действия второй ступени, а потом действия первой ступени.
Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2). Вычисляют значения данных выражений, указывают основную возможную ошибку, формулируют тему урока.
- Ошибка в порядке действий.
Разбивают примеры на группы по определенному признаку, формулируют правило.
Познавательные:
Постановка и формулирование проблемы;
Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Умение анализировать, находить ошибки в работе;
Целеполагание.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
Самооценка.
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
(6 мин)
А теперь давайте заполним с вами памятку по этому правилу. Я вам раздам листочки с правилом, но в тексте пропущены некоторые слова, которые мы с вами сейчас попытаемся восстановить.
Молодцы, справились с заданием, и, надеюсь, больше не будете допускать ошибки в порядке действий.
Проверим, все ли усвоили правило. Найдите в учебнике №627, стр. 94-95.
Разберем примеры а , г, е, ж, вычислять ничего не нужно, вы должны только проставить порядок действий. Вам минутка на это задание.
Проверим, верно ли вы расставили действия. Те, у кого во всех четырех примерах действия расставлены верно, ставят себе в оценочный лист «5» за задание №4. У кого ошибка в одном примере, ставят отметку «4», у кого верно сделаны только два примера, ставят себе «3». Записывают правило, заполняя памятку.
Расставляют прядок действий в указанных примерах, проверяют свою работу, оценивают себя и выставляют отметку в оценочный лист.
Познавательные:
Извлечение из текстов математической информации, структурирование знаний, выбор способов решения задач, анализ объектов и синтез.
Регулятивные:
Умение оценивать правильность выполнения действия;
Планирование пути достижения цели;
прогнозирование.
Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.
Личностные:
Осознание ответственности за общее дело
Выполнение учащимися заданий на закрепление пройденного правила.
(10 мин) А теперь письменно решим примеры з, и. Решать будем по вариантам, к доске от каждого варианта будут вызваны ученики.
(учащиеся у доски решают примеры на боковых досках, класс не видит их решения). Проверим результат. Если все решено верно, ставим себе отметку «5» в лист оценивания за задание №5. Решают примеры по вариантам самостоятельно в тетради, от каждого варианта к доске выходит по одному человеку, решают те же примеры на боковых досках, потом вместе с классом проверяют.
Учащиеся проверяют свой результат, выставляют отметку в оценочный лист. Познавательные:
уметь решать примеры (находить правильный порядок действий, в соответствии с правилом).
Применение предметных знаний, выбор способов решения задач.
Регулятивные:
Умение проговаривать последовательность действий на уроке,
анализировать и оценивать результат работы;
Коммуникативные:
Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику 
Личностные:
Самооценка.
Подведение итогов урока.
Постановка домашнего задания.
(5 мин) Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.
О чем мы сегодня говорили?
Что важное вы должны запомнить?
Сколько будет два плюс два умножить на два?
Молодцы! Запишите домашнее задание:
№627( л) – пример по действиям, 639(а) – уравнение.
Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко.
Если вы набрали 23-25 баллов, то за урок вы получаете отметку «5»;
18-22 – получаете «4»;
13-17 – получаете «3».
Учащиеся, которые набрали менее 13 баллов, работали сегодня плохо, в следующий раз старайтесь лучше. Отвечают на вопросы учителя.
Записывают домашнее задание.
Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют себе итоговую отметку.
Познавательные:
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов.
Регулятивные:
Оценка-осознание уровня и качества усвоения.
Коммуникативные:
Участие в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация
Рефлексия.
(1 мин) Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать один из трех смайликов, соответствующий вашей работе настроению на этом уроке, а также настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы.
Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!
Рефлексия. Познавательные:
Рефлексия
Регулятивные:
Оценка своей деятельности и деятельности других людей
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
Самооценка на основе критерия успешности.