Технологическая карта урока по русскому языку по теме: « Имя числительное как часть речи» 6 класс.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10

городского округа Кинель Самарской области



Технологическая карта урока по русскому языку по теме:

« Имя числительное как часть речи» в 6 классе.

Автор работы: Фёклина Светлана Рашитовна.

Место работы ГБОУ СОШ № 10 г.о. Кинель.

Должность ( с указанием преподаваемого предмета) учитель русского языка и литературы.

Дата рождения 18 .02.1963

Стаж работы в данной должности, категория 14 лет, I категория

Контактныая информация ( телефон, е-mail) 8 9608177928



Учитывая особенности выбранных технологий «Технология игрового обучения » и «Развития критического мышления», и требования ФГОС к структуре урока , я предлагаю технологическую карту урока русского языка в 6 классе .

Тема урока : Имя числительное как часть речи.

Цели урока:

1. Образовательные: систематизировать знания , полученные при изучении имени числительного; правильно обозначать орфограммы при написании слов, использовать числительные в речи.

2.Воспитательные: формирование устойчивого интереса к русскому языку, способствовать развитию любви к Родине, оценивать красоту и достопримечательности родного города, продолжить работу по профориентации учащихся.

Формируемые универсальные учебные действия предусматривают решение следующих задач:

Познавательные: анализировать и характеризовать общекатегориальное значение , роль числительных разных разрядов, отличать числительные от других частей речи со значением количества, распознавать разряды числительных, группировать числительные по заданным морфологическим признакам и употреблять их в речи.

Регулятивные: развивать способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания , языкового оформления.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Форма урока: игра-путешествие .

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, карта-схема города, ноутбук.

2. Содержательная часть :

2.1. Конспект урока
Использование дидактического материала (для презентации № слайда)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые современные образовательные технологии


Этап мотивации.
Сегодня мы проведем увлекательное путешествие по нашему городу Кинель. У каждого из вас на столе « Путевой лист экскурсовода».
Устное описание экскурсионного автобуса.

Дети говорят о том, что они сами будут выполнять роль экскурсовода.
Технология игрового обучения


Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке.
Об имени числительном как части речи.
Технология критического мышления


Что такое экскурсия?
1.Посещение( обычно коллективное ) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления.
2.Организованный , сопровождаемый объяснением показ чего-либо , проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.



Итак, экскурсия-поездка ( от латинского excursio), посещение чего-либо с образовательной или увлекательной целью.








Сегодня мы совершим заочную экскурсию по нашему городу , экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдем по современным улицам.И вы лишний раз убедитесь , что имя числительное –важная часть речи, без которой трудно обойтись друг с другом


















Заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания.
Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «автобус» и план его описания; мальчики уточнить технические характеристики этого вида транспорта.



Слайд 1
Все, с чего начал рассказ экскурсовод , мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
Закрепление по теме «Имя числительное».
-Какие бывают числительные по значению и составу ?
-Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
Текст читает заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода








Технология критического мышления

Приложение 1
Начнем оформление наших путевых листов. Образец записи , т.е. схема листа на доске. Перенесите таблицу в свои листы, после сего сделайте запись. Встречающиеся в тексте словосочетания «Сущ+числ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
Заполнение таблицы.
Оформление путевого листа ( заполнение таблицы) .














Как склоняются порядковые числительные?
Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.
Технология критического мышления .

Слайд 2
Работа с путевым листом.
Где берет свое начало Волга?
Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ+числ.» из текста.
Работа с путевым листом.
Ученик-экскурсовод ( читает слайд 2)
Оформление путевого листа


В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста?
Учащиеся приводят примеры . От 50-80; от 500-900
Работа в группах


Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 километров в час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе 60 километров в час .На трассе наш автобус идет со скоростью 70 и даже 80 километоров в час.
Скажите какой вопрос «спрятан» в тексте , который я только что прочитала?
О склонении числительных от 50 до 80.
Запись в путевом листе:
«Склонение числительного пятьдесят»
Оформление путевого листа


Давайте посмотрим на карту-схему города. Площадь, улицы, парки придают ему великолепный вид. В нем насчитывается около 1,5 тыс. улиц и переулков. Есть улицы в названиях которых содержаться имена числительные: улица 50 лет Октября, улица 22 Партсъезда, ул. 51-я Гвардейская и др.
На данный момент в административные границы города входит 8 микрорайонов и поселков.
Просклоняйте словосочетания.
Склоняют письменно словосочетания: пятьсот улиц ( 1 вариант).
Полторы тысячи (2 вариант)









·













Слайд 3
Вопросы и задания:
-Выпишите из текста в таблицу сущ-ные с целыми и дробными числительными.
-В чем особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
Как склоняются дробные числительные?
Заполняют таблицу
Оформление путевого листа

Слайд 4
Продолжение экскурсии.
-Определите стиль прочитанного текста.
- В какую графу путевого листа мы запишем «1,5раза».? Сколько падежных форм имеет это числительное?




Слайд 5
-Спишите предложения, записывая числительные словами.

Работа в группах



Слайд 6
Задания для каждой группы:
1.Запишите числительные 200, 300
2.Сформулируйте правило написания мягкого знака в середине и на конце имен числительных.
3.Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительные 3-го склонения.
Формулируют правило написания мягкого знака в середине и на конце имен числительных.
Работа в группах


Собирательные числительные.
-Ваша задача найти числительное, о котором мы еще не говорили.
-Запишите в путевой лист в нужную графу числительное пятеро.
-С помощью чего образуются собирательные числительные?
-Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными.
Находят собирательное числительное пятеро.
Записывают в путевой лист в нужную графу.
Отвечают на вопрос « С помощью чего образуются собирательные числительные.
Оформление путевого листа


-Что можете рассказать о числительном оба (обе )?
-Запишите предложение: « Из города Кинель в Самару ходят автобусы 126 маршрута».
Характеризуются числительные.
Склонение составного числительного.
Технология критического мышления








Наше путешествие подошло к концу.
Словарный диктант
Последняя запись в путевом листе.
Пассажиры, трамвай, секунда, километр, океан, одиннадцать, бассейн, бетон, миллион, миллиард, металлургический.

Оформление путевого листа


Путевые листы мы сдаем на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.




Делаем вывод
Закончилась наша познавательная экскурсия по городу, в ходе которой мы не только многое узнали о нем, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи- имени числительном.
Развитие критического мышления.


Домашняя работа
Дифференцированное дополн. задание.
1.Написать мини-сочинение об Олимпийских играх в Сочи, используя числительные.
2. (дополн.) Просклонять 1-2 числительных разного разряда.

Развитие навыков публичного выступления














Приложение1





СЛАЙД 1

На левом берегу реки Большой Кинель , в уютном уголке Самарской области расположился небольшой городок Кинель, основанный в 1837 году как посёлок. В 40 километрах от него – центр области.
Из-за своего благоприятного транспортно-географического положения наш город выполняет важную транспортную функцию среди городов России. Кинель достаточно мал, но при этом он является одной из крупнейших в стране узловых станций.
С 6 декабря 1850 года вся территория города присоединилась к Самарской губернии.
В январе 1877 года произошло знаменательное событие для Кинеля – состоялось официальное открытие железнодорожной линии Оренбург – Самара.
С этого момента Кинель получил гордое название - железнодорожный посёлок.
Зимой 1897 года состоялась перепись населения, которая показала, что Кинель насчитывает 1700 жителей, а в 1910 году население выросло почти в два раза. К этому времени в городе было открыто Самарское сельскохозяйственное училище.
Площадь города Кинель ( вкл. микрорайоны)- 30,6 кв.км.


Числительные
Количественные
Порядковые


целые
дробные
собирательные


Простые





Составные







СЛАЙД 2

Волга берёт своё начало в Валдайской возвышенности ( на высоте 228 м.)
Устье лежит на 28 м. ниже уровня океана. Волга принимает около 200 притоков. Речная система бассейнов включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи) общей протяжённостью более 500 тыс.км.

СЛАЙД 3

Социальную инфраструктуру составляют детские сады и 10 общеобразовательных школ, техникум, 4 музыкальные школы, Дворцы культуры, ДЮСШ, стадионы. В Кинеле и микрорайонах города работают 4 поликлиники, больница , 4 частные клиники .
Успешно реализуются национальные проекты. В ходе реализации сельскохозяйственного проекта были приняты меры и обеспечено открытие в Кинеле дополнительного офиса Самарского филиала ОАО « Россельхозбанк». На развитие личных подсобных хозяйств было выдано 75 целевых кредитов на сумму 9,6 млн. руб.

СЛАЙД 4

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1944 года посёлок Кинель переименован в город районного подчинения Кинель.
Численнось населения города по данным Всероссийской переписи населения составляет 52,4 тысячи человек, в 1,5 раза увеличилось по сравнению с 1980 годом. Состав населения многонационален: в Кинеле проживают русские (90 % от общей численности ) , татары- 1,6%, чуваши-1,1% , мордва -1,7 %, украинцы- 1,38 %, белорусы-0,3 %, казахи-0,3 %, башкиры- 0,1 % , евреи-0,02 % , немцы- 0,1%. Прочие национальности-1,3%.

СЛАЙД 5
1 группа.
Уже в 1916 году станция Кинель была в составе крупнейших станций России.
2 группа.
В городезарегистрировано более 75о предприятий различных форм собственности.
3 группа
Город Кинель находится в 40 километрах от Самары.


СЛАЙД 6

Интересна и история транспортного хозяйства.
В 2007 году пятеро руководителей обновили свой машинно-тракторный парк. Автохозяйство не отстаёт от железнодорожного . Приобретаются новые автобусы. Так в 2008 году приобрели два новых автобуса.
Город наш разделяет на две части железная дорога . Обе части города соединяет железнодорожный мост, который был построен в 1953 году. Это тоже является достопримечательностью нашего города..Автобус маршрута № 9 перевозит пассажиров с северной стороны города на южную сторону и обратно несколько раз в день.

15