Исследовательская работа Матрёшка-символ русского народного искусства 1 класс

МБОУ лицей№4 г.Данков



ПРОЕКТ


Исследовательская работа
на тему:
«Матрёшка – символ русского народного искусства»





Выполнили ученики 1класса «Г» :
Курилкин Антон
Кнутова Мария
Лушняк Елизавета
Карих Иван

Учитель-консультант: Бабичева И.А.



.


Данков 2012г.

Содержание

Введение
Кто такая «матрешка»? Понятие
Происхождение русской матрешки
Работа над созданием матрешки. Ее виды
Загорская матрешка
Семеновская матрешка
Полхов-Майданская матрешка
Вятские матрешки
Тверская матрешка
Русская матрешка в мире сверстников
Результаты творческой работы одноклассников
Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся класса и их родителей
Заключение
Библиография























Введение

Наша работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – Матрешке. Эта тема заинтересовала меня давно. Дома у нас была странная игрушка. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность. Всегда удивлялась, как так могло быть, что из одной игрушки появлялись еще четыре. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, а когда пошли в школу, то и там, на уроке чтения, на уроке изобразительного искусства знакомились с ней . Много раз я задумывалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. И вот мы с одноклассниками решила побольше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.
Наша главная цель - выяснить, в чем же секрет успеха и долголетия матрешки и почему матрешка является символом России за рубежом?
Для этого нам придется ответить на ряд вопросов:

·        Кто такая матрешка? Почему куклу назвали Матрешкой?

·        Откуда к нам пришла матрешка?

·        Кто сделал первую матрешку?

·        Сколько ей лет?

·        Как рождается матрешка?

·       Благодаря каким положительным качествам матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

·        Часто ли ее можно встретить в домах наших одноклассников?
Наша гипотеза состоит в том, что, во-первых, матрешка, прежде всего любимая игрушка детей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает правильное восприятие окружающего мира, мышление.
Во-вторых, матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, потому что она оригинальна и необычна.
«Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски», которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключена в нашей матрешке. Суть русской матрешки остается прежней – дружба да любовь! А об этом мечтает каждый на Земле. Матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Ну а если еще связать ее с той землей, откуда она ушла в мир уже не игрушкой, а символом русского народного искусства.

К методам, которые мы использовали при исследовании, можно отнести следующие: анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций матрешек; анализ видов и стилей росписи матрешек; анализ представлений о деревянной кукле у одноклассников и родителей нашего класса на основе анкетирования. Мы также анализировали особенности росписи современных матрешек.
Проводя исследование, нам хотелось бы выяснить, знают ли о матрешке наши сверстники, установить какую пользу может принести матрешка детям и взрослым, а так же узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России, чем же матрешка пленила не только русский народ, но и завоевала весь мир?





































Кто такая «матрешка»? Понятие

Начиная работу, в первую очередь мы задали себе вопрос: что же такое «матрешка»?
Определение слова «матрешка» стали искать в словаре. Интересно, что в словаре Даля о матрешке нет никаких сведений. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как
«полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».
Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный).

МАТРЁШКА ж. - Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера.
. 2. . Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу.

Сравнив эти определения, мы сделали вывод, что они, в общем, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. И определила объект нашего исследования следующим образом:

Матрешка – токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.
Действительно, в игрушке есть что-то особенное, необыкновенное. Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
Мы заметила, что мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрена, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подошло.
Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.
Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», «голубка» эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчеркивая пластическую сторону образа. Образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан.
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.


Происхождение русской матрешки

Для начала мы решили заглянуть вглубь истории и выяснить, откуда появилась матрешка на Руси?
История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев. Дарума символизирует мудрость, спокойствие, просветление, помогает ощутить момент радости жизни.
Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие – за хороший урожай, третьи защищали праведных. Так что божки продавались уже в комплекте. И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию.
Изучая происхождение матрешки, для получения полного объема информации нам пришлось обратиться к разным источникам. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешка" и другим материалам мы узнали, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Нам было удивительно, что родная наша матрешка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах. Интересно, что документального подтверждения эта легенда не имеет.
Старичок Фукуруму появился в России. Ему предстояло стать родственником нашей матрешки. Как это произошло?
По одной версии:
В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке.
С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.
Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. П. Звездочкину, уроженцу Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Во всех публикациях показано, что местом же рождения новой оригинальной игрушки, стала мастерская – магазин “Детское воспитание”, принадлежавший Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.
Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Но мы думаем, что автор так и задумывал. Можно сделать предположение, что это был первый шаг, который способствовал популярности игрушки не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь автор создавал образ деревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой игрушки был близок народу.

В руках первая матрешка держала черного петуха. Тоже очень интересная деталь. У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая птица!
У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см. Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Мы считаем важным моментом то, что первая русская матрёшка улыбалась! За ней последовали матрёшки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки. А самая первая улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир! В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.
По другим сведениям неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. В любом случае, ни Василий Звездочкин, ни Сергей Малютин, создавая свою Матрену, и не подозревали, что создают шедевр, прославившийся на 100 лет вперед во всем мире как русский народный сувенир.
Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции.

  Работа над созданием матрешки и ее виды

Чтобы разобраться в силе притягательности матрешки, мы решили рассмотреть и вопрос о ее создании. Не могло ли это повлиять на ее популярность?
Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, освоили изготовления матрешки с легкостью.
Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.
Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следующая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище.
После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Когда смотришь на некрашеные «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом, и вы заметите, какие они разные!
По-нашему мнению, это еще один интересный момент, ведь матрешка еще не расписана, а уже привлекает глаз. Кажется, и форма ее незатейлива, рук и ног нет, а мы уже видим и осадку головы, и осанку, и даже как бы поступь. В чем дело? Может оттого, что в работу эту каждый мастер вкладывает душу. И наполняется игрушка той энергетикой, которой так богата широкая русская душа.
В нашей местности нет музея игрушек, где мы могли бы проанализировать виды матрешек, поэтому для их рассмотрения мы использовали деревянных кукол своих сверстников и иллюстрации матрешек, которые помогли собрать одноклассники. При первом осмотре мы разделила всех матрешек на две группы: традиционные и нетрадиционные. Первая группа оказалась очень большой. Сюда вошли все матрешки, которые представляют традиционных кукол.
Нетрадиционные матрешки мы тоже разделила на две группы. В одну вошли матрешки – пеналы, матрешки – сундучки, матрешки - магниты, матрешки "Ванька-встанька". Кстати игрушка "Ванька-встанька" произошла от матрешки.
Все это были предметы, которые выполнены в форме матрешки.
Другую группу, на наш взгляд, было бы даже странно называть матрешками, так как они не похожи на эту куклу в ее традиционном понимании, ведь кому придет в голову назвать кошку или пингвина матрешкой, пусть, даже если это будет игрушка. Итак, в эту группу мы отнесли матрешек с названиями «Вини Пух и его друзья», «Чебурашка» и его друзья», матрешка «Кошка», «Панда», «Кот», «Пингвин» и др. Мы думаем, мастера использовали к ним слово «матрешка», как понятие «деревянная игрушка, которая содержит в себе несколько меньших размером игрушек». Ведь действительно они тоже с сюрпризом. И это сюрприз вдвойне. В одной фигурке оказывается другая, но здесь мы не можем предположить, а кто это будет. Причем ожидание чуда повторяется вновь и вновь, до самой маленькой фигурки.
Рассматривая особенности традиционных матрешек, мы заметили, что они отличаются друг от друга формой, стилем росписи.
Анализируя публикации по данной теме, мы заметили, что названия видов матрешек зависит от места ее изготовления.
Мы выделили только несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это загорская, семеновская , полхов-майданская, вятская, тверская. Именно поэтому матрешки отличались друг от друга, ведь мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи матрешки.
Чтобы понять, чем привлекает матрешка каждого мастера не только русский народ, но и зарубежных гостей, необходимо познакомиться с традициями и стилями росписи каждого места.

Загорская матрешка

На первое место мы поставили загорскую матрешку. Сделали это не случайно, ведь первая матрешка имеет московское происхождение. Но настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев - Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица".
После переименования в 1930 году Сергиева - Посада в Загорск, стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским".
Рассмотрев знаменитую загорскую матрешку, мы заметили, что она чем-то похожа на первую русскую матрешку. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы.
Мы узнали, что расписывают загорскую матрешку по белому дереву, на ошкуренную поверхность сразу наносят гуашевые краски, используя чистые цвета (например, красные, зеленые, синие). Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Мастер рисует рукава кофты, сарафан. Рукава кофты расписывают полоской узора. У мелких вкладышей украшают сарафан вертикальной полосой с кружочками и змейками. Все нарисованное обводят черной краской по контуру, четко обозначая силуэт. Платок и передник оформляются простым цветочным узором-«пестрешкой». Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней.



















2. Семеновская матрешка

Матрешка шагала по стране. Ее стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Когда загорская игрушка была известна всему миру, семеновской матрешки еще не существовало. Появилась она только... в 1922 году.
Как появилась матрешка в Меринове? Да очень просто – с ярмарки привезли. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Понравилась диковинка мастерам. Первым разъемную куклу стал точить мастера Майоров. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок – ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери Зинаиде, и она свое в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться – кто лучше распишет. Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил: хороши куклы! И дельный совет дал – пишите сельских красавиц. С тех пор семеновская матрешка обрела свой образ и с загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрешка – городская, более строга в одежде. Семеновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась. И пошла она такой в свет. И была с радостью принята.
В чем-то она была похожа на загорскую, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде мы видим матрешку приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, несколько зауженной книзу. Изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.
Да и не трудно заметить, что расписываются матрешки иначе и краски берут другие. Кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки, а также- пышные розы, колокольчики, колоски. Ведь семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, которой украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку, краски кажутся необычайно чистыми, яркими. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках.
И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая хохломская матрешка








3. Полхов-Майданская матрешка

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря».
В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства.
Сравнивая полховскую матрешку со своими сергиевскими и семеновскими сестрами, замечаем, что она заметно отличается своей формой. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.
Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи. Их роспись отличается большей условностью: анилиновой красной или желтой краской покрывается верх игрушки, низ - зеленой или фиолетовой, вместо сарафана и передника - широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками» и кудрявыми листочками. Овал лица с кудряшками волос, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана. У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двухцветном фоне верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. И перво-наперво выводят на каждой свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. Такие же, какие растут перед их домами.















 Вятские матрешки

Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Первое упоминание о вятской матрешке относится к 1924 году. Но особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получает в 60-е годы. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается матрешка из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.
Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому лаку. Расписанную матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.
Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

 
5. Тверская матрешка
Мастера Твери владеют старинными секретами изготовления матрешки. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрешки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др., но каждый раз они красуются в новом наряде!






Русская матрешка в мире наших сверстников

Мы считаем, что это исследование во многом пополнило наши знания. Для нас работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями мы поделилась с одноклассниками. Ведь знания, которыми ты владеешь, нельзя держать закрытыми в сундуке, лучше ими поделиться.
Наши одноклассники тоже не остались в стороне. Они рисовали матрешку, а потом ее расписывали по-своему желанию.

2. Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и их родителей
Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование наших родителей и одноклассников. Обработка и анализ полученных данных позволили нам сделать некоторые выводы о месте матрешки в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного этапа исследования.
Для анкетирования мы взяли шесть вопросов. Всего в опросе участвовало 25 учеников.

Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
Матрешку из опрошенных знали все. Но, как оказалось, дома держат такую игрушку только 4чел.. Также было интересно, знают ли ребята о матрешке: чем же ее считали в старину? На этот вопрос было 3 варианта ответа: детская игрушка( 13 чел.), сувенир(9 чел.), украшением для дома(3 чел). Матрешка нравиться всем моим одноклассникам. За что же так полюбили матрешку ребята? Красива( 20чел.), это игрушка с секретом(25чел.). И последним вопросом в нашей анкете был про пользу, приносящую матрешкой. Ответы были такими: это игрушка, с ней можно поиграть(14 чел.), по матрешке можно изучить историю нашей страны(2 чел.), можно научиться рисовать( 9 чел.), раскрывая матрешку, можно научиться считать( 12 чел.).
Итак, мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее.












Заключение
В заключении мы задаём себе вопросы: «Чем для нас была полезна эта работа?» «Чему она научила?»
Во-первых, мы узнали узнала много нового, интересного и полезного. Нам было трудно, но мы старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Если у нас не все получилось, это не страшно, ведь мы только учимся.
Что же дала нам эта работа? Мы научилась сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, приобрели большой опыт работы по исследовательской деятельности. Мы делаем первые шаги, поэтому было сложно собирать свои мысли воедино, делать соответствующие выводы.
Итак, о русской Матрешке мы узнали очень много. Не только откуда пришла она в нашу страну, с какими событиями это было связано, какие Матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, но и многое другое.
Но главное я поняла, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.




























Библиография
1. Иллюстрации матрешек. Сайт Эстония. Полигон. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» Издательство «Просвещение».
3. Русская Цивилизация - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационно-аналитический и энциклопедический портал. /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга











































13PAGE 15


13PAGE 14215




15