Конспект урока по русскому языку Имя числительное как часть речи(3 класс)












ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА




Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема: «Имя числительное как часть речи.»
Автор: Сединкина Лариса Александровна.





2015 г.
Класс: 3 Предмет: русский язык
Тема: « Имя числительное как часть речи »
Цели:
Предметные: формировать умение распознавать имена числительное, находить и употреблять эти слова в устной и письменной речи.
Метапредметные:
создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности
создать условия для формирования познавательных универсальных действий.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: смайлики, маршрутные листы, листы достижений, карточки с тестами, фразеологический словарь, ноутбук, мультимедиапроектор.

Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ресурсы,
оборудование
Время
Планируемый результат
Диагностический и оценочный инструментарий

1. Орг. момент
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Я приглашаю вас
на урок русского языка. Проверьте своё рабочее место.
- Ребята, с
каким настроением
вы пришли на урок?
-Посмотрите
друг другу в
глаза. Пожелайте
удачи своему соседу
по парте.
- Нам на уроке
предстоит
большая работа.
А чтобы мы
справились со
всеми заданиями,
как должны работать
на уроке?




Проверяют готовность к уроку

Показывают смайлики










Высказывают своё мнение.
(Быть внимательными, активно работать, не отвлекаться и т..д.)
Слайд 1


Мультимедийный проектор, презентация.

2
Оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).



2.Формулирова
ние темы урока, постановка цели.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Организация диалога с обучающимися, в ходе которого формулируется тема и задачи урока.





- Прочитайте пословицу.
Объясните её смысл.
Семь раз отмерь-
один раз отрежь.

-У каких слов вы не можете определить часть речи?
-На какой вопрос они
отвечают?
-Что они обозначают?








-Может кто-то из вас уже догадался о каких словах мы будем говорить сегодня?



-А сейчас, ребята, возьмите маршрутные листы и прочитайте тему урока, проверьте ваше предположение.


- Ребята, как вы думаете, что мы будем делать на уроке, чтобы хорошо усвоить тему «Имя числительное»? Вы можете воспользоваться незавершенными фразами.
Под руководством учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Высказывают свои мнения.
-Прежде чем что-то сделать ,нужно несколько раз подумать.

-У слов семь и один.
-Сколько?

-Число.







Дети высказывают своё предположение.
Тема урока связана со словом число.




Учащиеся завершают высказывания (Будем учиться определять имена числительные.
Находить имена числительные в предложении.
Применять знания в различных ситуациях)





























Слайд 2











Слайд3



4
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель урока. . (Регулятивные УУД).
Уметь выслушивать мнения учащихся.


3.Минутка чистописания
Обратить внимание учащихся на правильное соединение букв.
- Вспомните правила посадки. Откройте тетради, запишите число.







- В начале урока проведем минутку чистописания. Какие требования должны выполнять во время минутки чистописания?


- Посмотрите на доску, что вы заметили в сегодняшней минутке чистописания?

- Пропишите эти соединения в тетрадях, соблюдая правильное соединение букв.








-Запишите под диктовку слова, соблюдая правильное соединение букв:
Первый,второй,тре-тий,четвёртый.пятёрка.
- Что общего у данных слов?




-Проверьте правильность выполнения задания.

- Какое слово лишнее и почему?





- Посмотрите еще раз свою работу, вспомните правила оценки минутки чистописания и оцените свою работу в оценочных листах.


Уч-ся записывают в тетрадях число, классная работа



- Следить за высотой, наклоном и шириной букв.


- Во всех соединениях есть наклонная прямая линия ,одинаковый наклон и ширина букв.
(Учащиеся прописывают соединения букв)



Учащиеся записывают слова.


- Эти слова, отвечают на вопрос который.

- Лишнее слово пятёрка.
.Оно имеет несколько значений,это имя существитель-
ное.


Учащиеся называют правила.
1.Правильное написание букв.
2.Безотрывное письмо.
3. Соблюдение наклона и высоты букв.
4.Правильность выполнения задания.
(Учащиеся оценивают работу в оценочных листах. Закрашивают кружок соответствующим цветом: зеленый – очень хорошо, желтый – есть небольшие ошибки, красный – еще многое не получается.)



















На доске прописано соединение букв.
(птр)
4
Уметь выполнять работу по образцу.

Уметь осуществлять анализ и сравнение своей работы с образцом.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Самостоятельная работа





















Фронтальная работа.



























Самопроверка



Фронтальная работа



































Самооценка











4.Словарно-орфографическая работа.

Познакомить учащихся с новыми словами из словаря.
- Сейчас я вам загадаю загадку. Вы должны будете внимательно послушать и определить слово по его лексическому значению. Цифра с виду как игрушка - Неваляшка-погремушка. Не удариться ей
оземь. Всем понятно - это...
(восемь)
- Запишите транскрипцию слова.
- Какие орфограммы встретились в слове восемь?
Запишите это слово.






-Ещё одно словарное слово .Оно встречается в загадке.
Четыре братца под одной крышей живут?
-Какое новое словарное слово?
-Напишите его транскрипцию.
-Какие встречаются орфограммы?
-Запишите слово.





-Почему эти словарные слова взяты вместе?
-Посмотрите на экран. прочитайте поговорку.


-Как вы понимаете эту поговорку?

-Запишите эту поговорку(по памяти).


-Запишите загадку.
.. братца под одной крышей живут.
-Вставьте нужное слово.

Найдите и подчеркните основу
предложения.(Могут возникнуть сложности с определением подлежащего.В этом случае учитель помогает. )

-При проверке учитель обращает внимание ,что подлежащее состоит из 2 слов(четыре братца)

Организация взаимопроверки.


-Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения работы у своего соседа. Оцените работу.


Учащиеся объясняют своё решение.
Учащиеся делают транскрипцию слова, проверяют правильность выполнения с образцом на доске, делают вывод.
(-В слове восемь слышим звук и, а пишется буква е. Написание этой гласной проверить нельзя, это слово из словаря. Написание нужно запомнить)





-Это стол или стул.
-Новое слово четыре.

-Орфограммы-после звука ч слышится звук и ,а пишется буква е,это словарное слово,нужно запомнить
-В конце слова слышится звук и , а пишется буква е.
-Они отвечают на вопрос сколько?
-Дети читают поговорку
Весна да осень-на дню погод восемь.
-Весной и осенью погода часто меняется.
Ученики проверяют.
Запись появляется повторно на экране.

.

-Ученики записывают,
вставляют слово четыре.



-Ученики подчёркивают основу.









Учащиеся проверяют работу, после чего оценивают её в листах самооценки (закрашивают кружок соответствующим цветом).










Слайд 4.
























































Слайд 5

5
Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ и сравнение объектов.
(Познавательные УУД).


Фронтальная работа









Самостоятельная работа.






















































Работа в парах

5.Физкульт
минутка
Снять напряжение для
глаз, отдохнуть.
- А сейчас, ребята, мы немного отдохнём. Все встали, вышли из-за парт, смотрим видеоролик следим глазками за солнышком и повторяем движения.
Уч-ся выполняют зарядку
Видеоролик «Солнышко»
2



6.Проверка д/з
Обратить внимание детей на достаточно большое количество ,которое выражено именем числительным.
- Вспомните, какое д/з вам было задано?
(Творческое домашнее задание: подобрать материал, оформить).




Подведение итогов.
- Все ли дети смогли правильно подобрать нужные пословицы, поговорки и т. д.?. Чья работа вам понравилась, запомнилась больше всего? Почему?
Отметить лучшие работы.
- Вспомнить сказки,мультфильмы, в которых есть слова обозначающие количество.
(Дети читают названия произведения , называя слова, обозначающие количество.)
Ответы детей.

4
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь выслушивать ответы детей.
Фронтальная работа.

7.Организация получения
информации.

Выявление учащимися признаков имени числительного.

Составление таблицы-памятки. Организация работы в парах.

-Перед вами лежит таблица, которую вы должны заполнить, отвечая на вопросы и
слова,записанные на отдельных листочках.
Три,пятый,восемнад-цать,четырнадцатый,
одиннадцать,две-сти,тридцать первый,четырнад-цать,седьмой,двадца-.тая.






На основании этой таблицы сформулируйте признаки имени числительного.













-Раскройте учебник на стр.60 .Прочитайте правило.



Учащиеся работают в парах. После выполнения первой части задания (заполнения таблицы) учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы по образцу.

Учащиеся оценивают правильность выполнения первой части задания в оценочных листах.

Выслушивают-
ся ответы детей (пар) .
-Дети читают вслух правило.







Слайд 6



6
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работая в паре(Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ и сравнение объектов.
(Познавательные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Работа в парах

8.Физкультминутка.

Снять умственное напряжение, отдохнуть.
- А сейчас, ребята, мы немного отдохнём. Все встали, вышли из-за парт, смотрим видеоролик и повторяем движения.
Уч-ся выполняют зарядку
Видеоролик «Супер физкультминутка»
1



9.Проверка понимания, закрепление знаний.


Проверка понимания способа действия.
Осознание каждым обучающимся степени овладения
изученного материала.











Работа по учебнику.

- Откройте учебник стр.59, упр. 104. Прочитайте задание, ответьте на вопрос «Что нужно сделать?»





Проверка и оценка выполнения работы.



- Проверим правильность выполнения задания.

- Оцените выполнение задания в оценочных листах.
Организация работы в парах.
-У вас на столе лежат листочки с заданием.
Вам необходимо вставить нужные слова.
Работать вы будете в парах.
Заблудиться в соснах. 2) за всех и все за . 3) Как в телеге колесо. 4) Лить слёзы в ручья. 5) Знать как свои пальцев. 6) лишний. 7) сапога пара. 8) От горшка .. вершка. 9) На все стороны. 10) За .. вёрст киселя хлебать.
Проверка выполнения задания.
- Какие слова вы записали?
-Каким одним словом их можно назвать?
-Какое выражение осталось непонятно?
(Если такие будут,разбираем)



-Оцените свою работу.


Дети читают самостоятельно задание и отвечают на вопрос:
( Составить и записать 3 ответа на вопросы.Ука-
зать над именами числительными:числ. )

По одному человеку каждого ряда читают свои ответы.














Учащиеся обсуждают друг с другом и вставляют нужное слово.













-Учащиеся читают .

-Имена числительные.








Учащиеся закрашивают соответствующим цветом кружок.



Учебник













































































9




































Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)





Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).




















Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. (Познавательные УУД)











Самостоятельная работа.

















Самопроверка

















Работа в парах.











































10.Рефлексия
Зафиксировать содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Решение теста.
- Сейчас, ребята, вы сможете проверить качество своих знаний по теме «Имя числительное», выполнив тест.




























Организация самопроверки.

- Проверьте правильность выполнения задания. (учитель открывает запись на доске, учащиеся проверяют, оценивают каждое задание, ставят «+» или « - »)


Учащиеся выполняют тест.
































Проверяют и оценивают свою работу в оценочных листах.
Тест
1) Имя числительное отвечает на вопросы
 а) какой?,сколько?
 б)который?,сколько?
2) Имя числительное
обозначает:
а)количество предметов
б)порядковый номер предмета
в)признак предмета

3) Подчеркни слова .обозначающие имена числительные
а) седьмой
 б) вторник
 в) сто
г) число
 д) тридцать пять


















4

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Самостоятельная работа



































Самопроверка

11.Подведение итогов.













































12.Домашнее
задание.
Вспомнить задачи урока, оценить уровень работы на уроке.















































Закрепление и повторение пройденного материала на уроке
- Давайте, ребята, еще раз обратимся к началу урока. Вспомни, что должны были делать на уроке, и как с этим справились?




- Сумели ли
справиться с поставленными задачами?




- А сейчас возьмите свои оценочные листы, посмотрите результаты выполнения всех заданий и оцените всю свою работу на уроке. Как вы считаете на сколько хорошо вы усвоили данный материал?
- Кто доволен своими результатами на уроке?







- Покажите своё настроение в конце
урока.




Р.т.с.34 упр.78,79.
Прочитайте задание.
Какие вопросы возникли по выполнению задания.
Учащиеся еще раз читают задачи урока.








- Да.







Учащиеся в оценочных листах закрашивают соответствующим цветом последний кружок.



Уч-ся поднимают руку, отвечают, что у них получилось хорошо, над чем еще надо поработать.


Уч-ся показывают смайлики «Своё настроение»
Слайд 3
Будем учиться определять имена числительные.
Находить имена числительные в предложении.
Применять знания в различных ситуациях)



2














































2
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).































Самооценка результата урока



б,аб,авд




15