Презентация к уроку искусства в 9 классе Выразительные средства художественного образа фотоискусстве


Урок искусства в 9 классеУчитель ИЗО Зеткина Галина НиколаевнаМОУ Хмельниковская СОШ 1930-е годы –активный поиск фотографий «новой формации» Посмотрим на мир с другой точки зрения Ракурс-выразительный прием, взгляд на предмет под углом с необычной точки зрения Б. Игнатович «На стройке» «Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте.» Примеры использования ракурса Ритм – это повторение в определенной закономерности схожих элементов композиции Тональный ритм – чередование одинаковых тонов изображения, иначе говоря, повторы черного и белого или одинаковых оттенков серого. На фотографии Майкла Кенна, непревзойденного мастера ритмических композиций, белые, черные и светлые тона чередуются с небольшим интервалом, уводя глаза в бесконечность, и снежное пространство становится похоже на море.       Ритм в линиях – это повторения форм и линий изображения. Наиболее простые композиции с использованием линейного ритма – это расположение предметов в одной линии, слева направо, по диагонали, сверху вниз и снизу вверх. Пример линейного ритма – фотография Андрея Чежина. Снимок становится интересным именно за счет ритмичности композиции. Эффектность чередования статуй подчеркивается еще мелькающими за ними на заднем плане небольшими кустами и камнями, которые расположены как бы между статуями и добавляют ритму акцент. Нужно обратить внимание также на тень, которая подчеркивает статуи и равномерность их расположения.       Пример диагонального ритма – сад Пале Рояль на фотографии Владимира Антощенкова, где ритмичная диагональ из уходящих в глубь сада ваз делает композицию кадра устойчивой и придает ему хрупкость и ажурность. Ритм ощущается перемещением глаза от одного элемента композиции к другому – так возникает чувство движения. Зритель переживает восприятие ритма на физическом уровне. Фотография Александра Петросяна – лестница, уходящая вниз. Очень ритмичный кадр. Бесконечное чередование ступеней, меняющих ритм по мере того, как они спускаются к нижним этажам, ритм решетки, которая сама по себе состоит из повторений одинакового рисунка, лифт – чередование объемов разной формы, и самое главное, что всё это многообразие подчеркивается цветом, постепенно переходящим из одного в другой. На фотографии Анри Картье-Брессона «Игроки в Тюильри» заритмовано и взгляду предоставлена возможность почти бесконечно разгуливать по изображенному пространству, то увлекаясь чередованиями стволов деревьев на заднем плане, то перескакивая вдруг на передний к таким же деревьям, расположенным между строго ритмичными оградами. Вот пример сложного, но одновременно интересного ритмического решения снимка, сделанного Анри Картье-Брессоном. Это бесконечные ритмические последовательности: ступеней, элементов ограды разного камня разных форм, из которого выложена мостовая, камня кладки дома – сугубо геометричное пространство, из которого зрителя «выводит» фигура велосипедиста. Точнее, взгляд, блуждая по линиям и диагоналям, постепенно, следуя за ступеньками, перескакивая на камешки, приходит к главной смысловой точке кадра. Создается впечатление, что велосипедист выезжает из снимка. Движение – вот главный смысл использования ритма в этом кадре. Снимки Аркадия Шайхета «Физкультурники» и «Комсомольцы-лыжники» – ритмические элементы кажутся частью окружающего их пространства; все настолько геометрично, что фигуры людей уже скорее композиционные элементы снимка, чем главные действующие лица.