Отчет о работе над методической темой учителя начальных классов Арслановой Л.А. за 2014-2015 учебный год.


Отчет о работе над методической темой учителя начальных классов Арслановой Л.А. за 2014-2015 учебный год.
С 2011 по 2015учебный год я работала над методической темой «Самостоятельная работа на уроках в начальной школе как средство познавательной активности младших школьников»
Цель моей методической темы: «Выявление особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках»
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика ,можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями, навыками.
В ходе работы были достигнуты некоторые результаты:
1.Рассмотрены понятия «самостоятельная работа», её функции и виды.
2.Проанализированы методические рекомендации по организации самостоятельной работы.
3.Подобранны различные виды самостоятельных работ для младших школьников.
4.Применены на практике рекомендации по организации самостоятельной работы.
Зная особенности и возможности деятельности учеников своего класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объем содержания уроков, виды и формы организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование их сил и возможностей, что позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, мышления и познавательного интереса.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание обучению самостоятельности у учащихся. Необходимым условием учебно-воспитательного процесса в школе является выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно. Проблема самостоятельности была поставлена Я. А. Коменским. Он указывал, что можно выучить наизусть только то, что хорошо понять рассудком. А. Дистервег основным принципом воспитания считал самостоятельность. Он подчеркивал, что только те знания и навыки имеют ценность, которые приобретены самостоятельным путем. По его мнению, ученики с помощью учителя должны ясно осознать, какую пользу приносит .Самостоятельная работа учащихся имеет место во всех стадиях процесса обучения. При этом один и тот же вид работы может требовать от младших школьников большей или меньшей степени самостоятельности при разном характере заданий. Случается, что работа, выполнявшаяся сначала при участии учителя, затем выполняется учащимися самостоятельно.
Включая в процесс обучения самостоятельную работу учащихся, учитель должен заботиться о том, чтобы освоение учащимися каждого нового вида работы было подготовлено предшествующими занятиями. С другой стороны, важно, чтобы дети не останавливались надолго на одном уровне, а овладевали бы постепенно следующими видами работы, требующими от них все более и высокой степени самостоятельности.
Процесс обучения, не предусматривающий нарастание трудностей в учебной работе, не может развивать познавательные силы школьников. Задания слишком легкие не вызывают интереса у учащихся. С другой стороны, задания непосильные создают чувство неуверенности и снижают активность. Необходимо умение учителя таким образом планировать виды самостоятельной работы и включать разные задания в учебный процесс, чтобы стимулировать учащихся к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению новых трудностей. Планировать самостоятельную учебную работу учащихся правильнее всего в системе уроков по теме. Система уроков предполагает такое их расположение, в которой обеспечивается развитие содержания темы в логической последовательности. Вместе с тем, система уроков предполагает так называемый план познавательной и практической деятельности учащихся, который включает все звенья процесса обучения, необходимые для сознательного и прочного овладения определенными знаниями и умениями. При организации самостоятельной работы главное заключается в том, чтобы располагать упражнения в системе, обеспечивающей постепенное повышение самостоятельности учащихся. Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, необходимо следовать определенным требованиям для развития самостоятельной деятельности младших школьников при изучении учебного материала. Требования для развития самостоятельной деятельности младших школьников :· осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного задания, упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, каков конечный результат. Осознание цели задания - применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы;
· знание самой процедуры выполнения задания. Учитель должен обеспечить учащихся рациональными приемами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и из возможностей учащихся данной возрастной группы (младшие школьники). В этом случае происходит опора на принцип сознательности, то есть осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления;
· умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения;
· умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными опорами) и создавать свои (субъективными);
· предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т. е. определить подходящее место для них: в классе, дома и так далее.
Процесс самостоятельной работы школьника зависит, прежде всего, от его готовности к этому виду деятельности. Готовность к самостоятельному учебному труду предполагает определенный уровень его подготовленности, наличие у него сформированных навыков и умений, также его желание учиться. Мотивационная готовность младших школьников является одним из важнейших аспектов проблемы самостоятельной работы школьников. Каждый учитель знает, что учение протекает более успешно, если у учащихся сформирована учебная мотивация: познавательный интерес, потребность в приобретении знаний, чувство долга, ответственности и другие мотивы. Согласно психологическим исследованиям, одной из основных сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой деятельности. У учащихся при положительной мотивации доминирует интерес к содержанию предмета и способам познания.
Следует обратить особое внимание на поощрение активной деятельности младшими школьников при овладении знаниями, умениями и навыками. Активность учащихся необходима для достижения любой учебной цели: при слушании объяснений учителя требуется активное внимание, ясное понимание излагаемых знаний, старание их запомнить; получение знаний из других источников требует от учащихся самостоятельной работы; самостоятельная работа необходима для практического овладения знаниями, умениями, навыками в процессе умственного и физического труда. Без высокой активности учащихся невозможны эффективные результаты. Активная роль учащихся в процессе обучения обуславливается развитием у них самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности. Без самостоятельной работы учащихся нельзя выработать у них никаких умений и навыков. Самостоятельная работа служит важным средством развития у учащихся познавательных способностей: наблюдения, пытливости, логического мышления, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний. Активность в учении - сознательное, волевое, целенаправленное выполнение работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.
Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, он работает в своем темпе, чтобы прийти к нужному результату. Это свойство самостоятельной работы способствует повышению ответственности каждого отдельного ученика и улучшению его успеваемости. Таким образом, самостоятельная работа предлагает внедрение ее отдельных форм в процесс обучения.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы и периодических изданий показал, что проблема формирования самостоятельности является актуальной. Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и именно этот период наиболее благоприятен для формирования самостоятельности. Если навыки самостоятельной работы - основного компонента самостоятельности - не будут усвоены в младшем школьном возрасте, то в старшем возрасте это проявится в неумении учиться, затрате больших сил на учебу.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике. Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.
Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Самостоятельная работа имеет огромное значение для учащихся в овладении содержанием образования.
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. Воспитание самостоятельности младших школьников достигается в процессе самостоятельной работы. Для эффективного осуществления процесса обучения во всех его звеньях требуется высокая активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организованной с учебно-воспитательными целями.