Презентация по теме: Полоролевая социализация дошкольников через программу Мальчики и девочки — кто они?


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия города Благовещенска» Полоролевая социализация дошкольников через программу "Мальчики и девочки - кто они?" Подготовила : воспитатель Волкова Ольга Сергеевна «Мальчики и девочки – кто они?» Каждый раздел содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса полоролевого воспитания дошкольников.Цель - ознакомление детей с основными характеристиками мужского и женского пола, отличительными особенностями мужского и женского поведения. Программа «Мальчики и девочки — кто они?» Марины Анатольевны Радзивиловой включает пять больших разделов: «Что я знаю о себе» «Различие полов» «Мужской и женский этикет» «Моя семья» «Вместе весело играть» «Что я знаю о себе» «Различие полов» «Мужской и женский этикет» «Моя семья» «Вместе весело играть» Перспективный план вторая младшая группа №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 1. «Кто мы?» 1. Продолжать формировать понятия «Мы – девочки», «Мы – мальчики».2. Устанавливать простейшие связи между собой и игрушками.3. Формировать элементарные представления о дружбе. 2. «Наши имена» 1.Учить понимать, что имя дается ребенку в зависимости от его половой принадлежности. 2.Учить, что имена звучат по разному. 3. «Чтение русских народных потешек для мальчиков и о мальчиках» 1. Продолжать учить детей определять свою половую принадлежность. 2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 4. «Чтение русских народных потешек для девочек и о девочках» 1. Воспитывать желание слушать русские народные потешки о девочках. 2. Развивать качества, присущие девочкам. 5. Спортивное развлечение для мальчиков «Ловкие, сильные, смелые» 1. Развивать качества, продиктованные социально-половой ролью.2. Воспитывать чувство гордости за свою половую принадлежность. 3.Обеспечивать становление мужественности, смелости, отваги, ловкости. 6. Праздник для мальчиков 1. Закреплять умение дифференцировать себя от представителей другого пола, усвоение модели мужского поведения, форм этикета во взаимоотношении полов. №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 7. Праздник для девочек «Маленькая красавица» 1.Развивать качества, свойственные девочкам. 2.Прививать правила хорошего тона, понятие о чертах характера, которыми должна обладать девочка. 3.Соединить воедино детскую игру, восприятие мира и традиционное воспитание. 8. Дидактическая игра «Оденем Катю и Мишу на прогулку» 1.Учить устанавливать связи между половой принадлежностью и одеждой кукол. 2.Расширять у детей словарный запас названий одежды. 9. Чтение С.Маршака «О девочках и мальчиках», К.Чуковского «Я один у мамы сын», Э.Успенского «Если был бы я девчонкой», Е.Благининой «Девочка – ревушка», «Девочка чумазая» 1. Воспитывать умение слушать художественные произведения, воспитывать качества, соответствующие мальчикам и девочкам. Перспективный план в средней группе №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 1. «За что нам нравятся мальчики (девочки) » 1. Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками;2. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек. 2. «Как я дома помогаю? » 1. Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков;2. Воспитывать желание оказывать помощь людям. 3. «Кто я в семье? » 1.Формирование представлений о родственных связях. 2.Учим детей правильно употреблять такие слова как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра. 4. «Смайлик» 1. Развитие смекалки, положительных эмоций. 2. Учить называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.) 5. «Благородные поступки» 1. Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. 2. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Перспективный план в средней группе №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 6. «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы? » 1. Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. 2. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. 3. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям 7. «Мама» 1.Развивать представления об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие.2. Закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу. 8. «Кем я хочу стать? Как буду работать?» 1. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами; осознавать значимость любой профессии. 9. «Сказка наоборот» 1. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Перспективный план в старшей группе №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 1 «Давайте познакомимся» 1.Способствовать самораскрытию.2. Развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и окружающих. 2 «Моё - Я» 1.Формировать представление о своём «Я» и позитивное отношение к нему. 3 «Я хочу, могу, умею» 1. Развивать осознание своих достоинств, желаний, предпочтений, интересов, положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. 4 «Мои друзья – мальчишки и девочки» 1. Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек.2. Воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола. 5 «Рисуем эмблему» 1. Продолжить работу по ознакомлению с качествами «мужественности», «женственности».2. Развивать экспрессивные способы самовыражения.3. Повысить внутригрупповое доверие и сплочённость группы. Перспективный план в старшей группе №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 6 «Кто я? Какой(ая) я?» 1.Помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности».2. Формировать положительный «образ Я» мальчика/девочки. 7 «Мальчики и девочки – какие они?» 1. Расширять знания детей об основных качествах мужественной или женственной личности.2. Дать детям возможность оценить свои качества как будущих мужчин или женщин.3. Повысить самооценку и настроение детей. 8 «Каким я хочу быть?» 1. Выявить, каких качеств не хватает детям, чтобы быть мужественной или женственной личностью.2. Повысить сплочённость группы. 9 «Мои достоинства» 1. Продолжать формировать у детей позитивное отношение к себе и своему полу.2. Развивать способность к самоанализу, самопознанию и самовыражению с помощью метафорических средств. 10 «Мои лучшие качества» 1. Повысить уверенность в себе.2. Научить способам позитивного самовыражения и самораскрытия. 2. Воспитывать желание сделать приятное другому. 11 «Мои таланты» Дать возможность детям осознать себя и увидеть, насколько их представления о себе соответствуют тому, каким их видят окружающие.2. Повысить самоощущение и благополучие ребёнка за счёт получения поддержки от группы. Перспективный план подготовительной группе №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 1 «Знакомство с родословным деревом» 1. Обогатить знания детей об их близких родственниках.2. Повысить самооценку и настроение.3. Воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения. 2 «Мы заботимся друг о друге» 1. Выявить и расширить знания о том, как дети и члены семьи заботятся друг о друге.2. Закрепить знания о различных предметах одежды , обуви, головных уборов для мальчиков и девочек, мужчин и женщин.3. Развивать логическое мышление.4. Воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения. 3 «Наши бабушки» 1.Продолжать формировать у детей способов заботливого отношения к старшим своей семьи.2. Обогатить знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников.3. Воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения. 4 «Наши мамы» 1.Сформировать способы заботливого отношения к старшим своей семьи.2. Обогатить знания детей о позитивных примерах женственного поведения.3. Воспитывать стремление подражать положительным качествам женственного поведения. 5 «Наши дедушки и папы» 1. Научить заботливому отношению к старшим в своей семье.2 Обогатить знания о позитивных примерах мужественного поведения.3. Сформировать представления о специфической деятельности мужчин, в том числе и как защитников Отечества. Перспективный план подготовительной группе №Занятия Тема организованной образовательной деятельности Цели 6 «Правила поведения для мужчин и женщин» 1. Сформировать и расширить представления о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.2. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в семье и обществе.3. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь, а у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку. 7 «Мужчины и женщины в обществе» 1.Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе.2. Расширять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.3. Воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения. 8 «Кто я в семье сейчас и кем я буду» 1. Расширять представления мальчиков и девочек о тех социальных ролях, которые они выполняют в данный период жизни и станут выполнять в будущем в семье и обществе.2. Сформировать у детей положительное отношение к этим ролям.3. Воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения. 9 «Кем я хочу быть в обществе?» 1. Обогатить и выявить представления о будущих ролях в обществе, будущих профессиях.2. Воспитывать желание принять определённую социальную роль и положительное отношение к ней. Игровое пространство для мальчиков Игровое пространство для девочек Общие дела ППРС Вывод Гендерные роли формируются культурой (воспитание, образование, обучение)Половое воспитание в широком смысле слова – весь процесс гендерной социализацииГендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам - «крылья» Литература «Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей» Т.В. Иванова, Волгоград: ИТД «Корифей», 2008«Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», И.П. Шелухина, М.: ТЦ «Сфера», 2006Программа «Мальчики и девочки – кто они?» М.А.Радзивиловой«Формирование гендерной идентичности» Н.А. Виноградовой, Н.В.Микляевой, М. ТЦ «Сфера», 2012 Спасибо за внимание