Статья Педагогика М.Монтессори в детском саду


Педагогика М.Монтессори в современном детском саду
Зинченко Л.П.,
воспитатель ясли-сада №6 г.РудныйИонова С.П.,
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области
Успешно решить проблемы нашего общества, сложного в экологическом, экономическом и духовно-моральном смысле, смогут люди, которые владеют новым мышлением, творческим подходом, принципиально иным складом личности. Жизнь требует появления свободного человека с чувством собственного достоинства, самостоятельного в принятии решений, способного нести ответственность за принятые решения.
Технология М.Монтессори является замечательным примером эффективной практической реализации идей свободного воспитания, одной из самых гуманистических педагогик, ставящих в центр ребенка, а взрослого - в положение наблюдателя и профессионального помощника в построении личности ребенка.
Педагогическая технология М.Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой и стоит особняком среди всех остальных систем воспитания ребенка дошкольного возраста. Ее ценность обусловливается не только своеобразием целей, которые она себе ставит, ее серьезным биологическим образованием и значительностью педагогических достижений, получаемых при ее применении.

Ее любви к детям хватило на настоящий подвиг: она добилась результата там, где другие опустили руки, - смогла развить и обучить умственно отсталых детей.
Монтесоори сформулировала универсальные принципы раннего развития, соблюдение которых будет полезно для любого ребенка. Ее система завоевала мир. К ней ездили учиться педагоги со всех уголков земного шара, в том числе и из России. Еще: в дореволюционной России по ее системе работало много детских садов и особых групп раннего развития.
Сегодня школы и группы, работающие по ее методике, есть почти во всех странах мира, от Италии до Новой Зеландии. Существует международная Монтессори-ассоциация, которая помогает организовать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.
Методика Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.
Центральный метод Монтессори – это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.
Целый ряд методов частного характера, применяет педагог:
1) наблюдение за ребёнком;
2) показ способа рациональной деятельности с материалом и способа контроля ошибок;
3) тактичное предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития и актуальный интерес ребёнка;
4) поддержание порядка и рабочей атмосферы;
5) отдельные упражнения со всей группой.
Ребенок, согласно этой технологии не является слушателем, он активно приобретает знания, умения, навыки в ходе самостоятельной деятельности. Педагог становится посредником между ребенком и подготовленной средой, руководит доброжелательно и ненавязчиво, предоставляет необходимую помощь в интеллектуальном развитии. Монтессори - педагог обучает во время показа образца работы с материалом, заботится о порядке в организованной среде, наблюдает за поведением ребенка и оценивает уровень его развития, следит, чтобы дети не мешали друг другу.
Подготовленная среда в группе имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из следующих областей развития:
Жизненная практика
Сенсорное развитие
Математическое развитие
Языковое развитие
Естественнонаучное и космическое развитие
Двигательное развитие
Жизненная область
В этой области ребенок познает окружающий его мир, учится самостоятельно без помощи взрослого выполнять действия и устранять возникшие проблемы(кончились салфетки-накрути, разлилась вода-вытри, застегивать, расстегивать пуговицы, забивать втулки, ухаживать за комнатными растениями, убирать снег, листья на участке, следить за собой, просеивать крупу и т.д.).Все это способствует развитию у ребенка психических процессов, навыков самообслуживания, воспитания независимости, уважения к собственной личности
Сенсорная область
Большое значение Монтессори придавала развитию мелкой моторики и сенсорики. Известно что дети которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять действия с мелкими предметами, значительно опережают своих сверстников в развитии.
Играя с мелкими предметами, ребенок учится мыслить, придумывать, действовать. Действия становятся более точными, обдуманными. Развивается мышление, внимание, память. Речь становится богаче, активизируется словарь, ребенок учится высказывать свои мысли.
Языковая область
Языковая область-естественно необходима, без нее невозможен полноценный рост и развитие ребенка. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с окружающим миром, научиться составлять и рассказывать небольшие рассказы, сказки.
В соответствии с педагогикой М.Монтессори модель организации педагогического процесса каждый день начинается с «круга» (фронтальная работа с детьми). Утром педагог предлагает тему (определённое содержание знаний, способов его освоения и т.п.), в беседе определяет направление и некоторые рамки движения внутри темы. Затем ребёнок обращается к окружающей среде (самостоятельно выбирая для работы Монтессори – материалы, дидактические пособия, привлекательные виды деятельности).
Во второй половине дня из «обрывков», отрывочных фрагментарных знаний, представлений дети вместе с педагогом создают целостную картину, обобщающую разрозненные представления о теме.
Тема находит отражение во всех видах деятельности детей во второй половине дня, в течение 1 – 3 недель. Работа на линии, уроки тишины, музыкальное воспитание, палитра художественных видов деятельности способствуют формированию способности к целостному восприятию мира. Тематика занятий с детьми общая, но содержание работы отличается сложностью формируемых навыков.
В процесс ознакомления с темой обязательно включаются все анализаторные системы ребёнка, комплексы ощущений всех органов чувств.
Включению всех анализаторов системы ребёнка, комплектов ощущений всех органов чувств способствуют Монтессори – материалы, представленные в практической, сенсорной, языковой, математической зонах.Ребёнок, воспитывающийся по технологии М Монтессори будет владеть:
новым мышлением,
творческим подходом,
принципиально иным складом личности,
чувством собственного достоинства,
умением самостоятельно принимать решения,
способностью к применению освоенных знаний и умений с целью самореализации, саморазвития в различных сферах деятельности.
Система М.Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики, но и она не противоречит Государственному стандарту образования РК, целью которого является развитие личности ребенка, владеющего личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. Основная проблема современного дошкольника - это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (и/или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает свое воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего, в связи с этим педагогика М.Монтессори приобретает особую актуальность для казахстанского дошкольного образования.