Конспект НОД История возникновения шахмат, средняя группа 4-5 лет


Ф.И.О.
воспитателя Чудинова Анна Николаевна
Возрастная группа Средняя группа, 4-5 лет
Форма организации Групповая
Тема занятия "История возникновения шахмат"
Цель занятия Расширять и актуализировать познавательные навыки детей о происхождении такой игры как шахматы.
Задачи Образовательная Развивающая Воспитательная
Дать представление о некоторых аспектах истории шахмат Развивать стремление к познанию, развивать любознательность и творчество Воспитывать интерес к игре в шахматы
Оборудование Два красиво украшенных конверта в восточном стиле с картой сокровищ и письмом, ларец, шахматы, раскраски с изображениями шахмат и играющих в них людей, проектор, доска для проектора, презентация "Сказка о шахматах", восточная мелодичная музыка.
Структура НОД
Название метода/этап занятия Подробное описание метода обучения Инструкция воспитателя Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного метода
I Организационный момент (4 мин)
Инициация/ «Приветствие» Положительный рабочий настрой, дружелюбная атмосфера.
Звучит спокойная восточная музыка, входят дети. (создать положительный настрой между детьми) Коммуникативная
(умение выражать эмпатию другим)
Социальная
Вхождение в тему/ «Сюрпризный момент»
Дети видят, что на столе лежит конверт
Повышать интерес к занятию;
Воспитатель:
Ребята, смотрите, кто то прислал нам с вами письмо, на конверте написано что оно из самой Индии, давайте же откроем его и узнаем, что внутри.
Текст письма: "Я великий и могучий Махарадж-индийский князь, правитель обширного Индийского царства. Я мудрый правитель и грозный воитель. Я люблю отгадывать и загадывать сложные загадки, люблю играть так же как и вы ребята, и сегодня хочу поделиться с вами своей любимо игрой! Но для начала, вам нужно будет ее найти. Я спрятал ее в вашей группе, и оставил подсказки на карте. Следуйте указаниям и вы найдете мое сокровище!
Великий Махарадж"
Ну что ребята, найдем сокровище? Информационная
Формирование ожиданий детей/ «Поиск и нахождение клада»
Дети с помощью карты, ищут подсказки в группе и находят ларец, и еще одно письмо.
Рассматривают содержание ларца, шахматную доску и фигурки. Воспитатель: " Давайте откроем второе письмо. Тут говорится, что чтобы открыть ларец, нам нужно отгадать загадку:
Король с королевою
Без корон,
Ладья без весел,
Без хобота слон,
Конь без копыт, седла
И уздечки,
А рядовые — не человечки.
Белые латы, чёрные латы.
Что за солдаты? 
Что это за игра?
Правильно, это шахматы. Смотрите, и правда, ларец открылся, а внутри лежат шахматы.
Давайте прочтем, что же еще нам пишет Махаражд" Учебно-познавательная (работа с картой, ориентировка в пространстве)
Социальная и коммуникативная(умение взаимодействовать в коллективе)
Художественно-эстетическая (развивать у детей умение отгадывать загадки)
II Основной этап (15 мин)
Интерактивная лекция/ «Чтение сказки о происхождении Шахмат» Формировать элементарные представления о происхождении игры шахматы
Воспитатель: "Вот вы и нашли моё сокровище, мою любимую игру. А что бы рассказать вам о ней, я написал сказку, и ваш воспитатель сейчас ее прочтет (Текст сказки Приложение 1)"
Во время чтения, детям показывается презентация: "Сказка о Шахматах" (Приложение 2)
Ну вот ребята какая удивительная история у такой игры как Шахматы. Коммуникативная
(Ответы детей на вопросы)
Информационная
Социальная
Учебно-познавательная
Разминка/ «Физкультминутка: «Шахматы»» Повышать уверенность в себе, развивать координацию;
Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, указаниями воспитателя под музыку
Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми; Воспитатель: "Пока мы читали сказку, немного устали, давайте разомнемся
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:Ну- ка, пешки, поиграем.Головой мы повращаемВправо – влево, а потом              (вращение головой)3- 4, приседаем,Наши ножки разомнём.               (приседания)1,2,3 – на месте шаг.Встали пешки дружно в ряд.Мы размялись от души,И присесть мы вновь спешим.        (садятся)"
Физическая
Закрепление/ «Вопрос-ответ» Сформировать умение отвечать на вопросы, по услышанному тексту.   Воспитатель: "А сейчас вспомним, что же мы услышали в сказке. Я буду задавать вопросы, а вы мне постарайтесь ответить. (Можно еще раз запустить презентацию, прокомментировать слайды)
-Откуда же пришла к нам эта игра?
-Кто же предложил Махараджу эту игру?
-Каким было ее первое название?
-Чем же отличалась Чатуранга от наших современных шахмат?
-Для чего она была придумана?
Правильно, молодцы, внимательно слушали. Я думаю Махарадж будет доволен, что смог поделиться с вами историей своей любимой игры" Коммуникативная
Социальная
III Заключительный этап (2 мин)
Рефлексия/ «Подарки на память» Формировать умение самооценки;
Воспитатель:
"Ребята, вам понравилось сегодня? Что запомнилось?
Вы молодцы, были внимательными, умелыми, ловкими.
На память о нашем сегодняшнем путешествии Махарадж передал вам эти раскраски. Он будет рад увиться с вами снова и больше рассказать о шахматах. Ведь у них осталось еще столько секретов" Социальная
Художественно-эстетическая