Открытое занятие Сказка с музыкой дружна


Музыкальная гостиная «Сказка с музыкой дружна»
Муз.руководитель: Сердюк Ю.П.
МБДОУ д/с. «Солнышко»,
пос. Октябрьский Кулундинского р-он,
Алтайского края
Цель:Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям русских композиторов классиков.
Задачи:1. Приобщать детей к музыкальному искусству посредством слушания классической музыки и установление взаимосвязи с другими видами искусства. 2. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к художественным произведениям. 3.Развитие музыкального кругозора детей.
Предварительная работа: Знакомить с содержанием сказки А.С.Пушкина с творчеством композитора Н.А.Римского-Корсакова. Учить игре на деревянных ложках р.н.м. «Во саду ли, в огороде». Подобрать аудио и видеоматериал: портрет композитора, музыкальные фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане»: «Море», «Белка», «Полёт шмеля».
Ход занятия
Дети заходят в зал и садятся на приготовленные места
Музыкальный руководитель: Ребята. А вы знаете, кто написал сказку о царе Салтане?
Давайте вспомним содержание.
Как звали героев сказки? Кто в сказке обманывал? Обман открылся , о нём узнали?
А русский композитор Н.А.Римский-Корсаков сочинил к этой сказке музыку. Так появилась опера с таким же названием «Сказка о царе Салтане». Опера – это спектакль, где все герои поют, водят хороводы. Весь спектакль звучит музыка, исполняемая инструментами симфонического оркестра: скрипка, виолончель, флейта, фагот, ударные.
В сказке есть такие слова: «В синем море звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт, бочка по морю плывёт…» Здесь в опере звучит музыка, которая называется «Море». Послушаем.
Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»
Когда корабельщики приехали в царство царя Салтана, то они ему рассказали о чуде на острове князя Гвидона. Вспомним какие три чуда описываются в сказке и в опере?
Вот как описывает Пушкин одно из чудес на острове князя славного Гвидона:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая,
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Звучит фрагмент из оперы «Белка»
В сказке и в опере есть такой текст:
Он над ней жужжит, кружится –
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь,
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога.
Караул лови, лови,»Вот ужо, пожди, немножко,
Погоди, а шмель в окошко...
Слушание фрагмента «Полёт шмеля»
Ребята, у каждого человека есть свой характер: один- спокойный, другой – шумный, быстрый, у третьего речь стремительная, быстрая. А какой характер у музыки «Полёт шмеля»?
Ребята, а какой из музыкальных отрывков вы уже слышали?
Эту русскую народную песню Римский – Корсаков включил в оперу, чтобы показать близость композиторской музыки к народному творчеству. Я вам предлагаю исполнить этот фрагмент оркестром шумовых инструментов.
Римский – Корсаков в музыке изобразил картину величавого моря, которое, то спокойно, то бурливо. Постарайтесь пластикой, движениями рук передать движение волн.
А как вы думаете, зачем композитор сочинил музыку к известной сказке, для чего?
Что изменилось в сказке? Стала ли она интересней для вас?
Николая Андреевича Римского – Корсакова называют композитором - сказочником, потому что он сочинил музыку ко многим сказкам: «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко». Он был морским офицером и очень любил море, поэтому он «рисовал» величавую картину моря в своих операх.
Давайте подведём итог нашего занятия: музыку какого композитора мы сегодня слушали?
Вы раньше слышали её?
Хочется ли вам послушать и другие музыкальные отрывки из оперы Римского – Корсакова?
В следующий раз мы послушаем с вами музыку, которая изображает царевну Лебедь и тридцать три богатыря, выходящих из моря.
Дети: Пушкин А.С.
Рассказывают о содержании сказки
Князь Гвидон, сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха, царевна Лебедь, царь Салтан.
Дети рассказывают: «Белка», «Тридцать три богатыря». «Царевна Лебедь»
Музыка очень быстрая, стремительная.
Музыку, которая называется «Белка»
«Во саду ли, в огороде» р.н.м. – шумовой оркестр
Пластическая импровизация с полотном «Море» Римского – Корсакова
Ответы детей
Римского – Корсакова
Нет
Хочется