рабочая программа Книжкино царство

Рассмотрено на заседании ШМО УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 2 от 7 октября 2013г. Директор МБОУ СОШ с.Хондергей
Руководитель ШМО _______________________/А.С.Сат/
________________/ Л.Д. Монгуш/








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Книжкино царство»
(срок реализации программы – 4 года)
(возраст обучающихся – 7-11 лет)












Составитель: Монгуш Кристина Сергеевна






Хондергей – 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Книжкино царство» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Книги окружают человека с раннего детства. Вначале это – маленькие книжки, потом веселые стихи, потешки, сказки, затем более серьезные произведения. Проблема сохранения интереса к книге, чтению, как процессу и ведущей деятельности человека сегодня особенно актуальна. Техника (аудио, видео, компьютерная) дающая готовые зрительные и слуховые образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Уже сегодня видим, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных устоев. Поддержание активного тяготения учащихся к книге, развитие интереса к ней, желание рассмотреть ее, прочитать – вот важная задача школьного библиотекаря.
Актуальность изучаемой деятельности:
Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся. Занятия по данной программе позволяют научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы.
Также, занятия по данной программе позволяют осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Начало формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием человечества и общечеловеческими ценностями.
Цель программы:
Формирование школьников как квалифицированных читателей, формирование интереса к книгам и чтению, формирование умения работы с любыми типами информации и видами литературы, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Задачи :
- расширение знаний о литературных произведениях;
- развитие интереса к художественной книге;
- развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;
- ознакомление с творчеством современных авторов;
- формирование информационной культуры личности учащихся
- воспитание бережного отношения к книге;
- формирование навыка чтения;
- развитие эмоционально – чувственной сферы;
- развитие устной речи, навыков общения;
- формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.

На изучение курса «Книжкино царство» в начальной школе выделяется в 1 классе –33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели), во 2 - 4 классах по 34 часов (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

1 класс


Русские народные сказки
7
7

Знакомство с многообразием русских народных сказок;
чтение сказок;
чтение по ролям; пересказ сказок;
восприятие сказки на слух;
умение отвечать на вопросы по прочитанному;
разгадывание загадок, ребусов.


Сказки разных народов
6
6

Знакомство со сказками разных народов мира; чтение сказок;
восприятие сказки на слух;
сравнение сказок по содержанию;
рисование иллюстраций к сказкам.


Сказки русских писателей
11
11

Знакомство с творчеством российских писателей;
чтение сказок;
пересказ сказок;
восприятие сказки на слух;
разгадывание загадок, ребусов.


Сказки зарубежных писателей
9
9

Знакомство с биографией и творчеством зарубежных писателей;
чтение сказок;
пересказ сказок;
восприятие сказки на слух;
разгадывание загадок, ребусов.

ИТОГО
33
33
0



2 класс



Веселые человечки на страницах книг. (Книги российских авторов).
20
20

Знакомство с биографией и творчеством российских писателей;
чтение произведений;
пересказ;
восприятие произведений на слух;
просмотр мультфильмов;
умение отвечать на вопросы по прочитанному.



Хоббит, Муми и другие. (Книги зарубежных авторов)
14
14

Знакомство с биографией и творчеством зарубежных писателей; чтение произведений;
пересказ;
восприятие произведений на слух;
просмотр мультфильмов;
умение отвечать на вопросы по прочитанному;
рисование иллюстраций к произведениям.


ИТОГО
34
34
0


3 класс


Писатели-природоведы.
14
14

Знакомство с биографией и творчеством писателей-природоведов;
чтение произведений;
пересказ;
умение отвечать на вопросы по прочитанному.


Литературное краеведение.
4
4

Знакомство с творчеством писателей и поэтов Южного Урала;
чтение произведений;
заучивание стихов наизусть;
иллюстрирование произведений.


Страна детства (книги о детях).
14
14

Знакомство с биографией и творчеством писателей;
Чтение произведений;
пересказ;
иллюстрирование произведений;
разгадывание кроссвордов, ребусов.


Детская периодика.
2
2

Знакомство с периодическими детскими изданиями; умение видеть отличия между художественной литературой и периодическими изданиями; рассматривание иллюстраций; чтение.

ИТОГО
34
34
0



4 класс


История возникновения письменности и библиотек.
5
5

Знакомство с историей возникновения письменности и библиотек в мире, и на Руси, рассматривание иллюстраций, разгадывание кроссвордов


История развития книгопечатания
4
4

Знакомство с историей развития книгопечатания, просмотр фильма «Как делается книга»


Книга как предмет искусства
7
7

Рассматривание книг, иллюстраций, сравнение иллюстраций, создание экслибриса библиотеки


Бережное отношение к книге
4
4

Ремонт книг, создание своей книги


Справочный аппарат книги
4
4

Знакомство со справочной литературой, чтение статей, выделение структуры энциклопедий


информационный центр школы
5
5

Поиск книг на стеллажах по информации из каталогов


Основные формы работы с книгой
3
3

Оформление дневника читателя, библиографической записи


Справочные издания
2
2

Поиск информации в справочных изданиях

ИТОГО
34
34
0







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Выполнение программы способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Каждое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание, так и практические виды занятий –рисование, ролевые игры, инсценировки, презентации.
Содержание программы «Книжкино царство» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего произведения устного народного творчества своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран, знающего современную детскую литературу и литературу родного края. Данная программа включает основной минимум библиотечно-информационных знаний. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из ее аппарата, так и из других изданий.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Книжкино царство» включает в себя игровые занятия с загадками, викторинами, встречами со сказочными героями, просмотры мультфильмов и художественных фильмов.
Прослушивание и чтение русских народных сказок: «Теремок», «Хаврошечка», «Волшебное кольцо»; сказок разных народов: киргизские сказки, китайские сказки, чукотские сказки, беларусские сказки, английские сказки.
Знакомство с авторскими произведениями К.И.Чуковского, В.И.Даля, С.Т.Аксакова, В.П.Катаева, В.М.Гаршина, А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, П. Бажова, П.П.Ершова, Е Шварца, В.Драгунского, Н.Носова, Л. Гераскиной, А.Толстого,Т.Александровой, А.Усачева и др.
Прослушивание, чтение, пересказ произведений зарубежных писателей: Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, А.Линдгрен, Р.Толкиена, Дж.Родари, А.Милна, О. Пройслера и др.
Знакомство с творчеством писателей-природоведов: Е.Чарушина, Н.Сладкова, К.Паустовского, Г.Скребицкого, С.Сахарнова, М.Пришвина,В.Бианки,В.Чаплиной, Ю.Акимушкина и др.
Знакомство с творчеством писателей Южного Урала: М.Придворова, Я.Грантса, Е.Ранневой, Е.Сыч, С.Школьниковой,Н.Пикулевой, А.Горской, Н.Шилова и др.
Приобщение к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, укрепление интереса к познанию окружающего мира через чтение литературы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как плохие или хорошие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям, к их поступкам.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий;
- высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией;
- работать по предложенному плану.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- участвовать в беседе о прочитанной книге;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
- соблюдать правила общения.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- осуществлять поиск ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- высказываться в устной форме;
- анализировать текст, выделять главное;
- проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения о прочитанном;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
- ориентироваться в книге;
- подробно или выборочно пересказывать тексты.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
Расширить знания и представления о детской литературе;
Познакомиться с биографией и творчеством детских писателей, российских и зарубежных;
Совершенствовать умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
Викторины;
Кроссворды;
Работа в парах, малых группах;
Коллективные игры и праздники.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Книги различных авторов, согласно теме занятия.
Портреты писателей.
Иллюстрации к произведениям.
Мультимедиа, аудио и видеоматериалы.
Материалы для оформления и творчества детей: наборы бумаги, карандаши, фломастеры.



























15