В гостях у дедушки Корнея.


Внеклассное мероприятие по литературе (5 класс)
«В Гостях у дедушки Корнея»Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. 2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. 3. Развивать мышление, речь, воображение, память. 4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желания читать. 5. Расширять круг чтения через изучение лучших книг из репертуара детской отечественной классики (на примере творчества К.И. Чуковского). Оборудование: презентация, выставка книг.
Ход игры
Ведущий.Добрый день, поклонники таланта К. Чуковского. Здравствуйте, знатоки творчества поэта. Начинаем нашу викторину.1 тур. «Вспомни сказку». - Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку. Команды по очереди отвечают на вопросы.Лечит маленьких детей,Лечит птичек и зверей,Сквозь очки свои глядитДобрый доктор… (Айболит)«Айболит»Вдруг из подворотни - Страшный великан,Рыжий и усатый … (таракан)«Тараканище»Я – Великий УмывальникЗнаменитый… (Мойдодыр)Умывальников начальникИ мочалок командир.«Мойдодыр»Свинки замяукали – мяу – мяу,Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)«Путаница»
В Африке разбойник,В Африке злодей,В Африке ужасный… (Бармалей)Веселится народ-Муха замуж идётЗа лихого, удалогоМолодого… (комара)«Муха – Цокотуха»Солнце по небу гулялоИ за тучку забежало.Глянул заинька в окно,Стало заиньке… (темно).«Краденое солнце».Нет – нет! СоловейНе поёт для свинейПозовите-ка лучше… (ворону)«Телефон»А посуда вперёд и вперёдПо полям, по болотам идёт.И чайник сказал утюгу- Я больше идти… (не могу).«Федорино горе»Только вдруг из – за кусточкаИз-за синего лесочка,Из далёких из полейПрилетает… (воробей)«Тараканище»А за ним – то народИ поёт, и орёт:- Вот урод, так урод!Что за нос, что за рот!И откуда такое… (чудовище).«Крокодил»И мне не надоНи мармелада, ни шоколадаА только маленьких, Ну очень маленьких… (детей)«Бармалей»2 тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?1 командаАйболит - (доктор)Бармалей - (разбойник)Федора - (бабушка)Каракула - (акула)2 командаМойдодыр - (умывальник)Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)Цокотуха - (муха)Рыжий, усатый великан - (таракан)3 тур. Кроссворд- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя. На интерактивной доске1 командеПо горизонтали
1.Имя акулы в сказках Чуковского.2.Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.3.Имя мухи – именинницы.4. -В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила, Кокошу. Кого еще он встретил? (Тотошу) «Мойдодыр».5.Умывальников начальник и мочалок командир.6.Кто вернул краденое солнце?7.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?8.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.По вертикали:1.Первая сказка Чуковского.2 команде1. До болота идти далеко, до болота идти нелегко.«Вот камень лежит у дороги, присядем и вытянем ноги».И на камень лягушки кладут узелок;«Хорошо бы у камня прилечь на …!» (часок)2. И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки.А за ними пирожок; «Ну-ка, съешь меня …!» (дружок)3. Я – Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,Умывальников начальник и мочалок … ! (командир)4. А за ним и бутерброд подбежал и прямо в …! (рот)5. Я к Таврическому саду. Перепрыгнул чрез ограду,А она за мною мчится и кусает, как … (волчица)6. Тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса,И юлило, и мылило, и кусало, как … (оса)7. И сказала скалка: «Мне Федору жалко.»И сказала чашка: «Ах, она …!» (бедняжка)8. У Котауси злые глазауси и злые – презлые …! (зубауси)9. И корь и дифтерит у них, и оспа, и бронхит у них,И голова болит у них, и горлышко болит.Они лежат и бредят: «Ну что же он не едет,Ну что же он не едет, доктор …?» (Айболит)
4 тур. «Угодайка».Представители команд по очереди выразительно читают отрывки из произведений писателя. Соперники должны угадать его название.
 5 тур. Конкурс «Чудо-дерево». 
Барм… Кро… Тара… Теле… Фе… го…
Мой… Пут… Му… цо… Чу… де… Кра… со…
 6 тур. Конкурс «Заморочки из бочки» 
(Вопросы достают из «бочки». 1 балл)I. - Как-то раз ехали медведи на велосипеде. А за ними львы, волки, зайчики, раки и комарики. А кто еще? (жаба, кот, собака, кобыла) «Тараканище»- Сражались паук и комар. Кто победил? (комар) !Муха -Цокотуха»II. - Волки, раки, крокодилы, слоны, быки, носороги, обезьяны испугались таракана. А кто его проглотил? (воробей) «Тараканище»- В гости к мухе пришли букашки, блошки, козявочки, жуки, червяки, кузнечики, светлячок, сороконожка, клоп, мотыльки, бабочки, муравьи. А кто еще пришел? (тараканы, пчела, мошкара)III. - Однажды курочки закрякали, кошечки захрюкали, уточки заквакали, свинки замяукали. А что сделали воробышек и медведь? (воробышек коровой замычал му-у, медведь давай реветь ку-ка-ре-ку) «Путаница»-В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила, Кокошу. Кого еще он встретил? (Тотошу) «Мойдодыр»IV. - От мальчика убежали, улетели, ускакали: простыня, свечка, книжка, утюги, сапоги, пироги, кочерга, кушак, брюки, чулки, башмаки. А что еще? (одеяло, подушка, самовар) «Мойдодыр»- Таня и Ваня убежали в Африку. К кому они попали в плен? (Бармалей)V. - Доброму доктору помогли добраться да Африки волки и орлы. Кто еще помог ему? (кит)- Какое отчество было у Федоры? (Егоровна)VI. - Как звали мальчика, которого испугался крокодил? (Ваня Васильчиков) «Крокодил»- И сказал Гиппопотам крокодилам и китам: «Кто злодея не боится и с чудовищем сразится, я тому богатырю двух лягушек подарю». А что еще он им пожалует? (еловую шишку «Тараканище»)VII. - Удалому воробью, победителю таракана, ослы славу по нотам поют, козлы бородою дорогу метут, бараны стучат в барабаны. А что делала слониха-щеголиха? (так отплясывала лихо, что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала «Таракан»)- Кто проглотил Бармалея? (крокодил) «Бармалей»VIII. -На чудо-дереве растут туфельки, сапожки, калошки, гамаши, ботинки, чулки. А что выросло для Мурочки? (крохотные голубые вязаные башмачки и с помпончиками «Чудо-дерево»- Посуда убегает от Федоры. И кастрюля на бегу закричала: «Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу!» А кому она это кричала? (утюгу) «Федорино горе».
 7 тур. «Корзинка с потерянными вещами».
- У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.•Телефон (У меня зазвонил телефон)•Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)•Мыло (Вот и мыло подскочило)•Блюдце (А за ними блюдца)•Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)•Термометр (И ставит им градусник)•Сито (Скачет сито по полям)•Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)•Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)•Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)•Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)•Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) 8 тур. «Конкурс капитанов».
1. Свинки замяукалиМяу-мяуКошечки захрюкалиХрю-хрю. (Путаница).  2. Что такое? Что случилось?От чего все кувыркомЗавертелось, закружилосьИ помчалось колесом? (Мойдодыр).
3. Маленькие дети!Ни за что на светеНе ходите в АфрикуВ Африку гулять. (Бармалей). 4. И к полосатымБежит он тигрятамИ к бедным горбатымБольным верблюжатам. (Доктор Айболит).
5. Лапти созрели,Валенки поспели,Что же вы зеваете,Их не обрываете. (Чудо-дерево). 6. Вот и книжка воротилась,Воротилась и тетрадь,И грамматика пустилась,С арифметикой плясать. (Мойдордыр).
7. А слониха-щеголихаТак отплясывала лихоЧто румяная лунаВ небе задрожала. (Тараканище). 8. Сапоги скрипят,Каблуки стучат.Будет, будет мошкара,Веселиться до утра. (Муха-Цокотуха).
9. Ехали медведина велосипеде,А за ними кот задом наперед. (Тараканище). 10. А вот из-за НилаГорилла идет.Горилла идетКрокодила несет. (Бармалей)
11. Не стерпел медведь,Заревел медведь,И на злого врага налетел медведь. (Краденое солнце). 12. И снова медведь:- О спасите моржа,Вчера проглотил он морского ежа! (Телефон).
9. Подведение итогов викторины Пусть много детвора читала,Пускай тут каждый эрудит.Чудесных книг еще немалоПрочесть нам в жизни предстоит.Закончен праздник. Он у насРассчитан на один лишь час.Но вы, читающий народ,Любите книгу круглый год!