Проект по краеведению История родного села Верхнее Санчелеево


История моего родного села Верхнее Санчелеево Самарской области

Точная дата возникновения села Верхнее Санчелеево не известна. По преданиям первые жители появились здесь 1670-1700 годы.
Первыми были переселенцы из Пензы, 10 семей мордовской национальности, которые поселились на берегу речки Сокол. Постепенно здесь стали селиться и русские переселенцы. На северо- западной стороне селилась мордва, на юго-восточной - русские. Люди жили в маленьких домишках, крытых соломой, ходили в лохмотьях. Село имело своего старосту, старшину, полицейских. Леса постепенно вымирали, много вырубалось на дома и дрова. Река стала мелеть, но село развивалось и крепло. Первым старостой села был Гришин М.М., полицейский -Яшаркин Пётр. Происхождение названия "Санчелеево" предположительно пришло из 2 языков: русского и мордовского от названия реки "Санча", которая впадала в реку Сускан (САНЧАС- синий (морд.), ЧЕЙ, -осока (морд.), ЛЕНЕЙМ, ЛЕЙМА- поток, ручей (русск.). Другая версия- название произошло от имени Санчелей. До революции 1917 года на территории села Верхнее Санчелеево находились две школы: земская и церковно- приходская. Церковно- приходская школа была построена в 1897 году. Обучение в этих школах было трехлетним и в основном только для мальчиков. В классах земской школы обучалось по 25-30 человек. Позже, после событий 17 года, церковно- приходская школа была упразднена и в селе осталась одна школа, которая располагалась в небольшом деревянном здании в центре села. Самым богатым в селе до революции 1917 года был купец Федулов, который имел несколько магазинов.
Село считалось зажиточным и большим, поэтому общество крестьян-собственников, по настоянию священника, озаботилось устройством каменного храма вместо старого деревянного и маловместительного. Сельское общество заключило договор с епархиальным архитектором Хилинским на составление проекта и сметы. 15 августа 1895 г. выбрали место под строительство. 15 января 1905 г. на имя Константина, епископа Самарского и Ставропольского, поступил рапорт от священника Павла Гурьевича Помряскинского (1867-1937) и псаломщика Петра Андреева о том, что храм, заложенный 9 мая 1896 г., построен 4 июня 1904 г. Проект церкви составил самарский епархиальный архитектор Тадеуш Северинович Хилинский. Дело об утверждении проекта на постройку церкви в селе Верхнее Санчелеево1985года.
После событий 1917 года в селе организовали Сельский Совет во главе с Мажановым Андреем, а весной крестьянам разделили землю. В Гражданскую войну Самарскую губернию оккупировали белочехи. В селе находился отряд красноармейцев. Все сельчане ходили посмотреть на чудные пушки. Долго отряд отбивался от белочехов, которые наступали из Нижнего Санчелеева, но силы были не равные и отряд отступил в Мелекесс. Начался набор в белочешскую армию. Но сельчане постоянно срывали эту кампанию. В октябре 1918 года был освобожден Ставрополь от интервентов, и в село вернулась Советская власть. Председателем Сельского Совета остался Мажанов Андрей. Большую помощь ему оказывали коммунисты Буцаев Михаил Гаврилович, Ведяшев Михаил Егорович. В 1918 -1919 г.г. был создан «Комитет бедноты», который через сельскохозяйственный банк помогал крестьянам в приобретении скота и сельскохозяйственного орудия. Возглавлял этот комитет Карандышев Г.И. В 1919 году село пережило движение «Чапанка». Вооруженная толпа со стороны Нижнего Санчелеева ходила по домам, собирала себе силы на подавление революции. Сельский Совет был разрушен, коммунистов Буцаева Михаила и Мажанова Андрея приговорили к смерти, но жители села Верхнее Санчелеево вступились за них и приговор отменили практически перед самой казнью.Коллективизация в селе проходила в ожесточенной борьбе с кулаками. До революции было немало крупных хозяйств, имеющих большие участки земли: Федулов Алексей, Асташкин, Басаев, Корчагин, Пьянзин и другие. Они всячески сопротивлялись новой власти и её законам. В 1929 году был подожжен дом председателя Вечканова Дмитрия Николаевича, потом в него стреляли из ружья. После нескольких бурных собраний активистов села был основан колхоз "Путь к социализму", главой колхоза избрали Голованова Евгения Андреевича. В 1933 году колхоз разделился на два колхоза: "Путь социализма" (мордва) и "Молотова" (русские). Возглавили их соответственно - Вечканов Д.И. и Воронков А.Ф. В посёлке Вечкановка Верхне-Санчелеевского сельского Совета был образован колхоз "Искра Ленина". Коллективизация в селе прошла в 1929 году. В 1931-1932 годы в село пришли трактора из Америки и два автомобиля ГАЗ. 

Председатель коммуны "Сокол" ГоловановА.Н.
Здание бывшего магазина кулака Федулова.
Бывший дом священнослужителяОсенью 1932 г. храм был закрыт и отдан под зернохранилище. В 1932 г. в селах Верхнее и Нижнее Санчелеево, Мусорка, Хрящевка началось женское религиозное восстание. Перед арестом священника в Верхнем Санчелееве толпа женщин во главе с Варварой Прониной и Прасковьей Пожарской с палками и кирпичами в руках двинулась к сельсовету. Они разбили стекла в сельсовете, избили председателя сельсовета Вечканова, а затем отправились за советом к местному священнику. На следующее утро в село прибыл вооруженный отряд.
Церковно-приходская школа

Медпункт
Школа
В 1941 году ушли на фронт из села 447 мужчин, а вернулось 147. Это было самое сильное испытание для всей страны и для села. Село помнит своих фронтовиков. Среди них - Савельев Виктор Егорович, 1925 года рождения. Ушел на фронт в 1941 году добровольцем. Стал сержантом и командиром миномётного расчета под командованием генерала Чуйкова. В составе 62 Армии Савельев держал оборону Сталинграда. Войну Савельев закончил в Чехословакии встречей с американскими союзниками. К этому времени он уже был лейтенантом с боевыми наградами: орденом Красной Звезды, медалью «За Отвагу», орденом Отечественной войны, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта» и др. Петр Якушев — младший лейтенант-танкист, в период боев на литовской земле командовал танковым взводом V гвардейской танковой армии. Воевал геройски за город Вильнюс против идущих в контратаку колонн фашистских танков. Много героев вернулось в село с орденами и медалями. Это Елисеев Михаил Григорьевич, Потапов Иван Павлович, Верясов Сергей Иванович, Горюнов Иван Сергеевич.После войны село начало возрождаться. В 1950-52 годы в хозяйство поступила новая техника. Прошла реорганизация колхозов. 3 колхоза реорганизовали в один «Правда». Председателем этого колхоза стал фронтовик Макаров Николай Михайлович - бывший мичман боевого корабля Тихоокеанского флота. 30 лет руководил Николай Михайлович крупным колхозом. Он не кончал институтов, но постоянно занимался самообразованием, изучал специальную литературу, советовался с опытными людьми, своим умом доходил до всех премудростей хлеборобства. Сплотил тружеников земли, чтобы с их помощью и поддержкой преобразовать облик села, добиться самых высоких в районе урожаев. В бытность его председательства, колхоз «Правда» из года в год больше всех в районе сдавал государству отборного зерна — в среднем по 10 000 тонн. Всегда старался быть первым в селении, участвовал в движении за высокую культуру земледелия.
В селе построили небольшой парк с памятником погибшим в годы Великой отечественной.

Казанско-Богородицкая церковь,
1960-егоды.
Сбор хлеба в 1974 году
Председатель Николай Макаров и колхоз «Правда» - это особая строка в летописи села и Ставропольского района 60-х годов. Приняв слабые, едва сводившие концы с концами хозяйства, Макаров благодаря своему упорству и настойчивости, постоянному поиску новых сортов, передовой рискованности, но впоследствии вполне оправданным нововведениям, сумел за несколько лет поднять крупный колхоз «Правда» до таких высот, которые до него казались недостижимыми. Заброшенный Казанско-Богородичный храм в с. Верхнее Санчелеево. Настенные фрески с евангельскими сюжетами в храме погибли, потому что во время грозы в 1970 г. в один из куполов ударила молния и он был разрушен. Двадцать лет храм стоял без крыши, поэтому дождем и снегом уникальная роспись была полностью уничтожена. В спасении церкви от разрушения немалую роль сыграл председатель колхоза «Правда» Николай Михайлович Макаров. В 1990-х годах храм начали восстанавливать. Паломник с иконой и заброшенный храм, 1990-е годы. Сейчас храм восстановлен и действует, его по праву называют жемчужиной Самарской сельской храмовой архитектуры.