Презентация на методобъединение классных руководителей Психологические аспекты патриотического воспитания школьников


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВПодготовила: педагог-психолог ГБОУ СОШ № 46 Бигун Е.С. Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».  "Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой". Протоиерей Димитрий Смирнов Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос, воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами — векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. На животном уровне патриотизм — это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание. Дальше в процессе становления человека человеком в полном смысле этого слова, с помощью приобщения к культуре, развития социальных навыков, чувств понятие патриотизма наполняется новым содержанием.«Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!»А. С.  ПушкинИли не наполняется… Основополагающими принципами воспитания патриотизма сегодня являются:- преемственность поколений- знание истории- толерантность. На практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине. Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно резонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?) Большинство подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать: -  поэтому какой смысл жить в России? («золотая молодёжь» голосует ногами);- а что Родина мне дала? (за то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах);- понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают. Патриотизм — это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. Патриотами не рождаются, а становятся, т. е. все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущение им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала. Патриотизм — это свойство, присущее людям, для которых важнейшими жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование патриотических качеств личности: Активные формы и методы обучения и воспитания (эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями) – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память. Коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Применение средств народной педагогики, содержащихся в сказках, легендах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, считалках, поверьях, приметах, праздниках и обрядах на уроках и во внеурочной деятельности в школе, помогают школьникам найти свое место в современном поликультурном пространстве. Таким образом, источником развития патриотических чувств является та среда, в которой протекает жизнедеятельность человека. Школа – второй социальный институт после семьи, из которого ребенок черпает информацию, получает опыт, благодаря чему становится Личностью и определяет свой жизненный путь. Поэтому задача школы – создание благоприятных условий для воспитания нравственных качеств, устойчивой гражданской позиции, успешной социализации, что, в свою очередь, и является ядром личности будущего патриота.