Конспект индивидуального логопедического занятия (в рамках реализации индивидуального маршрута коррекции речевого развития ) на тему “Дифференциация звуков [Ж] и [Ш] в связной речи с опорой на презентацию.”


Конспект
индивидуального логопедического занятия
(в рамках реализации индивидуального маршрута коррекции речевого развития )
на тему “Дифференциация звуков [Ж] и [Ш] в связной речи с опорой на презентацию.”
Цель: учить различать на слух и правильно употреблять в речи звуки  [Ш] и [Ж].Задачи: Образовательные: - закрепить правильное произношение звуков [Ш] и [Ж] в связной речи;
Коррекционно-развивающие: 
- расширять словарь по теме “Одежда” и “Обувь”;
-Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..- развивать фонематический слух:- развивать внимание и память;
- Повторение правила правописания жи – ши.
- формировать навыки связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал (презентация). Воспитательные: - воспитывать умение слушать учителя; - воспитывать умение выполнять инструкции; Оборудование: презентация, карточка с текстом сказки ,трафарет изображения ежа, су-джок шарики, спец.оборудование пескотерапии (по Монтессори)Ход занятия
1. Организационный момент. Логопед: Здравствуй, Мадина! Как твое настроение? Выбери смайлик .Какое у тебя сегодня настроение? (30сек)
2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.(презентация)
Ребенок выполняет по заданию логопеда комплекс артикуляционных упражнений для звуков [Ш] и [Ж].(5 мин)
3. Развитие фонематического слуха.
Игра “Поймай звук”.(5 мин)
Логопед: Мадина, сейчас мы с тобой будем ловить звук [Ш]. Повтори, какой звук мы будем ловить? (ребенок повторяет).
Логопед: Молодец! Когда услышишь наш звук – хлопни! Поймай его. Слушай внимательнее.
Логопед воспроизводит звуковой ряд.(А,Б,Ш,З,М,Н,Ш,Р,Т,Ф,Ш) Молодец!
Логопед: А теперь будем ловить звук [Ж]. Повтори, какой звук мы будем ловить? (ребенок повторяет).
Логопед: Молодец!
Логопед воспроизводит звуковой ряд. (Б,Т,Ж,У,Ц,Ж,Н,Ж,Ф,Ж,Р,С,Т,Ж)
4.Минутка чистописания: Открой тетрадь, запиши число (28 апреля) и пропиши буквы Ш и Ж .(3 мин)
Логопед записывает на доске тему занятия «Шш - Жж».
5. Логопед: Сегодня у нас с тобой необычное занятие, а сказочное! Ты любишь сказки? (ребенок отвечает).
Логопед: Сейчас я тебе не просто прочитаю сказку, но и покажу ее. А ты внимательно смотри и слушай.
Логопед читает сказку и воспроизводит ее в презентации.
Ежиная фабрика
Жили – были на опушке в небольшой хижине Еж Женя и Ежиха Маша. (СЛАЙД 2)
Все животные с ними дружили, уважали их и слушались. Вежливая и душевная Маша была хорошей швеей. А радушный и бережливый Женя был хорошим сапожником.
Бывало, заглянешь к ежам на швейную фабрику, а у них там лежат чертежи, катушки, ножницы, пряжа. (СЛАЙД 3)
Шустро они работают! Маша вяжет кукушке шапку и джемпер (СЛАЙД 4), шаловливым медвежатам шьет желтые пижамки (СЛАЙД 5), жуку – крошечные штанишки и жилет с варежками (СЛАЙД 6). Рыжей кошке шьет рубашку с кружевными манжетами (СЛАЙД 7), а журавлю – пиджак и бежевые шорты (СЛАЙД 8). Осторожным мышкам и прожорливым лягушкам ежиха Маша шьет желтые юбки, жакеты и шелковые шарфы (СЛАЙД 9).
Ужам, жаворонкам, неуклюжим мишкам-лежебокам – всем помогает ежиха Маша! А еж Женя шьет животным башмаки и оранжевые сапожки, широкие кожаные ремешки и босоножки (СЛАЙД 10).
А животные в благодарность и дружбу шлют ежиной семье крыжовник, жареные пирожки, вишневое мороженое, свежие плюшки и ржаной хлебушек (СЛАЙД 11). Так и живут!
6. Беседа по содержанию сказки.(5 мин)
Логопед следит за тем, чтобы ребенок старался отвечать полными предложениями. Он помогает ему наводящими вопросами, объясняет значение “новых” для ребенка слов (обогащает словарь по теме “Одежда и обувь”). Логопед: Тебе понравилась сказка? 
-Как она называется? (Ежиная фабрика)
-Про каких главных героев наша сказка? (про ежиху и ежа)
-Как звали ежиху? (Ежиху звали Маша)
-Какая она была? (Маша была вежливая и душевная)
-Кем она была? (Она была швеей)
-Кто такая швея? (Та, кто шьет одежду)
7. Совместное чтение сказки.(5 мин)
Логопед читает текст по одному предложению, после прочтения каждого предложения ребенок самостоятельно читает. Логопед следит за артикуляцией.
8.Продолжение беседы над содержанием сказки.
-Какую одежду ты запомнила из нашей сказки? (ребенок называет)
-А как звали ежа? (Ежа звали Женя)
-Какой он был? (Женя был радушным и бережливым)
-Кем он был? (Он был сапожником)-Кто такой сапожник? (Тот, кто шьет обувь)
-Какую обувь ты запомнила из нашей сказки? (ребенок отвечает)
-Как называется место, где работают ежи? (Ежиная фабрика)
-Что там по сказке мы увидели внутри? (ребенок перечисляет)
-Ты запомнила, каким зверям шили Женя и Маша?
-Что они им шили?
-А как животные благодарили своих помощников?
Логопед: Молодец, Мадина!
А теперь давай немного отдохнем (физминутка ежик)(2 мин)
9. Пересказ сказки с опорой на презентацию. Логопед: А теперь попробуй сама рассказать мне сказку. Нажимай на картинки и рассказывай. Чтобы ты не запуталась – кружочки с одеждой пронумерованы. Ты же умеешь считать ?(5 мин)
Логопед: Молодец!Ребенок сам пробует пересказать сказку.
Логопед при необходимости оказывает помощь. 
10. Мадина, а скажи как ты думаешь, у ежат Маши и Жени есть мама?(Да)
Давай её найдем, посмотрим ,где она может быть? (пескотерапия)
Рисование песком мамы-ежихи на специальном оборудовании.
11.Мадина, посмотри к нам прибежали еще маленькие ежики. Они хотят нам помочь выполнить задание ,которое нам приготовили ежиха Маша и ёж Женя и прежде, чем начать его выполнять надо наши пальчики приготовить к работе, а помогут нам в этом маленькие ежики,и мы с помощью их разомнем наши пальчики(су-джок терапия).
Ёжик Женя и ежиха Маша любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] каждый в свой столбик. Давай поиграем вместе с ними и поможем сделать им правильный выбор. Положи тетрадь правильно и приготовься слушать.
Я буду называть слова, а ты будешь их записывать к Маше или к Жене.(запись в тетрадь, заранее разделена на 2 столбика : Маша и Женя)Прежде чем начать писать давай повторим орфографическое правило : Жи -ши пишу с буквой «и».
Слова: Лыжи , шина , шиповник , жираф , машина , пружина , живот , ширма , жилет , кувшин , пушинка , жизнь .
12.Итог:
Логопед: Мадина, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие?
-Что нового ты узнала?
-Ты молодец! Очень хорошо занималась!
1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.
2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.
3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч.
5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Вышеперечисленные упражнения можно сопровождать речью в виде стихотворных текстов, потешек и т.д.
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром! » - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.