Программа военно-патриотического воспитания в школе


1. Актуальные проблемы патриотического воспитания
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии. В Конституции записано:«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ, практическая учёба на ежегодных полевых сборах, экскурсии в воинские части, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта. Кроме того, следует обратить внимание и на физическое развитие обучающихся, так как значительная часть молодых людей, призванных на военную службу, не справляется с физическими нагрузками первых месяцев военной службы. Это является следствием не только проблем с состоянием здоровья, но и недостаточным уровнем физического развития допризывников. С этой целью в образовательных учреждениях увеличено количество часов на занятия объёмы физической нагрузки на занятиях физической культурой, проводится работа по вовлечению обучающихся к участию в массовых спортивных мероприятиях. С целью популяризации здорового образа жизни, повышения эффективности допризывной спортивной подготовки в Кольском районе функционирует детско-юношеская спортивная школа.
Однако МОУ Урагубская СОШ расположена в 50 км от районного центра. На территории села нет организаций, напрямую занимающихся данным направлением. Поэтому работа по военно – патриотическому воспитанию, физическому развитию обучающихся ОУ ведётся не в системе. Кроме того, в школе отсутствует полноценный спортивный зал. Уроки проходят в приспособленном помещении.
Выявленные проблемы требуют определённой системы по созданию условий для патриотического воспитания обучающихся.
2. Основные положения Программы
Программа патриотического воспитания обучающихся МОУ Урагубской СОШ разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», приказом Министерства образования и наукиМурманской области от 20.03.2013 № 556 «Об утверждении Комплекса мер, направленных на совершенствование работы по патриотическому воспитанию и физическому развитию обучающихся, воспитанников, студентов образовательных учреждений Мурманской области, на 2013 – 2015 годы», Постановления администрации Кольского района от 12.10.2012 № 1289 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Кольского района" на 2013- 2015 годы» и в целях повышения эффективности работы по патриотическому воспитанию, физическому развитию обучающихся МОУ Урагубской СОШ.
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Оно строится на принципах:
открытости для творческого использования педагогами школы;
субъектной позиции учащихся;
интеграции усилий всех заинтересованных организаций и учреждений с. Ура – Губа.
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся и коллектив педагогов. При разработке программы учитывался опыт деятельности школы, современная образовательная и социальная тенденция.
3. Цель и задачи Программы
Цель программы - формирование личности гражданина - патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;
снижение уровня правонарушений  и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;
разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма учащихся;
реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.
4. Основные направления реализации Программы
1.     Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе.
2.      Совершенствование деятельности администрации школы и педагогов в патриотическом воспитании школьников.
3.       Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания школьников.
4.       Координация деятельности всех учреждений села в интересах патриотического воспитания школьников. 
5. Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 2012 -2013 учебный год.
Цель: подготовка условий для создания системы гражданско-патриотического воспитания, физического развития обучающихся МОУ Урагубской СОШ.
Задачи:
1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.     Разработать и утвердить Программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации Программы.
4.     Подготовка проектно – сметной документации для реконструкции спортивного зала.
5. Работа по получению разрешения на установку спортивной площадки.
II этап: практический – 2013-2015 учебные годы (Приложение № 1).
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию физическому развитию обучающихся МОУ урагубской СОШ.
Задачи:
1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3.     Развивать ученическое самоуправление.
4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7.     Проводить мониторинг реализации программы.
8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – IV квартал 2015 года.
Цель: анализ итогов реализации Программы.
Задачи:
1.     Обобщить результаты работы школы по данному направлению.
2.     Провести коррекцию затруднений в реализации Программы.
3.     Спланировать работу на следующий период.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
 Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
-       умение принимать и защищать свои решения;
-       готовность к участию в общественных делах;
-       готовность к образованию и смаообразованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
-       патриотизм и любовь к Родине;
-       права и свободы человека и гражданина;
-       символика Российской Федерации;
-       национальное самосознание;
-       уважение чести и достоинства других граждан;
-       гражданственность.
Количественные параметры:
1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3.     Отсутствие детей с девиантным поведением;
4.     Деятельность ОЮПП;
5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
6.     Проведение мероприятий.
7.  Ожидаемые результаты Программы
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
-       создание системы патриотического воспитания;
-       обогащение содержания патриотического воспитания;
-       вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, организаций дополнительного образования села.
2. В образе выпускника:
-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;
-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Приложение № 1
Мероприятия
по реализации программы патриотического воспитания в МОУ Урагубской СОШ на 2013 - 2115 гг.
№ п.п. Название мероприятия Срок исполнения Ответственные
I этап (проектный)
1 Изучение и создание нормативно – правовой базы. II квартал
2013 г. Администрация, педагог – организатор ОБЖ, учитель физ – ры
2 Анализ материально-технических, педагогических условия реализации Программы. II квартал
2013 г. Администрация ОУ
3 Разработка и утверждение Программу по патриотическому воспитанию. II квартал
2013 г. Заместитель директора по УВР
4 Подготовка проектно – сметной документации для реконструкции спортивного зала. IV квартал
2013 г. Администрация ОУ
5 Работа по получению разрешения на установку спортивной площадки. IV квартал
2013 г. Администрация ОУ
II этап (практический)
Разработка мероприятий,
направленных на патриотическое воспитание в урочное время
1 Проведение уроков, классных часов по военно-патриотическому направлению. ежегодно Заместитель директора по УВР учителя-предметники
2 Проведение тематических уроков. ежегодно Учителя-предметники
3 Проведение интегрированных уроков по патриотической тематике. ежегодно Заместитель директора по УВР
4 Проведение семинаров-практикумов на тему «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы» ежегодно Заместитель директора по УВР
педагог – организатор ОБЖ
учителя-предметники
2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у обучающихся ОУ
2.1. Проведение классных и общешкольных мероприятий
1 Проведение месячников, соревнований военно-патриотической и спортивно-массовой направленности. ежегодно Заместитель директора по УВР
педагог – организатор ОБЖ
учитель физкультуры
2 Проведение бесед и экскурсий. ежегодно Заместитель директора по УВР
классные руководители
3 Проведение встреч учащихся школы с выпускниками - военнослужащими. ежегодно Заместитель директора по УВР
классные руководители
педагог – организатор ОБЖ
4 Сбор материала о земляках, участниках боевых действий и создание выставочных экспозиций: «Герои – земляки», «Труженики тыла» и др. ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
5 Проведение операции "Забота":
оказание помощи пенсионерам;
поздравление ветеранов Великой Отечественной Войны и труда;
поздравление пенсионеров с "Днем пожилого человека" ежегодно
Заместитель директора по УВР
педагог – организатор ОБЖ
классные руководители
6 Проведение тематических классных часов и праздничных мероприятий:
- Годовщина вывода советских войск из Афганистана;
- День защитника Отечества;
- Международный день освобождения узников фашистских лагерей;
- День космонавтики;
- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
- День славянской письменности и культуры;
- День России;
- День памяти и скорби;
- День молодежи;
- День Государственного флага РФ;
- День памяти жертв блокады;
- Международный день пожилых людей;
- День народного единства.
- День героев России. ежегодно Заместитель директора по УВР
классные руководители
7 Участие в акции «Бессмертный полк» ежегодно, октябрь, май Заместитель директора по УВР
педагог – организатор ОБЖ
8 Участие в муниципальных, региональных и всероссийских творческих конкурсах ежегодно Заместитель директора по УВР
классные руководители
9 Участие в муниципальных военно-патриотических и спортивных соревнованиях ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
учитель физкультуры
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность
1 Организация экскурсий для обучюащихся школы по историческим и памятным местам с. Ура – Губа, Кольского района и Мурманской области. ежегодно Заместитель директора по УВР
классные руководители
2 Проведение походов по местам боевой славы. ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
учитель физкультуры
классные руководители
3 Участие в Вахтах Памяти
ежегодно, октябрь, май Заместитель директора по УВР
4 Организация экскурсий в музей Боевой славы ЗАТО Видяево и т.п. ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
1 Участие в муниципальных и региональных спортивных соревнованиях, в военно – спортивной игре «Зарница», в соревнованиях «Школа безопасности» ежегодно Педагог – организатор ОБЖ,
учитель физкультуры
2 Проведение конкурсов "А ну-ка, парни" , «Богатыри земли Кольской». ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
учитель физкультуры
4 Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу , стрельбе , многоборью и др. ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
учитель физкультуры
5 Участие в легкоатлетическом пробеге, лыжных гонках и т.п. ежегодно Учитель физкультуры
6 Участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы. ежегодно Учитель физкультуры
7 Обеспечение организационного участия обучающихся 10-х классов в учебно-полевых сборах. ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
8 Обеспечение организационного участия обучающихся 10-х классов в Дне призывника ежегодно
Педагог – организатор ОБЖ
2.4. Краеведение
1 Встречи:
с заслуженными людьми Ура – Губы, Кольского района;
ветеранами ВОв 1941-1945 г.
вдовами погибших на войне;
воинами-интернационалистами;
блокадниками;
призывниками;
военнослужащими – выпускниками ОУ и т.п. ежегодно Заместитель директора по УВР
классные руководители
2 Проведение конкурсов, сочинений, рисунков, викторин на темы:
"Край, в котором я живу";
"Я - гражданин России";
"Есть такая профессия - Родину защищать";
«Государственная символика» и т.п. ежегодно Учителя – предметники
3 Участие в муниципальных этапах региональных конкурсов - акций:
- "Я- гражданин России",
- «Овеянный славой флаг наш и герб»,
- «Растим патриотов России» и т.п. ежегодно Заместитель директора по УВР
4 Организация показа и обсуждение фильмов о войне, о современной армии. ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
классные руководители
5 Участие в конкурсах научно-исследовательских работ патриотической направленности среди обучающихся ежегодно Учителя – предметники
6 Подготовка и проведение мероприятий в связи с годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. ежегодно,
октябрь, май Заместитель директора по УВР
педагог – организатор ОБЖ
классные руководители
7 Проведение работ по восстановлению и благоустройству воинских мемориалов и захоронений, увековечению памяти погибших защитников Отечества. ежегодно Педагог – организатор ОБЖ
классные руководители
8 Мероприятия, посвященные православным праздниками обрядам. 2013-2015 г.г. Заместитель директора по УВР классные руководители
учителя – предметники
III этап (аналитический)
1   Анализ и обобщение деятельности по данному направлению. IV квартал
2015 г. Заместитель директора по УВР
2 Коррекция затруднений в реализации Программы. IV квартал
2015 г. Заместитель директора по УВР
3 Планирование работы на следующий период. IV квартал
2015 г. Заместитель директора по УВР
Использованная литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4.