Особенности раскрытия музыкальных героических образов как средство патриотического воспитания учащихся.


Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»
ОГАОУ ДПО «Бел ИРО»
Особенности раскрытия музыкальных героических образов как средство патриотического воспитания учащихся.
Мастер класс
Выполнила: учитель музыки
Воробьева Марина Александровна
МБОУ «Яковлевская СОШ»

Алгоритм мастер-класса «Особенности раскрытия музыкальных героических образов как средство патриотического воспитания учащихся»
Презентация педагогического опыта.
Здравствуйте коллеги! Меня зовут Воробьева Марина Александровна, я учитель музыки в МБОУ «Яковлевская СОШ».
Цель: формирование условий для создания компетентности педагогов в вопросах музыкального патриотического воспитания учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС.
Задачи:
- определить эффективные формы, методы и приёмы воспитания патриотизма на уроках музыки.
- познакомить педагогов с системой работы по ознакомлению детей с музыкальными героическими образами на уроках музыки.
- актуализировать опыт участников мастер-класса, их знаний.
Форма проведения: лекция.
Участники: учителя музыки.
Оборудование: мультимедия, запись мр3.
Ход мастер - класса.
1.Актуализация
В условиях реализации ФГОС,  важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки является воспитание патриотизма, через эмоционально – чувственное восприятие. Эмоции и переживания, которые вызывают произведения музыкального, изобразительного искусства и литературы, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких важных качеств как доброта, честность, порядочность, благородство, уважение к старшим любовь. Школьный возраст, в силу открытости души, и искренности эмоциональных переживаний наиболее важен для формирования патриотических чувств.
Урок музыки – самый благодатный, урок для разговора о духовной красоте, гармонии, добре и нравственности. Музыка воздействует на наши чувства напрямую, без всяких слов, перевода, пояснений. Но музыка не может прямо «поселить» нравственность и патриотизм в душу ребёнка, она лишь может разбудить его чувства, сделать их глубже, тоньше, добрее. Задача учителя помочь детям понимать язык музыки, научиться слушать её, размышлять о ней.
В программе по музыке под руководством авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С, Шмагиной (по которой я работаю), особое внимание уделяется знакомству с этнической культурой и историей русского народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. На уроках музыки дети знакомятся с произведениями отечественных композиторов, поэтов, художников, отражающих различные исторические события родного Отечества. Большое значение придается историческому наследию.
2.Представление системы учебного процесса.
     Работая со школьниками,  я использую прием образно- ассоциативного мышления при слушании музыки, рассматривания картин, прочтения литературных произведений и оценке этих произведений, высказывания собственного отношения к ним. Большое внимание обращается на постановку вопроса, направленного на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль вызывает их эмоциональный отклик побуждает их к оценочному суждению.
Урок направленный на развитие патриотических чувств учащихся включает в себя различные виды музыкальной деятельности. Основными являются: беседа, прослушивание музыки, размышление о ней, пение. Творческое начало проявляется в изобразительной деятельности на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, спектаклям; в «написании» небольших литературных сочинений о музыкальном герое, музыкальных инструментах, тех или иных событиях. Исполнительская деятельность проявляется в: хоровом и ансамблевом пении, игре на музыкальных инструментах, инсценировании песен, сюжетов былин.
Исторические оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Хованщина» М.П. Мусоргского, о стрелецком бунте, Борис Годунов», кантата «Александр Невский» - всё это история нашей Родины, рассказанная языком музыки. Но это не просто исторические факты, а отношение композитора к ним с точки зрения чувства и эмоционального переживания. Всё это благодатная почва для духовно-нравственного, патриотического воспитания.
При знакомстве с героическими образами в русских операх активно используются образно-художественные формы воздействия.
Например: Музыкальный отрывок или небольшой (но очень яркий) фрагмент оперы могут использоваться, как форма патриотического воспитания. Это возможно при условии, что учитель подготовит методическое сопровождение материала: обозначить задачи, вопросы для диалога (до просмотра, прослушивания), алгоритм обсуждения (после просмотра, прослушивания), форму рефлексии в конце взаимодействия. Для рефлексии в данном случае лучше использовать методику недописанного предложения: «Этот фрагмент оперы заставил меня задуматься о том, что наши предки…», «поступок главное героя вызывает во мне чувства… и т.д.). 3. Имитационная игра.
       Одним из ярчайших примеров патриотического воспитания является опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». На уроке я рассказываю об истории создания оперы, об исторических событиях 1612 года, борьбе русских ополченцев во главе Минина и Пожарского и о подвиге крестьянина – Ивана Сусанина.
       На уроке с ребятами мы слушаем последний  ответ Ивана Сусанина полякам:
« Велик и свят наш, край родной. Встает земля на подвиг свой…» я предлагаю учащимся сравнить этот музыкальный ответ врагам Сусанина из оперы М.И.Глинки с поэтическим ответом Сусанина из стихотворения К.Рылеева.
         Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
         И радостно гибнет за правое дело.
         Предателя, мнили, во мне вы нашли:
         Их нет и не будет на Русской земле!
         В ней каждый отчизну с младенчества любит
         И душу изменой свою не погубит.
Дети отмечают, что в обоих ответах Ивана Сусанина лежит одна идея – любовь к родной земле, к Отчизне. Но когда звучит музыка, дети отмечают, что  испытывают гордость, силу, уверенность.
Знакомство с арией Сусанина «Ты взойдешь моя заря…» начинаю с разучивания главной мелодии. Важно, чтобы они прочувствовали характер исполняемого произведения. Это  создаст атмосферу для вдумчивого вслушивания в музыку. После прослушивания арии, учащиеся отвечают на вопрос: « Как композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения Родины?». Школьники отмечают мужественную сдержанность музыки, её суровые и в то же время скорбные краски, выразительность звучания низкого мужского голоса (баса), исполняющего арию.
Образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, встающего на защиту своей Родины  раскрыт в работе  В.В.Верещагина «Не замай! Дай подойти.» Предлагаю учащимся рассмотреть картину, рассказать что на ней изображено?- Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан.
        Сравните образ крестьянина на картине  В.Верещагина  с образом Ивана Сусанина? Учащиеся и в живописи и в музыке выделяют великий национальный дух, мужество и самоотверженность русского народа, вступившего на нелегкий путь борьбы с врагом.       
Таким образом, система работы на уроках музыки направленная на воспитание патриотизма через раскрытие музыкальных образов решает следующие задачи:
- через оценку музыкального, художественного и литературного произведений учащимися мы узнаем об отношении к произведению.
- воспитывает любовь к родному, краю, чувство гордости за подвиг своих предков, дает представление о нелегкой истории нашей Родины и величии нашей страны.
- прививает верность и преданность Родине.
Совместная деятельность детей на уроке прослушивание музыки, исполнение песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами, игра создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
       Воспитание   патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь  идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Этот процесс длительный по времени и сложный по содержанию.
4 Моделирование.
Я бы хотела вам предложить на примере кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, ч 4 «Вставайте, люди русские» построить модель анализа музыкального произведения и сформировать у учащихся патриотическое восприятие музыкального отрывка.
5 Рефлексия.
Спасибо за внимание уважаемые коллеги. Но прежде, чем мы попрощаемся с вами, мне бы хотелось, что бы вы сделали небольшой вывод. Закончите, пожалуйста, фразу:
- Я считаю, что лекция была (не была) полезна для меня потому, что…
Хорошо, спасибо коллеги за внимание - наш мастер-класс окончен!
Список литературы
Критская Е.Д. Музыка 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-56с.
Сергеева Г.П. Музыка 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.-12с.
URL:http://ped-kopilka.ru/blogs/rumyanceva-tatyana/statja-na-pedagogicheskuyu-tematiku-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-na-urokah-muzyki.htm (дата обращения 7.12.2015.)