Конспект разработки литературной игры Умники и умницы по прозе А.С.Пушкина (7, 8 кл.)


Автор - составитель:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №4 п. КарымскоеЗабайкальского края:
Ардашова Татьяна Юльевна

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (по прозе А.С. Пушкина)
Участники игры: в игре принимают участие учащиеся 7 - 8 классов.
Цель: создание условий для повышения интеллектуального уровня, эффективного общения, развития творческих способностей.
Задачи:
расширить знания учащихся в рамках изучения творчества А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»);
способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли, создавать условия для развития умения организовать свою деятельность, развивать эрудицию;
воспитывать такие нравственные качества личности как трудолюбие, упорство в достижении цели, любовь к произведениям классической литературы; формировать у учащихся самостоятельность.
Межпредметные связи:  «Филология (Русский язык)», «Искусство (изобразительное искусство)».
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведениям (для оформления кабинета). Красная дорожка - 2 квадрата, желтая – 3 квадрата, зелёная – 4 квадрата, ордена умников.
Раздаточные материалы: карточки с заданиями
Жюри: высшие судьи (ареопаг) формируется из учителей или старшеклассников.
Задачи ареопага:
указывать на первого отвечающего в отборочном туре,
оценивать ответ агониста в спорной ситуации и оповещать о принятом решении,
указывать на первого отвечающего теоретика в агоне,
принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.
Ход игры:
1. Вступительное слово ведущего:
- Добрый день, уважаемые зрители, участники и болельщики! Я рада приветствовать всех присутствующих на очередной игре «Умники и умницы!» Все вопросы игры посвящены содержанию прозаических произведений А.С. Пушкина. Игра будет состоять из отборочных туров, по результатам которого отбираются агонисты – ими станут те, кто первыми ответят на вопросы, и четырех агонов. Агонисты будут соревноваться друг с другом, если кто-то из агонистов не смогут ответить, отвечают теоретики и получают за правильный ответ «орден умника». Перед участниками будет три дорожки: красная, желтая, зеленая: красная дорожка самая короткая, но на ней нельзя ошибаться. Нужно правильно ответить на два вопроса. Желтая дорожка позволит вам сделать одну ошибку. Будет задано 3 вопроса. На зеленой дорожке можно допустить две ошибки. Задано будет 4 вопроса.
Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. По результатам первых трех агонов определятся участники финала игры. Перед началом каждого агона будут разыграны дорожки. 
2. Первый агон.
2.1. Отборочный тур:
1. «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная с светлыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Назовите произведение и имя героини. («Капитанская дочка», Мария Миронова).
2. Назовите имя жены коменданта Белгородской крепости (Василиса Егоровна).
3. Как звали младшего Дубровского?
2.2. Выбор дорожки. Выразительно прочитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Задания на карточках (чтение с листа). Ареопаг определяет место: первое место - право первым выбрать дорожку, второй – вторым, третий – третьим.
Что делать, - мне пищит она, -
Толпою годы пролетели.
Прошла моя, твоя весна -
Мы оба постареть успели.
Но, друг, послушай: не беда
Неверной младости утрата.
Конечно, я теперь седа,
Немножко, может быть, горбата;
Не то, что в старину была,
Не так жива, не так мила;
Зато (прибавила болтунья)
Открою тайну: я колдунья! " Злодей в глубокой тишине,
Пристав, на цыпочках ко мне
Подкрался сзади, размахнулся;
Как вихорь свистнул острый меч,
И прежде, чем я оглянулся,
Уж глава слетела с плеч –
И сверхъестественная сила
В ней жизни дух остановила. И вдруг... о страх!.. и в самом деле
Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт...

2.3. Игра на дорожках: «Капитанская дочка»
Красная дорожка Желтая дорожка Зеленая дорожка
Первый вопрос «Меня лечил полковой цирюльник». Кого называли в то время цирюльником, и почему он лечил (парикмахер, в то время цирюльники часто исполняли обязанности врача) «Это, батюшка, изволишь видеть реестр барскому добру»
Что такое реестр? (письменный перечень, опись вещей)» «Я недаром подал мошеннику челобитье».
Что такое челобитье? (челобитье- прошение, при подаче били челом (лбом)
Второй вопрос Что ответил Гринев на предложение Пугачева: «Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую в фельдмаршалы и в князья»? («Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу») Что ответила Василиса Егоровна мужу на предложение уехать вместе с Машей в Оренбург? («Машу отправим, а меня и во сне не проси: не поеду. Нечего на старости лет расставаться с тобою. Вместе жить, вместе и умирать») Что ответила Маша Гриневу на предложение: «Пусть твои родители благословят, мы обвенчаемся, а там умолим отца моего»? («Нет, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей»)
Третий вопрос - Объясните смысл пословицы: «Береги честь смолоду» Объясните смысл пословицы: «Мирская молва-морская волна »
Четвер-тый вопрос - - Как звали доверенных лиц Пугачева? (Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша) 3. Второй агон3.1. Отборочный тур:
1. Как звали маму А.С. Пушкина?
2. Какие реальные исторические события легли в основу повести «Капитанская дочка»?
3. О какой императрице идет речь в «Капитанской дочке»?
3.2. Выбор дорожки: ответ на вопрос «Какое произведение А.С. Пушкина мне нравится больше всего?» Судьи решают, кто убедительнее.
3.3. Игра на дорожках: «Дубровский»
Красная дорожка Желтая дорожка Зеленая дорожка
Первый вопрос «Наконец дворецкий провозгласил: «Кушанье поставлено». Кого называли дворецким? (старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой) С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно. Кого называли дворовыми? (крепостные слуги, живущие в помещичьей усадьбе) «Сейчас, - отвечал смотритель. – Пожалуйте подорожную». Что такое подорожная? (документ, дававший право на получение лошадей)
Второй вопрос Каковы «шутки» были у Кирилла Петровича? (Медведи) Под каким именем явился Дубровский в дом Троекурова? (Дефорж) Как объяснил Дубровский, откуда у него пистолет, которым он убил медведя? («Ношу пистолет при себе, потому что не намерен терпеть обиду, за которую не могу требовать удовлетворения»)
Третий вопрос - Расположить иллюстрации к произведению в соответствии с ходом событий Почему отец Дубровского считал, что Владимир не жених Марии Кирилловне? («Бедному дворянину лучше жениться на равной, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки»Четвер-тый вопрос - - Расставить знаки препинания: «Мальчик вышел, весело спрыгнул с крыльца и пустился бегом, не оглядываясь, через поле в Кистенёвку»
4. Третий агон4.1. Отборочный тур:
1. Назвать произведение по приведенному отрывку.
- Однажды вечером ездили мы вместе верхом; лошадь у жены что-то заупрямилась; она испугалась; отдала мне поводья и пошла пешком домой, я поехал вперед» («Выстрел»)
2. «В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова» («Барышня - крестьянка»)
3. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» («Барышня - крестьянка»)
4.2. Выбор дорожки: рассказать наизусть стихотворение А.С. Пушкина.
Судьи решают, кто артистичнее.
4.3. Игра на дорожках: «Повести Белкина»
Красная дорожка Желтая дорожка Зеленая дорожка
Первый вопрос Назовите крестьянское имя Лизы Муромской (Акулина) Как звали пса Алексея Берестова? (Сбогар) Что служило почтовой конторой для Алексея Берестова и Акулины? (дупло старого дуба)
Второй вопрос Когда и от кого мы узнаем, что произошло в церкви в ту метельную ночь? (от Бурмина в конце повести) Что случилось с Владимиром, в которого была влюблена Мария Гавриловна (рассказ «Метель» (ранен под Бородином, умер в Москве) Как Алексей Берестов узнал, что Лиза Муромская и Акулина одно лицо?
Третий вопрос Узнать персонаж по предмету, назвать повесть
- Белила - мисс Жаксон(«Метель») Узелок - Мария Гавриловна («Метель»)
Четвер-тый вопрос - - Расставить знаки препинания: «Лиза жеманилась, говорила сквозь зубы, нараспев, и только по-французски»
5. Финал
5.1. Выбор дорожки: ответить на вопрос: «Как вы понимаете, что такое долг чести?»
5.2. Игра на дорожках:
Красная дорожка Желтая дорожка Зеленая дорожка
Первый вопрос Участникам даны иллюстрации с цитатами из произведений. Задание: ответить на вопрос: правильно ли сделаны подписи? Назвать данное произведение. Если совпадения нет, то назвать произведение, откуда строчки.
Второй вопрос Что ответил Иван Игнатьевич (комендант Белгородской крепости) на предложение Пугачева: «присягай, Петру Федоровичу»? («Ты нам не государь, ты, дядюшка, вор и самозванец») Что ответила Мария Троекурова Дубровскому на фразу «Вы свободны»? («Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского») Что ответила Мария Миронова Пугачеву: «Скажи мне голубушка, за что твой муж тебя наказывает?» («Он мне не муж, Я никогда не буду его женой. Я лучше умру, если меня не избавят»)Третий вопрос - Расставить знаки препинания: «Зима, затруднявшая военные распоряжения, проходила, и наши генералы готовились к дружному содействию» Рассказать легенду Пугачева
Четвер-тый вопрос Расставить знаки препинания: «Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройный гусаром с черными усиками»
6. Награждение победителя и лучшего теоретика.