Эколого-краеведческая площадка Наш край

МБОУ средняя школа №9
городского округа г.Выкса, Нижегородской области






Программа эколого-краеведческой летней площадки «Наш край»
Автор программы: Кулагина Наталия Викторовна (учитель высшей категории)
Дни работы: 4,5,6,9,10,11,16
Часы работы: с 9-11часов
Место проведения: ауд.:25, пришкольная площадка, лесопосадка за м-он Жуковского, за которой закреплено шефство, музей им. Баташёвых, библиотека «Отчий край»
Возраст обучающихся: 12-15лет
Статус программы: исследовательская
Тип программы: авторская




Выкса
2015
Информационная карта,
реализуемая МБОУ СОШ №9 г. Выксы
программы эколого-краеведческой летней площадки « Наш край»
Полное название
Программа эколого-краеведческой летней площадки «Наш край»


Цель:


Руководитель
программы:

Организация исполнитель:
Автор программы:
Направленность
деятельности:
География программы:
География участников:
Сроки проведения:
Краткое содержание программы:








Формы летнего отдыха:







Ожидаемые результаты:
Воспитание патриотизма, экологической культуры, формирование у обучающихся экологических знаний и умений, чувства ответственного отношения к окружающей среде родного края.

Уханов Андрей Викторович – директор МБОУ СОШ №9

МБОУ СОШ №9 г. Выксы Нижегородской области; 607069 м-он Жуковского здание 6/1; тел.: 8(83177)4-27-47
Кулагина Наталия Викторовна – учитель географии (высшей кв.категории)
Эколого-краеведческая, туристическая, исследовательская и этнографическая
ауд.: №25 , пришкольная площадка; лес, прилегающий к школе; лесопосадка за м-ом Жуковского; городской парк; Межёнский пруд и р. Межёнка

Обучающиеся12-15 лет
4,5,6,9,10,11,16

Эколого-краеведческая площадка является формой организации летнего отдыха подростков. Она способствует воспитанию у детей инициативы, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности и экологических проблем родного края. На данной площадке ребята будут работать над созданием исследовательских работ по темам: «Восстановление Межёнки» «Земноводные и пресмыкающиеся Выксунского района»,
«Экология родного края» что способствует приобщению к традициям, быту и укладу жизни прошлых поколений и повышению экологических знаний.

Выявление случаев и участие в ликвидации очагов негативного воздействия человека на окружающую среду (экологические акции).
Практические занятия на местности по уходу за саженцами сосны на подшефных территориях;
Активный туристический отдых и его пропаганда через СМИ;
Проведение камеральной обработки полученных полевых исследований;
Работа с определителями растений и животных, простейшими приборами для полевых экологических исследований.
Экскурсии в монастырь, музей им. Баташёвых , городской парк и лесопосадку, на р. Межёнка с целью ознакомления с природными уголками Выксунского района

Формирование экологической культуры подростков;
Приобретение обучающимися практических экологических и природоохранных навыков;
Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды;
Формирование умений правильного поведения в природе;
Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
Активная жизненная позиция школьников;
Здоровый образ жизни.





Базовые компоненты программы
Образовательная область
Целевая установка
Возраст
Кол-во учащихся
Сроки реализации

Эколого-краеведческая
( естественная)
развивающая,
воспитывающая,
оздоравливающая
12-15 лет
15
7 дней




















1.Пояснительная записка
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская пословица
В период перехода на новые учебные планы и программы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней.
Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одним из условий формирования, экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: пропагандисткой, общественно-полезной по изучению и охране природы.
Эколого-краеведческая площадка – одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.
Работа эколого-краеведческой площадки позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильной площадки, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа эколого-краеведческой площадки при школе наиболее полно способствует так же расширенно и углублению знаний о природе; вырабатывает умение оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющих знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического образования.
Данная форма работы предназначена для воспитания экологической культуры и получения дополнительных знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках природоведения, биологии, окружающего мира, истории, географии.
Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных мастер-классов способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.
В программу работы эколого-краеведческой площадки включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний.
Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий.
С учетом интересов учащихся на площадке организуются разновозрастные группы, на занятиях которых учащиеся получат теоретические знания и практические навыки по выбранному направлению, будут проводить наблюдения в природе по индивидуальным заданиям. Каждая группа будет иметь свою программу деятельности.
Роль педагогов, воспитателей-кураторов – это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно – пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
На площадке работа будет вестись по трём направлениям:
Образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
Воспитательное;
Спортивно-оздоровительное направление.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики площадки и возрастных особенностей детей.
Спортивно-оздоровительные мероприятия включают встречи с медицинскими работниками, проведение спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки, минут здоровья.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у обучающихся обязательный минимум знаний, необходимых для проведения исследовательской работы, а именно: теоретические и практические навыки написания и оформления проектов, подготовка презентаций, разработка выступлений и непосредственно выступления.
Практическая часть предусматривает проведение экскурсий, ролевые игры, семинары, мастер-классы, разработку мини- проектов, конкурс рисунков, стенгазет, плакатов, рассказов и стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, метапредметных связей, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в уходе за саженцами сосны на подшефной территории Ризадеевского лесничества, очистка берега реки от мусора, полив деревьев в парке. Самое ценное в работе на площадке – организация учебно-исследовательской работы во время экспедиций, с учётов возрастных особенностей обучающихся.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется: это воспитание человечности, ответственного к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Данная программа реализуется шестой год в условиях летней экологической площадки . Работа проводится целенаправленно учителем географии и педагогом дополнительного образования Кулагиной Н.В. ( автором программы) в течение 13 лет.
На базе школы №9 имеется экологическое оборудование, методические материалы, пособия, компьютерные программы, что помогает проводить комплексные экологические исследования качества воды и почвы в лабораторных и полевых условиях. Делает занятия незабываемыми - эколого-туристическая направленность работы (экспедиции, пешмарши, соцопросы), такие формы работы формируют экологически грамотную личность, любящую свою малую родину.

2.Целеполагание
Цель программы: Воспитание патриотизма, экологической культуры, формирование у детей экологических знаний и умений, чувства ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Формировать основы экологической культуры учащихся;
Научить приобретению учащимся практических экологических и природоохранительных навыков;
Выполнять работы по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды;
Формировать умения правильного поведения в природе;
Выполнять простейшие экологические и краеведческие исследования на территории нашего района (микрорайона);
Учить активной жизненной позиции, креативному мышлению;
Проводить мероприятия, способствующие здоровому образу жизни.

3. Концептуальные основы деятельности.
В концептуальных основах современной школы и дополнительного образования заложены цели, задачи и принципы, которые отображают стандарты общего образования нового поколения. Они являются основополагающими в разработке программ дополнительного образования и в летний период.
Принципы деятельности:
Принцип самореализации детей в условиях летней площадки предусматривает: посильность и конкретность любой деятельности для личности каждого ребенка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижении целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня, активное участие детей во всех видах деятельности

Ожидаемые результаты
1. Формирование экологической культуры подростков;
2. Приобретение обучающимися практических экологических и природоохранных навыков;
3. Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды;
4. Формирование умений правильного поведения в природе;
Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
Активная жизненная позиция школьников;
Здоровый образ жизни.


Критерии эффективности
Актуальность и востребовательность программы, охват детей (среднего возраста в летнее время), привлечение общественности – родителей-организаторов (количественный показатель).
Организационная культура участников программы (технологический показатель).
Уровень развития личности (показатель социального развития личности)



6. Механизм реализации
Программа летней этно-экологической площадки рассчитана на 9 дней.
В ней принимают участие подростки 12-15 лет МБОУ средней общеобразовательной школы №9, а так же педагог школы.
В процессе работы дети делятся на 5 групп (по 5 человек) и работают по разным направлениям (на основе региональных программ «Моё отечество», «Моя малая родина», мегапроекта «Отечество»);
Мероприятия по уходу за саженцами сосны, посаженными в мае 2013г. силами учащихся школы;
Изучение экологического состояния горельников и р. Межонка (контрольные замеры и взятие проб воды и почвы);
Совместная краеведческая работа с центральной библиотекой «Отчий край», по сбору этнографической и топонимической информации;
Проведение эколого-краеведческих мероприятий (викторин, игр, экскурсий и т.д.);
Экологический рейды «Пластиковый пакет» и акции «Зелёный уикэнд»;
Спортивно-оздоровительная работа

В итоге весь материал будет систематизирован и отражен в отчетах и мультимедийных электронных презентациях, что позволит увидеть все этапы работы летней эколого-краеведческой площадки «Наш край».

Этапы реализации программы
7.1 Организационный этап:
Знакомство
Выявление и постановка целей развития коллектива и личности
Сплочение обучающихся
Формирование законов и условий совместной жизнедеятельности
Подготовка к дальнейшей жизнедеятельности по программе
7.2 Основной этап
Содружество детей и взрослых
Коллективная и индивидуальная исследовательская деятельность
Личностный рост воспитанников
Мониторинг жизнедеятельности коллектива, развития личности воспитанников.
7.3 Заключительный этап
1 .Психолого-социально-педагогический анализ результатов
2. Удовлетворенность жизнью на площадке определяется с помощью анкетирования по итогам экскурсий, экспедиций, пеших маршей, камеральных обработок и т. д.
8. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение не предусматривает: финансирование за счёт средств бюджета, наличие приспособленной базы школы на 20 человек, наличие спортивной базы.
2.Кадровые условия. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- директор школы, обеспечивающий реализацию программы;
- Зам. директора по воспитательной работе - координатор программы;
- начальник площадки, организация и руководство площадки
3. Методические условия предусматривают: наличие необходимой документации, программы деятельности и плана работы на поток, проведение и организацию работы на эколого-краеведческой площадки.









9.Соуправление эколого-краеведческой
площадки «Наш край»
Должность
ФИО
Функции

1. Директор


2. Зам. директора по воспитательной
работе
3. Руководитель площадки







4. Мед. Сестра

А.В. Уханов


Е.В.Шевчук


Н.В. Кулагина








Мичурина А.М.
Руководитель
программы

Координация программы


1.Создание программы
2. Организация жизнедеятельности детей, ответственность за жизнь и здоровье детей, осуществление их воспитания, проведение мероприятий, исследований, походов.
3.Организация и руководство эколого-краеведческих походов.
Контроль за состоянием физического здоровья.





Материально-техническое обеспечение
Лабораторное оборудование для экологического кабинета:
-комплект – лаборатория (6 шт.)
-индивидуальный комплект – лаборатории для учащихся (4 шт.)
Учебные пособия
-Лабораторный практикум по проведению экологических исследований для учащихся;
-Методические рекомендации по проведению экологических исследований по воде, воздуху и почве (Кулагиной Н.В.)
-Учебные пособия по туризму и краеведению;
-Методические рекомендации по проведению занятий, по разным формам занятий, по методике проведения игр, конкурсов, викторин, сбору форм занятий; по методике проведения игр, конкурсов, викторин, сбору фольклорной, этнологической, экологической информации;
-Методика паспортизации областной проектной гуманитарно-экологической деятельности в районах Нижегородской области Д. Ю. Доронин (ННГУ; ОЦРТДиМ)
-Требования к оформлению учебно-исследовательских работ областного конкурса школьных лесничеств по теме «Этнические традиционные аспекты природопользования»
-Методические указания к выполнению детских учебно-исследовательских гуманитарно-экологических работ на областных конференциях (Д. Ю. Доронин, ОЦРТДиМ)
-Методическая разработка сетевого этно-экологического проекта «Сорок ключей»
-Топографические карты Выксунского района, краеведческие таблицы.
-Учебное пособие «Школа Выживания».
Туристское снаряжение:
Палатка, костровые принадлежности, спальные мешки, компас, веревки, ремнабор, медаптечка и др.
ТСО: Магнитофон, диапроектор, экран, видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, мультимедийная установка (по возможности), компьютер.
Оборудование для занятий:
Инструкционные карты – задания, альбомы, топографические карты, цветные ручки, фломастеры.
Стенд: «Чайка-информбюро».
Особое внимание уделяется материалу, предназначенному для награждения. Среди различных наград могут быть специальные переходящие призы, в том числе и шуточные.


11. Режим работы эколого-краеведческой площадки
Время
Режимные моменты

9:00
Приход обучающихся

9:10-9:20
Физкульт10-минутка

9:20-9:30
Оргмомент «План на день»

9:30-10:30
Учебно-исследовательская и практическая деятельность бригад

10:30-11:00
Оргмомент «Подведение итогов дня»






















Мы сотрудничаем










Утверждаю:__________
Директор школы: А.В.Уханов

ПОЛОЖЕНИЕ
об органе детского самоуправления эколого-краеведческой площадке
«Наш край-2015»
Детское самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Дети сами:
- определяют проблему
- ищут пути её решения
- принимают решения
- организуются для её реализации
3. Высшим законодательным органом самоуправления является Общий сбор – выборный исполнительный орган самоуправления участников площадки. Он собирается 2 раза и действует в период работы площадки с 4.06.-16.06.2014г.
4. Общему сбору подчиняется Ребячий совет, который ежедневно подводит итоги дня, выносит благодарности, порицание, обсуждает дела на следующий день. Высшим исполнительным органом является Ребячий совет.
5.Ребячий совет имеет следующие полномочия:
- координирует деятельность органов самоуправления в отрядах;
- принимает решения о смене членов Общего сбора;
- осуществляет поощрение членов лагеря за активную деятельность;
- защищает свои права.




В отряде действуют законы:
Закон памяти-: человек, народ, забывший или не знающий свою историю, не имеет будущего. Помни о своей семье, родине, о своей истории.
Закон экологии -: природа знает лучше, все должно куда-то деваться, чистота – залог здоровья, малым рекам – чистую воду.
Закон гостя-: мир вокруг тебя появился задолго до твоего рождения. Будь гостем на этой земле, храни её тепло, природу, уважай традиции.
Закон дружеской руки -: помни, ты не один. Сумей прийти на помощь, протяни руку другу, сверстнику, старожилу.
Закон творчества -: старайся творить. Если не всё получилось сегодня, обязательно получится завтра. Мы талантливы, друзья!

Отрядная песня: « Гимн экологии».
Слова и музыка: Кулагиной Н.В.
В числе живущих на Земле, и мы
За степень доброты и зла в ответе.
И мы хотим, мы можем, мы должны
Установить порядок на планете.
Мир держится порою вокруг нас
На эгоизме, хамстве и наживе.
Фундамент будущего мы кладём сейчас,
Мы человечность утверждаем в мире.
Защита- дело каждого из нас,
Чиста Земля, прекрасен мир на веке.
И как призыв звучит ко всем сейчас:
« Земля одна, не забывайте это!»



План сетка эколого-краеведческой площадки
«Наш край-2015»
1день
Организационный. Проведение инструктажей по ТБ.
Конкурс экологического рисунка на асфальте


2день
Всемирный день экологии.
Экологическая акция: «Спасём малые реки Нижегородской области»(очистка берегов р. Межёнка от бытового мусора, взятие проб воды для исследований)

3 день
Работа с топографическими картами района, выбор маршрутов пеших, водных и велосипедных экспедиций (заочных). Обучение заполнению маршрутных, опросных и объектных листов. Камеральная обработка проб воды из р. Межёнка.


4день
Экологический десант «Экология и культура-будущее России». Экологическая викторина.
Просмотр видеофильма о Выксе.

5день
Посещение районной библиотеки «Отчий край» лекция: «Топонимы Выксунского района»
Экологическая акция «Сбережем наши леса!» (анкетирование детей и взрослых)


6 день
Посещение музея им. Баташёвых и Большой Христово- Рождественской церкви.

7день
Спартакиада: «В здоровом теле-здоровый дух»
Систематизация полученных экологическо-краеведческих данных. Защита мини-проектов и презентаций
Закрытие эколого-краеведческой площадки






МБОУ ДО
Центр туризма и краеведения


СМИ «Выкса. Ru.»
«Выксунский рабочий», «Провинциальная хроника», «Свежая газета».



Управление образования Городского округа
г. Выксы



Отдел по охране окружающей среды
Городского округа г. Выксы



Администрация
Городского округа г. Выксы


ОАО ВМЗ
эколаборатория


Жители города


Библиотеки города


Учителя естественного цикла


Музей истории завода
усадебно-промышленного комплекса
Баташевых- Шепелевых




Заголовок 215