Формирование этнографических знаний через изучение топонимов

Формирование этнографических знаний через изучение топонимов

Матвеенко Елена Юрьевна, учитель географии
МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная
школа» Ракитянского района Белгородской области

Одним из ярких проявлений культурных традиций и исторического и жизненного опыта нашего народа является формирование географических названий малой родины. Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес для географов-краеведов представляет ономастика (наука о собственных именах) и ее раздел – топонимика. Географические названия всегда исторически обусловлены. Их возникновение, развитие и отмирание связаны с ходом исторического процесса данной территории. Поэтому топонимы являются очень важными носителями информации о языке, истории и культуре наших предков. Кроме того, топонимы – своеобразная визитная карточка географического объекта, путеводитель в путешествии по окружающему миру. Географические названия, которые я изучаю со школьниками, можно отнести, в основном, к микротопонимической лексике. Это названия улиц, переулков, форм рельефа окрестностей села, популярных мест отдыха и народных гуляний. Многие топонимы являются архаизмами и историзмами, то есть несут историческую информацию об этапах жизни населения этой территории. Например, хутор Красный, Красный лес – в это место были выселены раскулаченные и не согласные с коллективизацией семьи, которые основали здесь хутор, названный позже Красным в соответствии с политической ситуацией.
Свою работу по исследованию местных географических названий мы начинали с накопления информации – составили полный перечень географических названий, в него вошел 71 топоним. Затем все топонимы мы разделили на группы: во-первых, это топонимы улиц и переулков; вторая группа – гидронимы, и названия природных объектов. Следующей задачей стало для нас выяснение происхождения этих названий. Оказалось, что с каждым топонимом связано или событие в истории села, или человек, оставившие о себе память. Самым простым было определить происхождение улиц села. Среди обозначений улиц встречаются обозначения крупных дорог и развилок (шлях, косик), переулков (Матын проулок, Макаров куток), обособившихся или отделившихся частей и улиц села (Деревушка, Березник) и хутор (Красный). Улица Харьков – на этой улице есть необычное место, здесь собирались люди в праздники водить танки, петь песни – «Широкая улица», образно еще это место называли Харьковом, по названию города, в который селяне ездили за покупками. Говорили: «Собираемся на «Харьков»», отсюда и пошло название улицы. Улица Горянка – существуют две версии происхождения названия: улица расположена «на горе», под ней раскинулась долина реки Пены. По второй версии в начале прошлого века улицу занимали дома, крытые соломой, и когда загорелась одна хата, от нее огонь перекинулся на соседние дома и выгорела практически вся улица. Улица Голодаевка – до 30-х годов XX века этой улицы не было, после раскулачивания сюда, за околицу села, на «загоны», «сослали» целые семьи. Эти семьи жили плохо, голодали, так как у них отобрали все: лошадей, коров, овец, даже курей и теплые вещи. По легенде, рассказанной старожилами, в особо страшный голод здесь были зафиксированы случаи каннибализма. Улица Березник получила свое название от берез, которые были посажены взамен вырубленных садов в послевоенное время, когда каждую яблоню обложили налогом и селяне были вынуждены вырубить гордость нашего села - лучшие на Белгородской земле сады.
Некоторые названия связаны с хозяйственной деятельностью человека:
Конищево – место за Березником, где берега реки Пена низкие и пологие и удобно поить лошадей. Коровий Лог (лог – по-местному балка) – место, где раньше пасли колхозное стадо. Сапог – место в пойме реки Пена с узким входом, напоминающим сапог, куда загоняли стадо пастухи, чтобы оно не разбегалось. Некоторые названия связаны с конкретными историческими событиями: Прогон – это место, через которое гнали скот во время Великой Отечественной войны в тыл. Гидра – место в пойме реки, где когда-то стояла мельница, а потом гидроэлектростанция, снабжавшая электричеством три села.
Другие топонимы связаны с растительным составом этого места: Олёх, болото Моховое. В некоторых названиях отражены диалектные слова: Грызя – болото, лощина на лугу, где всегда грязно. Косик – место на Березнике, где сходятся три дороги, место для игр ребятни. Часть названий связана с конкретными людьми: Ганин лог, Юлисова лощина, болото Бочаровка, Медведева лощина, Кирилова вершина, Васюхин проулок. Этих людей давно нет в живых, но старожилы их помнят и с уверенностью рассказывают, почему их увековечила людская память. Географические названия содержат также описание положительных и отрицательных форм рельефа (лог, лощина, яма, вершина, багно).
Список гидронимов составил 21 название. Большинство из них соотносятся с характером течения реки или ручьев в этом месте, качеству воды (Бегучий ручей, Гремучий ручей, Пенка, Яма, Пересып, Перебойное), характером растительности на берегах (Березовый ручей), с расположенными на другом берегу селами (Богатинский ров – с. Богатое, Хохляцкий ров – с. Венгеровка с ярко выраженным украинским диалектом), деятельностью человека (Гидра, Плотина, Левада).
В большинстве географических названий отразилась историческая и культурная среда, обусловившая образ жизни крестьян, их миропонимание, их говор. Огромным полем для исследований являются антропонимы – собственные имена и прозвища людей. И этими исследованиями должны заниматься не только филологи, но и учителя-историки, географы. Топонимы - это яркий краеведческий материал, живой и актуальный, развивающий эмоциональное отношение учащихся к окружающему миру, творческий подход к изучению родного края, воспитывающий патриотизм и прививающий навыки поисково-исследовательской деятельности. Этнокультурная составляющая географии стала приоритетной в современной науке, и я считаю, что изучение национальной культуры народов нашей страны логичнее начинать с изучения культуры своей местности, в том числе и через изучение географических названий. Несмотря на недостаточную изученность топонимов, данный материал призван реализовать исторический подход в образовании и вполне может быть использован на уроках географии своей области, краеведения, занятиях кружков естественного направления.

15