Конспект классного часа по окружающему миру Зимующие птицы 4 класс


Муниципальное бюджетное учреждение
Основная общеобразовательная школа п. СиндаКлассный час
«Зимующие птицы»
Выполнила
учитель начальных классов
Беркут Татьяна Витальевна
П.Синда 2016г.
Классный час по теме:
«Зимующие птицы»

Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.
Межпредметные задачи: способствовать формированию универсальных учебных действий:
Регулятивных – умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность;
Познавательных:
- познакомить учащихся с различными зимующими птицами и их отличительных признаками;
- формировать умение различать птиц по внешнему виду;
Коммуникативных – умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.
Личностные УУД: работать с текстами, учить проявлять заботу о пернатых друзьях.
Оборудование: презентация, картинки с изображением птиц, разрезные картинки с изображение птиц, карточки с индивидуальными заданиями для детей, запись голосов птиц, снежинки белого и синего цвета.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Учитель читает стихотворение С.Есенина 
– Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна,Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные “цветы”. Как вы думаете, что это за “цветы”? (Это птицы зимнего леса)
2. Значение птиц в природе.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.)– Много ли птиц можно увидеть зимой?
– Что является причиной их малочисленности?
– Почему они улетели в тёплые страны?
Учитель:
Чудесные создания.Они летают и поют, землю свято берегут.Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете?Что случится, что случится,Если птицы пропадут?
1 ученик:
Букашки, жучки, червячкиНа деревья нападутИ съедят кору, листочки,Обглодают ветки, почки.Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!
2 ученик:
И не будет щебетанья,Дивных трелей соловья,И сороки стрекотанья,Чик-чирика воробья.Скучно будет, знают дети,Жить без птиц на белом свете!
3. Многообразие зимующих птиц.
– Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. –
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Синица, ворона, голубь, снегирь и воробей
Ну-ка, ребята, вспомни скорей
Как называются птицы все эти! (зимующие)
15 января мы отмечаем день зимующих птиц России.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие и поближе познакомиться с зимующими птицами. Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.
Игра “Узнай птицу” (по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и дети могут услышать голос этой птицы).
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. 

Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. 

Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. 

Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
 
Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. 

Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель дополняет их знания:
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холода.
Сорока  ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.
Физкультминутка.
Мы выходим на крыльцо,
Ветер дует нам в лицо,
На дворе стоит мороз,
Мерзнут щеки, мерзнет нос.
Прилетели снегири.
И ты руками помаши.
Ножками потопай,
Ручками похлопай
Птички с ветки улетели
И мы за парты тихо сели.
Далее проводится игра “Кто прилетит в кормушку?” 
Детям предлагаются настоящая кормушка. Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.
4. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
5. Кормушки, их виды.
– Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим.  Проводится “парад кормушек”. Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она для птиц или нет.
– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Для того чтобы правильно вести наблюдение за птицами нужно знать правила наблюдения:
Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида.
Выясните, какие птицы, какой корм поедают.
Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.
6. Корма для птиц.
– А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.
Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”
Клест: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!
Ученик: Это что за чудак радуется суровой зиме?
Клест: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.
Ученик: Как же достать семена эти?
Клест: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельченными семенами ели и сосны.
Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.
Ученик: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!
Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и она зачастую спасают нас, когда снег и лед одновременно закроют доступ к другим кормам.
Большая синица: А мы большие синицы лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться и кусочком сала.
Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом.
Ученик: Зимой больше всего беспокойно за птиц – за наших пернатых друзей. Как холодно в воздухе им! Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить и тогда им будет легко пережить холода.
– Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Знакомство детей с памяткой “Главные правила при подкормке птиц”
1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!
2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.
4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!
6. Кормушку необходимо регулярно чистить!
– Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
Игра “Чей это корм?” (С завязанными глазами ребенок должен определить корм на ощупь и назвать, кто им питается.)

Покормите птиц зимой,Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна.
7. Закрепление.
Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице. 
8. Итог занятия.
- Наше путешествие подходит к концу. И прежде чем мы вернёмся, ответьте на мой вопрос: почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?
- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.
- Ребята, что мы можем сделать, чтобы помочь птицам?
- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни.
Думаю, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, а главное, я думаю, что вы усвоили, птицы – наши маленькие друзья, и мы, как старшие – должны их беречь и охранять. Закончить хочу стихами.
Сугробами засыпаныБугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Не зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона ,галка ,воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют. Чирикая:
« Спасибо вам великое!»
Рефлексия: Вы молодцы! Хорошо потрудились. А понравилось ли вам наше путешествие, мы определим по вашим снежинкам: если понравилось, то покажите белую снежинку, а если нет, то синюю. На память оставьте снежинки. Спасибо за работу!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Синда»
Классный час
«Зимующие птицы»
Выполнила учитель
начальных классов
Беркут Татьяна
Витальевна
п. Синда2016г.