Разработка урока по МХК на тему: Архитектура мусульманского Востока. Восточные традиции в архитектуре Крыма (10 класс)


Разработка урока
По учебному предмету : Мировая художественная культура (10 класс)
На тему: Архитектура мусульманского Востока. Восточные традиции в архитектуре Крыма.
специалист высшей категории
учитель Залесской ОШ Симферопольского района Мамутова Э.Ш.

2014 г.
Раздел: Восточные художественные культуры – верность заветам предков. (10 класс)
Тема: Художественные традиции мусульманского Востока .Урок №14. Архитектура мусульманского востока. Восточные традиции в архитектуре Крыма.
Цель урока: Знакомство учащихся с художественными традициями и характерными особенностями восточной архитектуры; Расширять знания учащихся о художественной культуре исламского востока, познакомить с памятниками восточной архитектуры в Крыму.
Тип урока: Углубление в тему, изучение и закрепление новых знаний.
Планируемый результат (задачи урока).
познавательная задача: дать формулировку понятиям урока (мечеть, минарет, джами, караван-сарай, муэдзин ).
коммуникативная задача: работа в группах (работа с раздаточным материалом).
регулятивная задача: развивать речь, мышление, активизировать самостоятельность в работе с материалом предмета.
личностная задача: воспитывать уважительное отношение к традициям, обрядам, национальной культуре других народов. Прививать интерес к архитектурным сооружениям и памятникам истории.
Оборудование:
компьютер
мультимедийная презентация
видео ролик по уроку
музыкальное оформление
индивидуальный раздаточный материал
Эпиграф. Серебряным деревьям, минаретам, Как часовым, доверен сонный рай; Среди кустов таинственным приветом Плеснет фонтан во мраке невзначай. Природа дышит сладостным покоем. Над сонной тишью легкокрылым роем Витают древние мечты и сны.
Леся Украинка “Бахчисарай”.
1891, пер. П.Карабана
План урока
Организационный момент.
Повторение пройденного материала ( кроссворд по терминам прошлого урока, работа с карточками).
Изучение нового материала.
Традиции и особенности восточной архитектуры (слово учителя).
4. Релаксация .Физ.минутка (имитация восточных движений под музыку).
Проверка творческого задания (сообщение учащихся по теме урока).
1)Архитектура Ханского Дворца в Бахчисарае.
2) Дворцово-парковый ансамбль “Дюльбер” в Мисхоре (Кореиз).
3)Южная часть Воронцовского Дворца.
5.Закрепление пройденного материала (работа в группах с раздаточным материалом).
6.Рефлексия (игра- “Микрофон”).
7.Домашнее творческое задание (литература востока – восточная поэзия и сказки (исследовательская работа – подготовить сообщение)).
8.Выводы . Итог
Ход урока
Организационный момент.
На фоне восточной музыки .Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.
Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах ,в культуре и архитектуре.
Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.
Работа по электронной презентации.
1-й слайд – объявляется тема урока:
«Архитектура мусульманского Востока. Восточные традиции в архитектуре Крыма.»Но прежде, чем мы будем говорить об архитектуре мусульманского востока, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке. Пройдёмся по терминам прошлого урока (работа с карточками).
2. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
Священная книга мусульман(коран).
Место поломничества мусульман (мекка).
В храме – купол, а в мечети -… (джамал).
Священный день на востоке (пятница).
Самая молодая религия мира (ислам).
Архитектурные сооружения на востоке для правителей и святых (мавзолей).
Термины выставляются в произвольном порядке учителем , номеруются. Вначале ответ показывают учащиеся (карточки с номером выбранного слова) и сверяются с ответом преподавателя . 3.Изучение нового материала.
Слово учителя : Сегодня мы с вами будем говорить о традициях и особенностях восточной (исламской) архитектуры.
 В 17 в. на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом.
  Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение».
Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, объявивший себя в 610 году пророком единого и всемогущего бога Аллаха.
Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура.
Архитектура ислама унаследовала многие  достижения древнейших цивилизаций:
- из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;
- из Египта - колонные залы;
-из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.
Здесь были разработаны новые типы зданий: (показ слайдов)
мечети (место для совершения земных поклонов)
минареты (башни) медресе (духовные школы)  
медресе (духовные школы – семинарии)
мавзолеи (погребальные усыпальницы)
дворцы и караван-сараи (постоялые дворы)
крытые рынки
Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной.
Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, был полностью подчинен потребностям нового религиозного мировоззрения.
Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны.
На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов.
Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.
Медрессе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.
Таковы особенности мусульманской архитектуры. Эти же традиции востока сохраняются во многих архитектурных исторических памятниках Крыма. Например:
1. Мечеть Джума-Джами была заложена в Гезлёве в 1552 году при хане Девлете I Герае. Композиция храма построена по принципу «нарастающих объёмов». Образцом для этой и других мечетей Ходжи Синана мог послужить известный собор Св. Софии в Константинополе. Несущие части собора сложены из известняка, но основной материал, использованный при строительстве, — камень-ракушечник. Мечеть — центральное купольное здание, в плане приближающееся к квадрату, с запада и с востока к которому пристроены два минарета. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые плоскими куполами по три в ряд. Центральный зал, высотой около 22 метров, перекрыт мощным куполом с 16 окнами.
2. Mечеть Кебир-Джами в Симферополе - главный духовный центр мусульман Крыма и памятник архитектуры времен Крымского ханства. Это самое старое здание города, давшее ему первое название Ак-Мечеть ("белая мечеть"). Название "Кебир-Джами" означает "соборная". Мечеть построена в 1508 г. Менгли Гирей ханом, впоследствии неоднократно перестраивалась. Нынешний облик в формах турецкой культовой архитектуры она обрела в результате реконструкции 1907 г. В нач. 1990-х гг. ее пришлось восстанавливать практически из руин. Недавно закончена реставрация интерьеров: орнаментов, арабской росписи и мехраб.Сейчас здесь расположен крымский муфтият.
3. Мечеть Коккоз-Джами или, как ее еще называют Юсуповская мечеть, расположена в селе Коккоз (Соколиное), откуда и пошло ее название. На средства Феликса Юсупова была построена эта мечеть в 1910 году. В плане здание Коккоз-Джами было прямоугольной формы и имеет базиликатный тип. Стены мечети красиво украшают надписи на арабском языке. Кроме того, особым украшением являются двухярусные стрельчатые окна. Черепичная кровля красиво покрывает мечеть, а рядом с основным зданием расположился минарет.Довольно хорошее состояние сохранила Юсуповская мечеть и до сегодня. В советские времена ее не трогали благодаря тому, что в ней располагался клуб, а вот минарет уберег сам Аллах, ведь тогда это было чудо, что он уцелел. Кроме того, недавно мечеть еще и отреставрировали.
4.Релаксация .Физ.минутка (имитация восточных движений под музыку).
А теперь дадим слово вашим одноклассникам, они подготовили сообщения об архитектурных памятниках Крыма в восточных традициях.
Проверка творческого задания (сообщение учащихся по теме урока).
Сообщение 1 учащегося.
Архитектура Ханского Дворца в Бахчисарае.
Ханский Дворец - целый город в миниатюре. Это сложный комплекс построек самого разного назначения. До наших дней здесь сохранились две мечети (Большая и Малая), домик муфтия, ханское кладбище с двумя мавзолеями-дюрбе, постройки официального предназначения (в т.ч. Зал Дивана), жилые помещения для ханов, прислуги, гостей, охраны, гарем, две надвратные и одна обзорная башни, бани, кухонный двор, конюшенный корпус, шесть внутренних двориков, 14 фонтанов разного времени. В ханские времена этот список был гораздо обширнее.
Большая ханская мечеть или Хан-Джами - прямоугольное, двухъярусное здание, вытянутое с севера на юг, крытое четырехскатной черепичной крышей. Главный его фасад смотрит на речку Чурук-Су. В архитектуре этого здания заметны черты османского искусства. Тип постройки - базиличный: в плане - слегка продолговатый четырехугольник, снаружи - с запада и востока - открытые галереи с аркадами. Внутри мечети с трех сторон - хоры (балконы, поддерживаемые колоннами). С них две крутые винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью; вход в нее отдельный - с наружной крутой лестницы. Низкая распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к небу.
Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов.
Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар,художественный музей, выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров.
Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты. Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
Сообщение второго учащегося.
Дворцовый комплекс ДюльберДворец «Дюльбер» — дворцово-парковый ансамбль в Кореизе, построенный в конце XIX века для великого князя Петра Николаевича Романова. Является одной из достопримечательностей Южного берега Крыма и Большой Ялты.
Дворец строился с 1895 по 1897 год в крымском имении великого князя Петра Николаевича, дяди императора Николая II.
Он был спроектирован в восточном стиле по эскизам, сделанным самим великим князем во время путешествий в страны Ближнег Востока и Магриба. Архтектором и руководителем строительства был ялтинский городской архитектор Николай Краснов, впоследствии также автор Ливадийского и Юсуповского дворцов. Сам великий князь Александр Михайлович сравнивал дворец Дюльбер с замком «Синей Бороды». Над входом во дворец располагалось изречение из Корана с пожеланием благополучия его владельцу. Постройка была украшена серебристыми куполами и зубчатыми стенами.
Дворец Дюльбер поражает воображение и приковывает к себе внимание с первого взгляда.
Само название для слуха европейца звучит загадкой. 3амысел архитектора — резко выделить здание из окружающей местности, прекрасно воплощен в жизнь Белоснежное здание с серебристыми куполами, зубчатыми стенами, арочными окнами, синим орнаментом, цветной мозаикой кажется прекрасным видением из сказок Востока.
Во дворце более чем 100 комнат и помещений. Путем компоновки на фасадах здания различных архитектурных деталей и украшений его продолговатая форма обрела пластичность и завершенность, а сами фасады — неповторимую индивидуальность.
Много внимания уделялось декоративному убранству: оформлению входов, оконных проемов, балконов, декорированию дверных полотен. При выполнении отделочных и декоративных работ автор строго следовал сарацинскому стилю Египта и Сирии. Этот стиль очень импонировал князю, и он считал его поэтически изначальным для создания неувядаемой и чувственной красоты архитектурных творений.
Каменная ниша сохранила медальон с исторической надписью: «1897, октябрь. Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Мелица Николаевна и их дети — Великие княжны Марина Петровна, Надежда
Петровна, Великий князь Роман Петрович присутствовали при освящении дворца Дюльбер».
Над главным входом во дворец высечено арабской вязью: «Да благословит Аллах вошедшего сюда». Этими словами «Дюльбер» встречает своих гостей уже более 100 лет.
Сообщение третьего учащегося.
Южный фасад Воронцовского дворца.
Воронцовский дворец, по задумке, должен был выступать в качестве летней резиденции генерал-губернатора Новороссийского края (южная часть Украины и Крымский полуостров) графа Михаила Семеновича Воронцова (1782 – 1856). Строительство дворца продолжалось с 1828 по 1848 год.
Первый архитектурный проект — в строгом классическом стиле – принадлежал одесскому архитектору Франческо Боффо и английскому архитектору Томасу Харрисону. Проект начал воплощаться в жизнь в январе 1829 г. Согласно первоначального проекта, были проведены подготовительные работы, а также возведены фундамент и первая кладка портальной ниши центрального корпуса.
Южный фасад дворца обращен к морю и имеет выраженные черты восточного стиля. Основным элементом здесь является монументальный портал, внутри которого устроена ниша. По ее широкому фризу шести кратно повторяется изречение из Корана: “Нет бога, кроме Аллаха”. К порталу примыкает широкая лестница (1848 г.) – Львиная терраса, на боковых выступах которой установлены три пары львов (спящий, пробуждающийся и бодрствующий) из белого мрамора, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Бонанни. Южную часть дворца окаймляет регулярный парк, называемый “Нижним парком”.
5.Закрепление пройденного материала (работа в группах с раздаточным материалом). Игра «Исправь ошибки».
Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру . Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).
В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.
6.Рефлексия (игра - “Микрофон”)
«Что я узнал нового и интересного на уроке?» (ответы учащихся)
7.Домашнее творческое задание (литература востока – восточная поэзия и сказки (исследовательская работа – подготовить сообщение)).
8. Итог урока, оценивание учащихся.
Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке.
Восточная художественная культура, во всех ее проявлениях, сохраняет традиции и верность заветам предков, является сокровищницей шедевров, представляющих ценность для мировой художественной культуры и всего человечества.