Программа и КТП 2 класс (Бененсон)

Программу обеспечивают;
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. М.: Академкнига/Учебник, 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:
Информационная картина мира.
Компьютер универсальная машина по обработке информации.
Алгоритмы и исполнители.
Объекты и их свойства.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Понятие информации и работа с информацией
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода монитор, принтер).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Первичное знакомство с приемами планирования целенаправленной деятельности человека
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:
планирование деятельности человека;
управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2-м классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.

Первоначальные представления о компьютере. Практические навыки работы на компьютере
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
фундаментальные знания о компьютере,
практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:
представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
название и назначение основных устройств компьютера;
представление о двоичном кодировании информации;
представление о программном управлении компьютером;
представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Соп
·оставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, атакже на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках труда.
Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го, 3-го и 4-го классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).
Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);
Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвращаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.

2-й класс (34 ч)
Информационная картина мира (9 ч)
Понятие информации
Информация как сведения об окружающем мире.
Восприятие информации человеком с помощью органов чувств.
Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми).
Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.
Обработка информации
Обработка информации человеком.
Сопоставление текстовой и графической информации.
Обработка информации компьютером.
Черный ящик.
Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации
Шифры замены и перестановки.
Использование различных алфавитов в шифрах замены.
Принцип двоичного кодирования.
Двоичное кодирование текстовой информации.
Двоичное кодирование черно-белого изображения.

Устройство компьютера (7 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера.
Названия и назначение основных устройств компьютера.
Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Программа алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат монитора.
Адрес клетки на клетчатом поле.
Определение адреса заданной клетки.
Поиск клетки по указанному адресу.
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)

Практическая работа на компьютере осуществляется при изучении всех разделов курса. Время на нее учтено во всех разделах курса

Понятие графического интерфейса.
Запуск программы с рабочего стола, закрытие программы.
Выбор элемента меню с помощью мыши.
Использование клавиш со стрелками, цифровых клавиш и клавиши Enter.

Алгоритмы и исполнители (18ч)
Алгоритм как пошаговое описание целенаправленной деятельности.
Формальность исполнения алгоритма.
Влияние последовательности шагов на результат исполнения алгоритма.
Формальный исполнитель алгоритма, система команд исполнителя.
Создание и исполнение линейных алгоритмов для формальных исполнителей. Управление формальными исполнителями (при наличии компьютера).
Планирование деятельности человека с помощью линейных алгоритмов.
Массовость алгоритма.
Способы записи алгоритмов.
Запись алгоритмов с помощью словесных предписаний и рисунков.
Подготовка к изучению алгоритмов с ветвлениями: истинные и ложные высказывания.
Определение истинности простых высказываний, записанных повествовательными предложениями русского языка, в том числе высказываний, содержащих отрицание, конструкцию «если, ... то», слова «все», «некоторые», «ни один», «каждый".
Определение истинности высказываний, записанных в виде равенств или неравенств.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу первого года обучения (конец 2-го класса)
Учащиеся должны знать/понимать:
что такое информация;
как человек воспринимает информацию;
что компьютер является универсальной машиной, предназначенной для обработки информации;
названия и назначение основных устройств персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
что компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые определили люди, а компьютерная программа набор таких правил;
что алгоритм это последовательность шагов, направленных на достижение цели;
что информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;
правила поведения в компьютерном классе.
Уметь;
приводить примеры источников информации;
приводить примеры работы с информацией;
приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
приводить примеры полезной и бесполезной информации;
запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии оборудования);
пользоваться клавишами со стрелками, клавишей Еп1ег, вводить с клавиатуры числа (при наличии оборудования);
составлять и исполнять линейные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
с помощью учителя ставить учебные задачи и создавать линейные алгоритмы решения поставленных задач;
определять истинность простого высказывания, записанного повествовательным предложением русского языка.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора из текстов и рисунков информации, нужной для достижения поставленной цели;
планирования бытовой и учебной деятельности;
безопасной работы на компьютере;













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата
№ урока
п/п
Тема урока.

Информационная картина мира (9ч.)



Информация, источники информации.



Работа с информацией.



Отбор полезной информации.



Шифры перестановки и замены.



Двоичное кодирование текстовой информации.



Обработка информации человеком.



Чёрный ящик.



Ещё раз о том, что такое информация.



Действия с информацией.(повторение)
Контрольная работа № 1 «Действия с информацией»

УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА (7ч.)



Системная плата, процессор.



Оперативная память.





Устройство ввода и вывода информации.







Внешняя память.



Обобщение материала по теме: «Устройство компьютера».



Твои успехи. Дополнительные задания.

АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ (18ч.)



Первое знакомство с алгоритмами и исполнителями.



Составление и выполнение алгоритмов.



Последовательность действий и результат выполнения алгоритма.



Составление и выполнение алгоритмов.



Исполнитель алгоритмов Мышка – художник.



Адрес клетки.
Контрольная работа № 2 :«Устройство компьютера, исполнители»





Энтик и Мышка в одном поле.



Выполнение и составление алгоритмов.



Составление алгоритмов.



Составление алгоритмов, их запись в словесной форме.



Исполнитель алгоритмов Перемещайка.



Составление алгоритмов.



Алгоритмы Перемещайки.



Продолжение работы с истинными и ложными высказываниями.



Массовость алгоритмов.



Повторение пройденного.



Дополнительные задания.
Контрольная работа № 3: «Алгоритмы и исполнители»



Твои успехи.



15