Технологическая карта урока ОРКСЭ Семейные ценности в разных религиозных культурах


Тема:   Семья и семейные ценности в разных религиозных культурах
Цель  урока: формирование  у  учащихся  ценностного  отношения  к семье  и семейным ценностям.
Задачи урока:
сравнить семейные ценности в разных религиях
воспитывать толерантное отношение к людям разных религий
создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в жизни каждого из них.
Ожидаемые результаты урока:
- использовать ключевые  понятия  урока в собственной устной и письменной речи;
- понимать  необходимость  осознанного  отношения  к семейным ценностям;
- усовершенствуют  умения  в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответа  на  учебные  вопросы  разных  типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Формы работы: фронтальная, групповая формы, взаимообъяснение.
Приёмы, методы : беседа, проблемный диалог, поиск , рефлексия.
Оборудование:
презентация, раздаточный материал, проектор, ноутбук
Технологическая карта урока
Этапы урока УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1Организационный
момент
2. Актуализация знаний Волевая саморегуляцияИзвлекают информацию, строят речевое высказывание.
Включение в деловой ритм.
Выявляет уровень знаний.
Предлагает посмотреть на экран (семьи в разных религиях) (Слайд1)
-Что вы видите на экране?
Определите религию каждой семьи.
Что объединяет эти иллюстрации?
Сформулируйте тему урока.
-Вспомните, какое определение мы давали термину «семья», заполните пропуски в карточке №1
-Проверьте свою работу Приветствуют учителя
Рассматривают семьи в разных религиях.
Формулируют тему.
Индивидуальная работа по карточкам
( вставляют ключевые слова в определение термина «семья»)
Проверяют работу ,соотносят с определением на экране. (Слайд2)
Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
3. Постановка учебнойзадачи. . Постановка проблемы
Формулируют , сохраняют цели и задачи учебной деятельности:
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
Обобщает знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию.
-Действительно, сегодня наш разговор пойдет о семье.
Но о семье мы уже вели с вами разговор. Мы видим семьи разных религий.
Какова цель нашего урока? Какие задачи сегодня будем решать?
Где мы сможем применить полученные знания? Высказывают свои предположения.
Формулируют задачи урока.
Соотносят ответ с экраном . (Слайд3)
4. Выход из затруднения. Договариваются о правилах общения и поведения
Извлекают информацию из текста для выполнения учебной задачи.
Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Организует учащихся кисследованию проблемной ситуации.
1)-Как вы думаете, если вы придёте в незнакомую семью и проведете в ней некоторое время, можно определить какую религию исповедуют члены семьи? Чем одна семья будет похожа на другую?
2)Читает китайскую притчу «Ладная семья» (до слов «Три слова были написаны на бумаге …»
3)- Прочтите в группах тексты о семьях в разных религиях, заполните таблицы
1 группа- Семья в исламе
2 группа - Семья в православии
3 группа - Семья в иудаизме
4 группа - Семья в буддизме
Определите, на каких ценностях основаны семьи в различных религиях 1) Высказывают предположения.
- Семьи различаются своим, укладом, обычаями, традициями.
2)Слушают притчу
Записывают свои предположения,
- какие три важных слова написал глава семьи
3)Работают в группах. Находят информацию о ценностях семейной жизни, которые проповедуют традиционные религии России. Заполняют таблицу
Готовят выступление на основе прочитанного, какие семейные ценности в каждой из религий отмечены в тексте.
Один обучающийся от каждой группы выступает
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Делают выводы на основе анализа объектов
Излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения
Сопоставляют разные точки зрения Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. 
-Проверьте совпадают ли ваши таблицы с той, что на экране?
- Итак, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Как вы считаете, почему? Соотносят свою работу с образцом. (Слайд4Делают выводы.)-Семья для всех самое дорогое.
6. Рефлексия деятельности (итог урока). высказывать простые, общие для всех людей правила.
Осуществляют синтез, составляют целое из частей Организует рефлексию.  
1)-Где можно найти ответ, как строить семейные отношения?
2)Предлагает восстановить пословицы
-На экране несколько пословиц ,вам нужно восстановить эти пословицы, соединив начало с соответствующим окончанием
-Детей любить … - у ног матери
Без совета стариков… -тоже не просто.
Рай лежит … -дело не пойдёт.
Обобщает ответы обучающихся.
-Послушайте, какое уважение должны оказывать дети родителям в мусульманской семье
1)Формулируют ответ на вопрос, работая в группах
- наблюдать за отношениями в других семьях,
- читать книги
- придерживаться заповедей той религии, которую исповедует семья.
- в пословицах и поговорках о семье
2)Работают с пословицами, объясняют смысл, соотносят с таблицей семейных ценностей
Слушают аудиозапись
7.Домашнее задание В России существует праздник «Всероссийский день семьи» Праздник совсем молодой, отмечать его стали  с 2008 года.
Д/з (по выбору )подготовить сообщение
1.Вспомните ,в какой день его отмечают, почему в этот день и что является символом этого праздника?  
2. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? Записывают д/з
Приложение
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Семья в православной культуре
Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.
В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.
Любовь - основа основ семьи и православия.
Любовь, прощение, терпение. И в конце листа: Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Семья в исламской культуре.
В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…»
Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?
Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).
Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.
Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.
Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.
Семья в иудейской культуре.
Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.
Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.
Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».
Семья в буддистской культуре.
Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.
Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.
Используемые ресурсы
http://5fan.ru/wievjob.php?id=62743http://festival.1september.ru/http://yandex.ru/yandsearch?text=pro.школу.ru&clid
Основы религиозных культур и светской этики . Методическое пособие с электронным приложением. Составитель С.П. Казачкова. Москва «Планета», 2014
Основы религиозных культур и светской этики . Учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации .Москва «ACADEMIA» АПК и ППРО, 2012