Занятие по внеурочной деятельности Край, в котором я живу по теме Моя родословная. Составление родословной своей семьи


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА №5»
ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. СОСТАВЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ
СВОЕЙ СЕМЬИ»
ПОДГОТОВИЛ
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
КОЛЕСНИКОВА М.Г.
КЕРЧЬ
Тема «Моя родословная. Составление родословной своей семьи»
Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и о взаимоотношениях в семье, объединяющих родных и близких.
Задачи:
продолжить формирование у детей убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о значимости каждого члена семьи;
формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
расширять представление детей об обязанностях членов семьи, о семейных ценностях и традициях;
воспитывать у детей чувство любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.
развивать навыки ответственного поведения в семье; интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
создавать благоприятную среду для осознания учащимися уникальности, неповторимости каждой семьи.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
- степень родства в семье; обязанности каждого члена семьи
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях истории семьи;
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.
Личностные УУД:
Формирование:
- личностной мотивации и познавательной деятельности учащихся;
- позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.
МетапредметныеРегулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- следовать режиму организации учебной деятельности;
- уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с партнером;
- взаимодействовать в команде;
- оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
- находить и выделять необходимую информацию;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- анализировать объекты с целью выделения признаков.
Оборудование:
компьютер, проектор, словари русского языка, жетоны-сердечки 2х цветов, раздаточный материал: набор «Собери пословицу», шаблоны генеалогического древа, листочки-сердечки, клей, лучики солнышка.ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Если вы научитесь улыбаться красоте,  добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Мотивация. Подготовка к восприятию программного материала
Сегодня мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, посмотрев м/ф.
(Просмотр отрывков из м/ф «Пингвиненок Лоло», «Обезьянки»)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Для тех, кто еще не догадался о теме нашего занятия, предлагаю расшифровать ребус.
Определение темы занятия. Постановка цели.
Ребус
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?    (Семья)

- Ребята, кто может объяснить значение слова «семья».
- Кто затрудняется?
- Поставьте себе цель на это занятие.
Как узнать лексическое значение слова « СЕМЬЯ»?
(Определение из словаря Ушинского)
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Да, сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека — о семье, а еще составим родословное дерево
Вывод: Да, семья у каждого своя: мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки. Семья - это дом, где друг друга любят и уважают, разделяют радости и печали, хранят свои семейные традиции и ценности. Послушайте стихотворение о семье, которое написала 9-летняя девочка:
Семья - это мы. Семья - это я.
Семья - это папа и мама моя.
Семья - это Владик, братишка родной,
Семья - это котик пушистенький мой.
Семья - это бабушки две дорогие,
Семья - и сестрёнки мои озорные.
Семья - это крёстная, тёти и дяди,
Семья - это ёлка в красивом наряде.
Семья - это праздник за круглым столом,
Семья - это счастье, семья - это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом
Рассказы детей
Вы подготовили рассказы о своей семье, давайте их послушаем.
Вывод: О семье составляют рассказы, снимают фильмы,
А в каких ещё литературных жанрах описывается семья? (Пословицы, сказки, загадки, стихотворения и т.д.)
Игры - конкурсы
Давайте поиграем: я предлагаю разделиться на две команды. Каждый выберет себе жетон (жетоны 2х цветов).
Как вы считаете – почему жетоны в форме сердечек?
1 конкурс «Собери пословицу»
Каждой команде необходимо будет собрать рассыпавшуюся пословицу, прочитать и объяснить значение.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
2 конкурс «Обязанности» Работа по командам
Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.
Обязанности детей
Обязанности родителей
Словосочетания (заранее заготовлены): мыть посуду,  мыть полы,  мыть обувь,  вытирать пыль,  стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.Посмотрим что у вас получилось! Договоритесь кто в вашей команде будет отвечать.
3 конкурс загадок
- Команды по очереди должны отгадать загадки.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша. (мама)
2.Вот ведь дело-то какое.
Нас не семеро, а трое:
Папа, мамочка и я,
И все вместе мы - . (семья)
3.Кто не в шутку, а в серьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав не нытьИ коленку расцарапав
Не реветь? Конечно. (папа)
4.Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший . (брат)
5.Пусть не хожу я в детский сад.
Я дома ем оладушки.
Пенсионерка, я и рад,
Моя родная . (бабушка)
6.Он мужчина, и он сед.
Маме - папа, мне он . (дед)
4 конкурс «Сказочный»
Среди литературных жанров, рассказывающих про семью, вы назвали СКАЗКИ. Вспомните, в каких сказках говорится о семье?
Сейчас я буду задавать вопросы про членов семьи из разных сказок. Вы должны отгадать о ком речь.
Как звали папу Буратино?
Как звали сестру Кая?
Сколько членов семьи было у Красной Шапочки?
Девочка, сделанная престарательным образом из снежных осадков?
За кого должна была выйти замуж Дюймовочка?
Как зовут бабушку, у которой костяная нога?
Физкультминутка
«Как у бабушки Наташи»
- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
- С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).- С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).
- Взяли мы большие ложки. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
- Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).- Вот какая каша! (большой палец вверх и показать во все стороны)).- У бабушки Наташи!
Практическая работа «Составление родословной своей семьи (генеалогического древа)».
Подготовка к работе
- Вы уже очень много знаете о семье, а хотите узнать ещё больше?
- Перед каждым из вас лежат изображения деревьев.
- Почему они без листьев?
- Я предлагаю добавить на дерево волшебные листочки, и превратить наше дерево в СЕМЕЙНОЕ. Но для того нужно знать правила – алгоритм действий:
Нижний ряд листочков – предки;
Каждый последующий ряд – люди одного поколения.
Сможете выполнить задание? Почему затрудняетесь? Где можно узнать значение незнакомого слова?
Вывод:
Чтобы узнать значение незнакомого слова нужно воспользоваться словарём. Поколение – люди, которые родились и живут в одно время.
Предки – люди, жившие задолго до нашего времени.
Практическая работа
Возьмите листочки – сердечки и наклейте их на своё дерево. На листочках напишите имена членов вашей семьи.
Как вы можете использовать ваше семейное дерево?
(Дополнить его, подарить родителям…)
Рефлексия
Используется рефлексивный прием «Солнышко»: на доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов, которые нужно прикрепить к солнышку (желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации).
Семья – это то, что мы делим на всех.Всем понемножку: и радость, и смех.Взлет и падение. Радость, печаль,Дружбу и ссоры. Молчанья печать.Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года.Но стены родные. Отчий твой дом,Сердце навеки останется в нем.
Итог занятия
Притча о маме. (Светящийся ангел)
За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?Бог ответил:— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.— Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.— Как и когда я должен вернуться к тебе?— Твой ангел скажет тебе всё.
— А как зовут моего ангела?— Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «Мама».
Берегите, цените, любите своих родных и самых близких людей – свою семью.