РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Культура родного края» по духовно-нравственному направлению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Творишинская средняя общеобразовательная школа







«Культура родного края»
по духовно-нравственному направлению

Ковалёва И.И. первая категория

4 класс



















2015 – 2016 учебный год






с. Творишино












Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа к курсу «Культура родного края» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. В соответствии с государственной образовательной политикой одним из приоритетных направлений развития школ в области является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться, прежде всего, к повседневности, к близкой для учащихся российской культуры, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной.
Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по культуре родного края составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край» и учебного плана МБОУ Творишинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:
1.  В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Культура родного края: учебное пособие для 4 класса/ В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова – Брянск:   «Курсив», 2012 г

Курс «Брянский край» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1- 4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Особенностью организации внеурочной деятельности является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.
Основная цель курса «Культура родного края» – знакомство учащихся с культурно – историческим наследием региона.
   Задача курса – пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. Культура родного края»
1.Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства;
2. Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса;
3. Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.
4. Дать необходимый объем знаний для осмысления исторической роли нашего края в истории России, развитие интереса и привязанности к своей Малой Родине.
5. Научить учащихся анализировать и оценивать факты, явления, события в истории края; раскрывать причинно-следственные связи между ними; научить видеть их в контексте всероссийских исторических явлений и событий.
6. Персонифицировать культуру края, показав жизнь конкретных людей, оставивших видный след в жизни страны.
7. Формировать на основе местного материала нравственно-ценностные ориентиры; чуткости к национальным традициям, воспитывать чувства интернационализма, дружбы народов, уважения к культуре народов России.
Для выполнения поставленных задач учащиеся имеют достаточные знания, умения и навыки, полученные в начальных классах на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, русского языка и литературного чтения, в рамках изучения курсов «Азбука родного края», «Природа родного края», «История родного края».
Основные методы работы:
- словесные;
- наглядные;
Формы работы:
- экскурсии в краеведческие музеи (школьный, районный);
- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;
- изучение литературы;
- выполнение практических работ;
- выполнение лабораторных работ по предмету;
- создание творческих проектов;
- проведение выставок работ учащихся;
- создание мультимедийных презентаций;
- составление исследовательских работ;
- создание электронных программ для контроля знаний.

Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Формами подведения итогов реализации данного курса являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях, тематических конференциях, слетах;
Создание и реализация социальных проектов.
Курс предполагает безотметочное обучение.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В региональном базисном учебном плане на изучение курса «Культура родного края» отводится
1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
В соответствии с учебным планом МБОУ Творишинская средняя общеобразовательная школа программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Культура родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты
В результате изучения культуры Брянского края ученик должен:
знать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области;
знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры.
Самоопределение.
Ученик научится:
- готовности и способности к саморазвитию;
- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятию образа «хорошего ученика»;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;
-экологической культуре: ценностному отношению к природному миру, готовности следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
- гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Ученик получит возможность научиться:
- осознанию ответственности человека за общее благополучие;
- осознанию своей этнической принадлежности;
- гуманистическому сознанию;
- социальной компетентности как готовности к решению моральных дилем, устойчивому следованию в поведении социальным нормам;
- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся  мире.
Смыслообразование.
Ученик научится:
- мотивации любой деятельности (социальной, учебно-познавательной и внешней);
- самооценке на основе критериев успешности этой деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- целостному, социально-ориентированному взгляду на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатии, как пониманию чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация.
Ученик научится:
- уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетическим потребностям, ценностям и чувствам.
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- гуманистическим и демократическим ценностям  многонационального российского общества
Содержание учебного предмета
Вводный урок. (1 ч)
Вводный урок. Что такое культура
Времена Славянской Руси. (1 ч)
Как жили славяне. Община. Родоначальник. Старейшина. Полуземлянка. Сруб. Изба
Занятия славян. Чем питались славяне. Рыболовство. Охота Бортничество. Скотоводство. Торговля. Хлеб -всему голова. Прославление еды. Обыденное «меню» славян.
Язычество древних славян. Понятие язычества. Почитание живой природы. Даждьбог. Мокошь. Перун. Стрибог. Велис. Языческие обряды
Принятие христианства на Руси. Понятие христианской веры. Что получила Русь, приняв христианскую веру. Создание славянской «кириллицы». Братья Кирилл и Мефодий. Святой преподобный Кукша.
Храмы Брянского края.
Храмы Брянского края. Преображенский храм. Покровский собор. Меценаты. Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Петро-Павловский монастырь.
Свенский Успенский монастырь. Свенская икона Божьей Матери.
Мир крестьянской семьи
Крестьянский дом. Породы деревьев, используемые в строительстве. Матица. Чело. Причелины. Внутреннее устройство дома крестьян
Мастера Злынки. Образ Злынки. Село Барки. Наличники. Кузнечный центр уезда
Занятия крестьян. Земледелие. Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые крестьянами. Ткацкое дело. Ткацкий станок.Братина
Не боги горшки обжигают. Брянский музей этнографии и ремёсел. Ремесленники. Плотники. Кузнецы. Гончарное ремесло. Экспонаты Брянского музея этнографии и ремёсел.
Долог день до вечера. По одёжке встречают. Мастерицы Брянского края. Когда работали крестьяне? Русская рубаха. Повседневные и праздничные рубахи. Понёва. Юбка. Фартук. Сарафан. Убранства женской одежды
Мир крестьянской семьи. Семья в жизни наших предков. Домостроители.
Делу время, потехе час. Значение дней на Масленицу. Происхождение и значение праздничных дней на Руси. Символ Рождества. Масленица – древнеславянский праздник.
Делу время, потехе час Пасха. Праздник Ивана Купалы.. Святое Христово Воскресение. Крашение пасхальных яиц. 24 июня. «Колдунный» день.
Делу время, потехе час. Праздники наших дней. 17 сентября – День освобождения города Брянска. «На земле Бояна». «Севская частушка».
Делу время, потехе час. «Гори, звезда приветная». Троицкие хороводы. Анастасия Вяльцева. Всероссийский конкурс певцов. Праздник в поселке Комаричи
Народные игрушки. Мглинская игрушка. Игрушка, как одно из ярких проявлений народной культуры. Традиционные игрушки в русской деревне.
Жители России.
Жители России. Цари. Бояре. Дворяне. Цари. Императоры. Династия Романовых. «Окно в Европу». Царица Екатерина II. Александр II. Бояре. Вотчина. Дворяне. Помещики.
Жители России. Крестьяне. Городское население. Ремесленники Крепостные крестьяне. Городское население. Ремесленники. Купцы. Рабочие.
Что мой край даёт стране.
Что мой край даёт стране. Брянский машиностроительный завод. Творения инженеров и рабочих. Производственные центры Брянской области. БМЗ. Вячеслав Николаевич Тенишев. Мария Клавдиевна Тенишева.
Что мой край даёт стране. Брянский Арсенал. Старейший завод в Брянске.
Что мой край даёт стране. Дятьково. Клинцы .Семья предпринимателя Мяльцова. Стекольное и хрустальное производство. Дятьковский хрусталь. Клинцовские сукна. Сафьян.
Что мой край даёт стране. Свенская ярмарка. Локоть. Ярмарка. Гости земли русской. Торговля. Локотский конезавод. Монастырь Площанская пустырь
Что мой край даёт стране. Жуковский вело-мото завод. Город Жуковка – наша Родина. ЖВМЗ. Продукция

Памятные места Брянского края.
Памятные места Брянского края. Трубчевск – родина певца Бояна. Усадьба «Вьюнки», Трубчевск – родина певца Бояна. Троицкий собор
Памятные места Брянского края. Парк-музей имени А.К. Толстого. Музей имени А.К. Толстого в Красном Роге. Уникальный парк в центре Советского района Брянска. «Старик-сказочник». Село Красный Рог. Флигель, в котором любил работать А.К. Толстой.
Памятные места Брянского края. Музей – заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг». Наш земляк – замечательный поэт Ф.И.Тютчев. Достопримечательности Усадьбы. Экскурсия.
Экскурсия. Памятные места Брянского края. Музей – заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»
Музеи Брянского края.
Музеи Брянского края. Брянский краеведческий музей. Понятие музей. Юдиновский историко-археологический музей. Брянский краеведческий музей. Нумезматика
Музеи Брянского края. Трубчевский краеведческий музей. Музей братьев Ткачёвых. Основатель Трубческого музея. Отдел этнографии. Художники Братья Ткачевы.
Экскурсия. Музеи Брянского края. Жуковский районный музей
Брянск театральный.
Брянск театральный. Театры города Брянска. Дворец детского и юношеского творчества имени Юрия Алексеевича Гагарина. Театральный сезон. Дворец детского и юношеского творчества первого космонавта им. Ю.А Гагарина.
Итоговое повторение.
Итоговое повторение. Что узнали, чему научились




































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Творишинская средняя общеобразовательная школа




Календарно - тематическое планирование
«Культура родного края»



Класс: 4
Учитель: Ковалёва Ирина Ивановна
Количество часов: всего 34 часа ; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова – Брянск:   «Курсив», 2012 г























с. Творишино


урока п/п
Раздел
Тема занятия
Форма организации образовательного процесса
Планируемые результаты
Количество часов
Сроки







план
факт


Вводный урок. (1 ч)

Вводный урок.
Что такое культура

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, отвечать на вопросы, формулировать выводы
Выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.
1




Времена Славянской Руси. (1 ч)

Как жили славяне

Община. Родоначальник. Старейшина. Полуземлянка. Сруб. Изба
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из услышанного и прочитанного
1





Занятия славян.
Чем питались славяне

Рыболовство. Охота Бортничество. Скотоводство. Торговля. Хлеб -всему голова. Прославление еды. Обыденное «меню» славян.
Уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
1





Язычество древних славян.

Понятие язычества. Почитание живой природы. Даждьбог. Мокошь. Перун. Стрибог. Велис. Языческие обряды
Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии.
1





Принятие христианства на Руси


Понятие христианской веры. Что получила Русь, приняв христианскую веру. Создание славянской «кириллицы». Братья Кирилл и Мефодий. Святой преподобный Кукша.
Формулировать собственное мнение и позицию.
1




Храмы Брянского края
Храмы Брянского края

Преображенский храм. Покровский собор. Меценаты. Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Петро-Павловский монастырь
Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из услышанного и прочитанного
1





Свенский Успенский монастырь. Свенская икона Божьей Матери
Рассказ об монастыре. Правила проживания. Священные иконы.
Работать с учебником, энциклопедиями

1




Мир крестьянской семьи
Крестьянский дом.
Породы деревьев, используемые в строительстве. Матица. Чело. Причелины. Внутреннее устройство дома крестьян

Осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем
1





Мастера Злынки.
Образ Злынки. Село Барки. Наличники. Кузнечный центр уезда

Работать с учебником, энциклопедиями;

1





Занятия крестьян
Земледелие. Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые крестьянами. Ткацкое дело. Ткацкий станок.Братина
Осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем
1






Не боги горшки обжигают. Брянский музей этнографии и ремёсел
Ремесленники. Плотники. Кузнецы. Гончарное ремесло. Экспонаты Брянского музея этнографии и ремёсел.
Работать с учебником, энциклопедиями;
Работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

1





Долог день до вечера. По одёжке встречают. Мастерицы Брянского края
Когда работали крестьяне? Русская рубаха. Повседневные и праздничные рубахи. Понёва. Юбка. Фартук. Сарафан. Убранства женской одежды

Создавать презентации по теме урока.
1





Мир крестьянской семьи.
Семья в жизни наших предков. Домостроители.

Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
1





Делу время, потехе час. Значение дней на Масленицу.
Происхождение и значение праздничных дней на Руси. Символ Рождества. Масленица – древнеславянский праздник.

Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из услышанного и прочитанного
1





Делу время, потехе час Пасха. Праздник Ивана Купалы..
Святое Христово Воскресение. Крашение пасхальных яиц. 24 июня. «Колдунный» день.

Работать с учебником, энциклопедиями;
Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

1





Делу время, потехе час. Праздники наших дней.
7 сентября – День освобождения города Брянска. «На земле Бояна». «Севская частушка».
Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
1





Делу время, потехе час. «Гори, звезда приветная». Троицкие хороводы
Анастасия Вяльцева. Всероссийский конкурс певцов. Праздник в поселке Комаричи
Создавать презентацию по теме занятия
1





Народные игрушки. Мглинская игрушка.
Игрушка, как одно из ярких проявлений народной культуры. Традиционные игрушки в русской деревне.

Описывать впечатления, возникающие от восприятия увиденного
1




Жители России.

Жители России. Цари. Бояре. Дворяне.
Цари. Императоры. Династия Романовых. «Окно в Европу». Царица Екатерина II. Александр II. Бояре. Вотчина. Дворяне. Помещики


Создавать презентации по теме занятия.
1





Жители России. Крестьяне. Городское население. Ремесленники

Крепостные крестьяне. Городское население. Ремесленники. Купцы. Рабочие
Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
1




Что мой край даёт стране.

Что мой край даёт стране. Брянский машиностроительный завод
. Творения инженеров и рабочих. Производственные центры Брянской области. БМЗ. Вячеслав Николаевич Тенишев. Мария Клавдиевна Тенишева.


Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
Уметь работать в паре, группе, индивидуально;

1





Что мой край даёт стране. Брянский Арсенал
Старейший завод в Брянске.

Работать с учебником, энциклопедиями;
Работать с памятками.
1





Что мой край даёт стране. Дятьково. Клинцы
Семья предпринимателя Мяльцова. Стекольное и хрустальное производство. Дятьковский хрусталь. Клинцовские сукна. Сафьян.
Описывать впечатления, возникающие от восприятия данной темы
1






Что мой край даёт стране. Свенская ярмарка. Локоть.
Ярмарка. Гости земли русской. Торговля. Локотский конезавод. Монастырь Площанская пустырь
Создавать презентацию по теме.
1





Что мой край даёт стране. Жуковский вело-мото завод.
Город Жуковка – наша Родина. ЖВМЗ. Продукция

Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
1




Памятные места Брянского края.

Памятные места Брянского края. Трубчевск – родина певца Бояна
Усадьба «Вьюнки», Трубчевск – родина певца Бояна. Троицкий собор
Знать историю образования городов, особенности;

1





Памятные места Брянского края. Парк-музей имени А.К. Толстого. Музей имени А.К. Толстого в Красном Роге.
Уникальный парк в центре Советского района Брянска. «Старик-сказочник». Село Красный Рог. Флигель, в котором любил работать А.К. Толстой.

Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
1





Памятные места Брянского края. Музей – заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»
Наш земляк – замечательный поэт Ф.И.Тютчев. Достопримечательности Усадьбы. Экскурсия.
Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
Уметь работать в паре, группе, индивидуально;

1





Экскурсия. Памятные места Брянского края. Музей – заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»
Наш земляк – замечательный поэт Ф.И.Тютчев. Достопримечательности Усадьбы. Экскурсия.
Рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
Уметь работать в паре, группе, индивидуально;

1




Музеи Брянского края.

Музеи Брянского края. Брянский краеведческий музей.
Понятие музей. Юдиновский историко-археологический музей. Брянский краеведческий музей. Нумезматика

Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

1





Музеи Брянского края. Трубчевский краеведческий музей. Музей братьев Ткачёвых.
Основатель Трубческого музея. Отдел этнографии. Художники Братья Ткачевы.
Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

1





Экскурсия. Музеи Брянского края. Жуковский районный музей

Электронная экскурсия по музею
Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

1




Брянск театральный.

Брянск театральный. Театры города Брянска. Дворец детского и юношеского творчества имени Юрия Алексеевича Гагарина.

Театральный сезон. Дворец детского и юношеского творчества первого космонавта им. Ю.А Гагарина.

Описывать впечатления от увиденного.
Умение работать с коллективом.
1




Итоговое повторение.


Итоговое повторение. Что узнали, чему научились


Обобщение знаний по пройденным темам.
Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
1











Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
 вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учащихся:
1.  В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Культура родного края: учебное пособие для 4 класса/ В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова – Брянск:   «Курсив», 2012 г

Для учителя:
1.  В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова. Культура родного края: учебное пособие для 4 класса/ В.Н. Лупоядов, Л.Ю. Лупоядова – Брянск:   «Курсив», 2012 г

Рекомендуемая литература
1. Брянский краевед. Выпуск VI. - Брянск: Приокское книжное издательство. - 1973. - 283с.
2. Городков В. Архитектурные образы Брянщины. Тула.: Приокское книжное издательство, 1990
3. Исайчиков Ф.С. Ученые Брянской области. Их вклад в науку. Изд-во «Десна», 2002
4. Кизимова С. П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: из истории монастырей и пустыней Брянского края.- Брянск: Изд-во БГПУ, 1999
5. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия.- Тула, Приокское книжное
издательство, 1990
6. Крашенинников В. В. Из истории селений Брянского района. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск : Изд-во БГУ, 2004.
7. Соколов Я.Д. Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, селах, реках, людях...- «Дебрянск», 2000
8. Соколов Я. Д. Брянск – город древний. – «Дебрянск», 2006.
9. Соколов Я.Д. Читая брянские фамилии. - Брянск: ЗАО Изд-во «Читай-город», 2002.
10. Памятники истории и культуры Брянщины. – Брянск, 1980.
11. Археологическая карта России: Брянская область/Автор - составитель А. В. Кашкин. – М., 1993.
12. Калинкина Н. В., Колосов Ю. Б. Использование краеведческого материала в пропаганде дней воинской славы России. – Брянск, 1999.
13. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - м.: Наука, 1998. - 640с.
14. Свенский монастырь. - Брянск : Придесенье, 1995 г.








13PAGE 15


13PAGE 142015




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515