Методическая разработка раздела «Древняя Греция» программы учебного предмета «История Древнего мира 5 класс» авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая .


ГОУ ДПО НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯКафедра истории и обществоведческих дисциплинКомпьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы«История Древнего мира 5 класс» (авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая . Москва «Просвещение» 2007г). Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ Рожковская СОШ Гусева Наталья Викторовна2012-2013 учебный год. 1.Пояснительная записка. Программа по истории Древнего мира предназначена для изучения школьного курса мировой истории с древнейших времен до падения Западной Римской империи в V в. н.э. Данная программа составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в соответствии с базисным учебным планом и способствует реализации единой концепции исторического образования. Особенность Программы по истории Древнего мира заключается в том, что данная программа является первой ступенью в изучении истории как школьной дисциплины и имеет важное значение в формировании общеучебных и специальных умений и навыков, являющихся основой для дальнейшего развития у учащихся интеллектуальных способностей и умений, самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в жизненных ситуациях. Наиболее значимым и интересным по содержанию является раздел программы «Древняя Греция». Данный раздел содержит материал об историческом развитии древнегреческой цивилизации, которая считается вершиной древности и наиболее плодотворным ее этапом. Выбирая методическую разработку данного раздела, я руководствовалась различными причинами. Знания, полученные при изучении данного раздела являются базовыми в дальнейшем освоении всеобщей истории, истории России и других учебных дисциплин. Материал раздела интересен детям своим содержанием. Кроме этого, содержание раздела «Древняя Греция» обладает большим воспитательным потенциалом. Патриотизм и гражданское достоинство древних греков служит образцом отношения к своему Отечеству, свободы и равноправия. Раздел программы предоставляет учителю широкие возможности для выбора и применения образовательных технологий. С целью активизации учебного процесса при изучении раздела «Древняя Греция» в кабинете истории имеется методический уголок «В помощь ученику», в котором собраны дополнительная литература по истории Древней Греции, хрестоматийный, иллюстративный, дидактический материал. На рабочем столе компьютера в кабинете истории создана папка «Древняя Греция», в которой содержится страницы с электронными картами, коллекции разработанных мною презентаций к урокам раздела, загруженные модули электронных образовательных ресурсов, иллюстрации, дидактический материал. Цели и задачи изучения раздела.Цель: овладение учащимися знаниями о достижениях и особенностях развития Древнегреческой цивилизации путем познавательно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время. Задачи: Познавательные: - Сформировать у обучающихся знания об особенностях политического устройства обществ Древней Греции, о процессе зарождения и вариантах демократии на примере Афин . - Изучить причины и значимость важнейших исторических событий, их взаимосвязь и хронологическую преемственность с историей государств Древнего Востока. - Овладеть знаниями о персоналиях и их роли в политическом, социальном и культурном развитии Древней Греции, о достижениях древнегреческой культуры и ее значении в развитии мировой культуры. Развивающие: - создать мотивацию, сформировать устойчивый познавательный интерес к изучению истории; - сформировать у обучающихся умения работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать исторические источники, выделять главное в тексте, систематизировать информационный материал и т.д.). - развивать у обучающихся логическое мышление: умение различать причины и следствия исторических событий, выделять их характерные признаки , раскрывать их смысл и значение, соотносить исторические факты. - сформировать умение осуществлять поиск нужной информации. Воспитательные: - воспитать в обучающихся чувство патриотизма на примере жизни и деятельности исторических героев Древней Греции, их особо ценностного отношения к своему Отечеству. – воспитать уважение к историческому и культурному наследию различных народов. - развивать самостоятельность, интерес к познанию, ответственность, коммуникативность. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностям5 класс – класс малой наполняемости. В нем 4 ученика: 2 мальчика и 2 девочки. Работа в малочисленном классе имеет свои негативные и позитивные особенности. К негативным можно отнести следующее: - малочисленность класса приводит к отсутствию соревновательности на уроках, ограниченному числу ориентиров; - ограниченный круг общения детей препятствует развитию коммуникативных навыков; - психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителя на ученика приводит к его психической утомляемости. В тоже время, малочисленность класса имеет и позитивные аспекты, к которым можно отнести такие: -знание индивидуально- психологических особенностей обучающихся способствует индивидуализации учебной деятельности. - доверительность взаимоотношений и полнота учебного контроля создает возможность диагностирования ошибок и затруднений обучающихся; - интенсивность педагогического общения помогает управлять самостоятельной работой. Для возраста пятиклассников характерны подвижность, недостаточное умение контролировать свою деятельность, низкий уровень концентрации внимания, что создает проблемы в усвоении учебного материала и овладении различными видами познавательной деятельности. Кроме этого, предмет история для них новый, поэтому у пятиклассников часто возникают трудности в изучении истории, т.к. они еще не владеют специальными предметными умениями и навыками. Но для обучающихся 5 класса свойственны и такие психологические качества, которые способствуют эффективности овладения учебным материалом. Это высокий уровень мотивации, высокий эмоциональный уровень, развитое воображение, высокий уровень познавательных интересов, высокая конкурентная среда. Особенности данного класса: Трое учеников имеют высокий уровень интеллектуальных способностей и познавательной активности, обладают хорошей памятью и творческим мышлением. Один из учащихся имеет средний уровень интеллектуальных способностей, подвижен, эмоционален, не умеет долго концентрировать внимание на чем-либо одном. В целом, класс обладает высоким уровнем познавательных интересов, высоким уровнем мотивации, конкурентоспособностью. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цель результатаРезультат Диагностика результатаУчащиеся должны знать/понимать- причины и значимость важнейших исторических событий. - персоналиях и их роли в политическом, социальном и культурном развитии Древней Греции.- достижения древнегреческой культуры и ее значение в развитии мировой культуры. - виды источников исторических знаний; Логические задания, составление схем, творческие задания. Тестирование Учащиеся должны уметь извлекать информацию из исторического источника, извлекать и систематизировать информацию из комплекса адаптированных источников по заданному вопросу; - отличать мифологические факты и факты исторической реальности, мифических героев и реальных исторических лиц; - сравнивать по вопросам черты развития Греции и стран Востока, относить изученные исторические объекты к определенному периоду развития страны; Творческие и логические задания, исследовательские работы. Создание электронных презентаций.Использовать приобретенные знания в практической деятельностиприменять исторические знания в поисковой деятельности;  - участвовать в исторических олимпиадах и конкурсах; - использовать учебные знания при выполнении исследовательских работ; - выполнять творческие работы на исторические темыРабота в музее Олимпиады, конкурсы Выполнение исследовательских работВыставки рисунков, макетов исторических памятников, конкурс исторических стихов Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся Составляющие единого образовательного процесса УрокИнформационный материалЛогическая взаимосвязьИспользование развивающих технологий исследования и проектов,, разновозрастного обучения., игровых Общая цель: развитие личностных качеств учащихсяРазвитие логического, творческого, критического мышленияМузейная педагогикаФормирование познавательной активности учащихсяМотивация к учениюСистематизация знаний, умений и навыковВнеурочная деятельность Исследовательская работаОвладение методикой исследовательских работПрограмма объединения дополнительного образования Информационно-компьютерные технологии
Система знаний и система деятельности.Система знаний и система деятельности - это единое целое образовательного процесса, которое включает в себя мотивацию, целеполагание, содержание, виды деятельности, результат и оценивание. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МотивацияЦели и задачизнанияВиды деятельностиРезультат деятельностиДиагностика результатаОцениваниеПознавательная (интерес к новой информацииЭмоциональная (создание ярких образов Стимулирующая мотивация. (поощрительная оценка)Получить новые знания о жизни древних греков , проследить процессы развития древнегреческой цивилизации, раскрыть причины и последствия основных событий. Устройство и особенности политического развития греческих полисов;греко-персидские войны; памятники культуры Древней Греции.Выполнение е проблемно-познавательных заданий на анализ, сравнение, обобщение, на основе использования исторических карт , электронных презентаций, Выбор учениками источников изучения нового материала, самостоятельное определение понятий по изученным признакам. Выявление причинно-следственных связей , овладение знаниями , усвоение понятий , изучение хронологииТестирование, логические задания, творческие задания, составление схем, выполнение электронных презентаций.Оценка. Пополнение копилки знаний, конкурс творческих работ. Поурочное планирование по разделу «Древняя Греция»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ темыНазвание тем и уроковКол- во часовРаздел IIIДревняя Греция21Тема5Древнейшая Греция.5Могущество и гибель Критского царства. .1Микенская культура. Мифы древних греков.1Поэма Гомера «Илиада» как исторический источник.1Поэма Гомера «Одиссея». География странствий древних греков.1Религиозные верования древних греков.1Тема6Полисы Греции.7Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. 1Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона. 1Особенности политического устройства Древней Спарты.1Греческие колонии. Единство мира и культуры эллинов. 1Олимпийские игры – праздник, объединяющий эллинов. .1Победа афинян в Марафонской битве. .1Победа греков над персами.1Тема7Возвышение Афин.5 Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. .1Образование и воспитание в Древних Афинах.1Театр Диониса.1Афинская демократия при Перикле.1Тема8Македонские завоевания.3Закат древнегреческой цивилизации. Завоевание Эллады.1Поход Александра Македонского на Восток.1Эллинистическая культура на территории державы Александра.1Урок повторения: Древняя Греция.1 Разработка урока по теме «Илиада» Гомера как исторический источник»Тип урока: урок-исследование.Цель урока: Познакомить обучающихся с новым историческим источником по истории Древней Греции «Илиадой» Гомера.Задачи урока: Познавательные: Раскрыть причины, ход военных действий между греками и троянцами, выяснить, что представляли греческое и троянское войска и их герои на основании содержания поэмы Гомера «Илиада».Развивающие: Развивать у обучающихся навыки работы с историческими документами, картой, умение анализировать и систематизировать исторический материал.Воспитательные : Формировать у обучающихся чувства патриотизма, воспитывать в них уважительное отношение к таким человеческим качествам, как мудрость смелость, справедливость на примере героев поэмы. Оборудование : карта «Древняя Греция», текст поэмы Гомера «Илиада», электронная презентация «Илиада» Гомера как исторический источник», интерактивная доска. Основные термины и понятия: исторический источник, миф, поэма, Илион, Троянская война, герой, греческое войско, «троянский конь».Ключевой вопрос : Троянская война – историческая реальность или это вымысел? Этапы урока и виды деятельности учеников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дидактическая структура урокаДеятельностьпреподавателя (используемые методы и приемы обучения и воспитанияДеятельность учащихся (формы и способы организации деятельностиПланируемый результатОргмомент (1 мин.)Приветствует обучающихся, настраивает их на работу.Занимают свои места, готовятся к уроку. Делятся на 2 группы по 2 чел. Готовность к урокуВступительная беседаПроводит фронтальный опросОтвечают на вопросы учителяПереход к новой теме. Задает вопросы, направляя учащихся определить цель урокаОтвечают на вопросыУчащиеся сами ставят цель урокаИзучение нового материала Дает задания работы с текстом и использование слайдов презентации как иллюстративного материала.Читают текст и проводят анализ: Учащиеся черпают информацию из исторического источника, делают выводы и систематизируют материал Контроль и оценивание, рефлексия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Контроль и оценка результатов урокаТестированиеУчащиеся выполняют тестыСамооценка учащимися полученных знаний. Домашнее задание Создать электронную презентацию по теме.Записывают домашнее заданиеРефлексияЗадает вопросы с целью определить новые знания и приемы их получения.Делают вывод, что нового узнали на урокеОсмысление учащимися способов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. – выявление содержания пройденного Учебники, пособия: Учебник История Древнего мира. А.А.Вигасин М.Просвещение 2011г.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Москва. «ВАКО» 2009Гомер. Илиада . М. «Наука» 2008CD диск. Интерактивные дидактические материалы История 5 класс. Авторы: А.М. Горностаева Э.С. Ларина, Издательство «планета» Фильм Генрих Шлиман. Сайт youtube.com›watch?v=GcegM9Up-aIСписок литературы:Анализ современного урока. – М, 2001. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964 Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.