Подготовка к сочинению. Анализ эпизода из Слова о полку Игореве. Плач Ярославны.


Урок литературы в 9 классе.
Тема: Анализ эпизода из «Слова о полку Игореве». Плач Ярославны.
Цель: Развитие умения писать сочинение-анализ эпизода.
Задачи:
Обеспечить понимание смысла эпизода
Научить видеть в тексте лексические и синтаксические средства выразительности и определять их роль в тексте
Учить составлять сложный план
Учить определять роль эпизода в структуре произведения
Планируемые образовательные результаты: 
Учащиеся узнают о роли данного эпизода в «Слове»
Усовершенствуют свои умения видеть средства выразительности языка и определять их роль в тексте
Расширят свой словарный запас
Научатся писать сочинение-анализ эпизода
Ход:
Стадия вызова. Приём «Верное-неверное утверждение».
Утверждения Да Нет
Ярославна – жена князя Святослава 2 . Князь Игорь обращается за помощью к Ярославне 3.Ярославна находится далеко от Игоря – в Путивле 4.Ярославна хочет обернуться кукушкой 5.Ярославна обращается за помощью к солнцу, месяцу и ветру 6.Плач Ярославны близок к народной песне Учащиеся работают индивидуально с таблицей, затем озвучивают результаты.
Анализ ответов.
- О каком отрывке пойдёт речь на уроке?
- Как вы думаете, с какой целью мы ещё раз возвращаемся к этому эпизоду?
Объявление темы урока.
2. Стадия содержания.
1)Приём «Ромашка Блума».
-Учащиеся внимательно читают эпизод, составляют к нему вопросы:
Уточняющие:
А не кажется ли тебе…
Правильно ли я понял…
Интерпретационные:
Почему?
Объясните…
Оценочные:
Что вы думаете по этому поводу?
Как вы относитесь…
Творческие:
Что было бы, если…
Как бы изменилось…
Практические:
Как можно использовать…
Как я буду использовать…
-учащиеся задают вопросы друг другу и отвечают.
2)Работа со средствами выразительности в группах.
1 группа – синтаксические средства выразительности.
Задание-карточка.
1)Чем являются с точки зрения синтаксиса 2, 4, 6,8 строфы? (прямая речь)
2) Чем являются с точки зрения синтаксиса слова Ветер, Днепр мой славный, Солнце трижды светлое? Какую роль играют данные средства языка в этом эпизоде? (обращение)
3) Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске использует автор в эпизоде? О чём это говорит?
4) Найдите синтаксические повторы. С какой целью они введены?
2 группа – лексические средства выразительности.
Задание-карточка.
Впишите в таблицу примеры тропов из эпизода и укажите их роль, верно выбрав её из подсказок.
Пример Роль
Эпитет Постоянный эпитет Сравнение Олицетворение Метафора Подсказки: Придаёт образность тексту; указывает на важность неодушевлённых явлений; указывает на единство с народным творчеством, а значит, и с народом.
3) Работа с текстом. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова, выражения:
Пленительный образ Ярославны – символ ____________________. Она печалится ,________________, _____________________, просит,_________________, скорбит о всех русских воинах. _______________ голос преодолевает ______________, долетает до __________________ .
По глубине чувств, задушевности монолог Ярославны близок к ______________ песне.
4)Проблемный вопрос.
Почему плач Ярославны расположен в 3 части? О чём это говорит?
(Примерный ответ: Женщина – это тыл, поддержка, опора, часто невидимая, но действенная. Именно после плача Ярославны мы видим бегущего из плена князя Игоря.)5)Составление сложного плана.
1) Подготовленный ученик напоминает о структуре сложного плана.
2) Составление плана.
Примерный план.
1.Вступление. Эпизоды «Слова…»
Ярославна – героиня 3 части «Слова…»
А) 4 части эпизода.
Б) Чувства Ярославны.
В) Близость к народной песне.
Г) Место в композиции данного эпизода.
Заключение. Важность эпизода «Плач Ярославны» в «Слове о полку Игореве».
3.Стадия рефлексии.
Приём «Интервью участника событий». О чём бы вы спросили автора «Слова о полку Игореве»?
Домашнее задание: написать сочинение – анализ эпизода, используя материалы урока.