Презентация по русскому языку на тему Подготовка к сочинению части С ЕГЭ (11 класс)


ч.С. Сочинение - рассуждениеЕГЭ Исходный текстВ основе содержания любого текста лежит тема.Тема – предмет, понятие, вопрос, о котором говорится в тексте. Тема – то, что описывается в тексте, о чем идет повествование, на основе чего развертывается рассуждение.Тематика – совокупность тем текста.Основная мысль текста (= К3) Автор раскрывает тему текста в определенном аспекте.Тема текста + то «новое», о чем говорится в тексте, составляет основную мысль. I. Содержание сочинения баллыФормулировка задания{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}К1. Формулировка проблем исходного текста1К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста2К3. Отражение позиции автора исходного текста1К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме3II. Речевое оформление сочинения К5-К6III. Грамотность К7-К12 Максимальное количество баллов 23 Примерный план сочинения-рассуждения 1 абзац К1- формулировка проблемы (по тексту) К2 – комментарий к проблеме /актуализация2 абзац К3 – тезис – формулировка точки зрения автора по поставленной проблеме (по тексту)3-4 абзац К4 – выражение согласия или несогласия с точкой зрения автора + доказательства (2 аргумента)5 абзац Микровывод К1Проблема текста – это предмет рассуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.Логическая схема выявления и формулирования проблемы. Определите темуВыявите основную мысль текстаОформите ее в виде предложенияОпределите, на какой вопрос отвечает это предложениеЗапишите этот вопрос, который и является проблемой текста Клише для формулирования проблемыПроблема (какая?)сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешенная и т.д.Проблема (чего)?воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.Типовые конструкцииАвтор размышляет над проблемой…Автор текста затрагивает проблему… В центре внимания автора проблема…В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящен проблеме…Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора. К2Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.КомментарийКонцептуальный«от действительности к тексту»Текстуальный«от текста к действительности»Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту. К3Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.Помните, что если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена. Система вопросов по выявлению позиции автора в художественном текстеПоложительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?Как сказываются поступки героя на других героях произведения?Согласен автор с героем или нет?Автор осуждает или одобряет поведение героя?Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?Типовые конструкции для выражения позиции автораАвтор считает, что…Автор подводит читателя к выводу, о том что…Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…Позиция автора такова…Позиция автора , как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…Автор призывает нас (к чему?)...Автор убеждает нас в том, что…Автор осуждает (кого/что, за что)… К4 Аргументация собственного мненияАргументы, оцениваемые 1 балломпримеры из художественной литературыпримеры из публицистической литературыпримеры из научной(научно-популярной) литературыАргументы, оцениваемые 2 балламипримеры из кинофильмовпримеры из жизнисобственные наблюдения и выводыпредположительные примерыссылки на авторитетпословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения) К4 «Копилка» аргументовЛ.Н. Толстой «Война и мир»А.И. Гончаров «Обломов»А.Н. Островский «Гроза» Спасибо за внимание!