Программа курса Жить добро творить










Программа
курса «Жить - добро творить»
по духовно-нравственному воспитанию школьников.
1 - 4 класс


Программу составила:
Учитель начальных классов
первой категории
М.А.Теленкова


























Пояснительная записка.
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность.
Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия.
Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенкипервые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования.
Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обуславливает необходимость духовно-нравственного воспитания каждого его члена.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.
Реализация процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивается системой воспитания и образования: семейного, общественного дошкольного, общего, дополнительного, среднего специального, высшего, профессионального, а также многообразным социокультурным влиянием среды.
Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.
Цель: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
Формирование творческой личности, человека-гражданина и патриота своей Родины, знающего её историю и культуру.
Программа «Жить – добро творить» рассчитана на детей младшего школьного возраста от7-10 лет.
В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
беседа;
чтение сказок и рассказов;
спортивное соревнование;
конференция пап и мам;
выставка творческих работ;
практическое занятие.
игра.
Характеристика универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
2.Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3.Освоение личностного смысла учения; желания учиться, выбор дальнейшего образовательного маршрута.
4 Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3.Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5.Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8.Участвовать в работе в парах, группах, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений
Регулятивные УУД:
1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
3.Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
4.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
5.Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
6.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
7.Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
1 класс
Всего: 33 часа (1 час в неделю)

№п/п
Тема
Планируемые результаты
Предлагаемые формы проведения

1
Первый звонок.
- создать праздничное настроение 1 сентября.
Игра – путешествие.

2
Россия – родина моя.
- развивать познавательный интерес к своей Родине;
- воспитывать у учащихся уважение к символам нашего государства;
- формировать чувство гордости за свою страну
Беседа + презентация

3
Правила поведения в школе.
- объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке.
Практическая работа.

4
Ты – ученик.
- ознакомить первоклассника с правилами поведения в школе;
- учить определять что «можно» и что «нельзя» в школе;
- воспитывать доброжелательность;
- учить взаимодействовать в группах под руководством взрослых.
Игра, обсуждение ситуаций.

5
Перемена с увлечением.
- учить детей правильно проводить перемены;
- развивать умение думать, рассуждать, о последствиях своих действий;
- способствовать организованному проведению перемены.
Настольные игры, беседа

6
В гости к нам пришёл портфель.
- научить собирать портфель, брать в школу только самые необходимые вещи;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к книгам и другим школьным принадлежностям.
Театральное представление шефов, игра.

7
Школа вежливости.
- ознакомить с этическими нормами поведения;
- дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Практическая работа, игры, конкурсы

8
«Просто я работаю волшебником».
- воспитывать уважение к старшим;
- прививать культуру поведения в семье.
Обсуждение ситуаций, конкурсы, игра

9
Порадовать близких – как это просто.
- учить чувствовать настроение другого, быть внимательным к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту;
- учить анализировать соё поведение, свои поступки.
Обсуждение ситуаций, конкурсы, игра

10
Режим дня – основа жизни человека.
- убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;
- учить составлять режим дня;
- прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;
- учить ценить время.
Беседа, работа в группах.

11
Путешествие в страну здоровья.
- ознакомить детей с гигиеническими правилами и способами ухода за кожей рук и зубами;
- научить приёмам снятия напряжения глаз;
- пропагандировать здоровый образ жизни.

Беседа, практикум, игра.

12
Глаза - главные помощники человека.
- учить беречь свои глаза;
- ознакомить с элементарным строением глаз.
Беседа, практическая работа, гимнастика для глаз.

13
В гостях у светофора.
- закреплять знания о безопасности на дорогах;
- воспитывать сознательность в исполнении ПДД.
Игра, викторина.

14
Каждой вещи свое место.
- научить детей бережному отношению к вещам;
- соблюдению порядка при их использованию.
Чтение сказки, творческая работа.

15
Доброе слово – что ясный день.
- показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть;
- учить задумываться над сказанным словом.
Практическая работа, игра

16
Человек среди людей.
- ознакомить учащихся с понятием «культура мира» и раскрыть его составляющие;
- показать значимость образования в формировании учеников положительной я-концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.
Беседа, тренинг, творческая работа

17
Когда лень – всё идёт через пень.
- показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными;
- развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора, используя художественные произведения.
Чтение сказок, инсценировка их, обсуждение, конкурсы.

18
День защитников Отечества.
- рассказать о празднике День защитников Отечества;
- воспитывать уважение к армии, развивать смекалку.
Беседа, конкурсы, игры

19
Потолкуем о маме.
- способствовать заботливому отношению к маме, сестре, бабушке.
Беседа, конкурсы, игры

20
Все профессии важны, все профессии нужны.
- ознакомить детей с несколькими видами профессий;
- показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Беседа, конкурсы, игры, ребусы

21
Люби книгу.
- объяснить школьникам, почему надо любить книги;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- ознакомить с правилами обращения с библиотечными книгами.
Экскурсия в библиотеку, беседа, творческая работа.

22
Мы – юные читатели.
- прививать интерес к чтению книг, самостоятельному общению с ними.
Беседа, викторина.

23
Игра «Мои любимые сказки»
- в игровой форме вспомнить любимые сказки.
Викторина, кроссворды.

24
Знакомство с оценками.
- ознакомить детей с оценками.
Театральное представление шефов,

25
День космонавтики.
- ознакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства;
- воспитывать желание быть сильным и здоровым.
Беседа, конкурсы, игры.

26
В мире животных.
- формировать представление о том, что в живом мире на планете Земля всё тесно взаимосвязано, поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на земле;
- способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных.
Беседа, игра, загадки.

27
Правила безопасности при общении с животными.
- ознакомить детей с правилами безопасного общения с животными;
- воспитывать доброжелательное отношение к ним.
Беседа, практическая работа

28
Чудо земли – хлеб.
- формировать представление о том, как делают хлеб;
- воспитывать бережное отношение к хлебу;
- закрепить представление о значимости хлеба в рационе питания.
Беседа

29
Да здравствует вежливость!
- повторить правила поведения на улице и в общественных местах, в школе;
- формировать у детей понятие «Вежливые слова» и пополнить их словарный запас;
- подвести детей к мысли о том, что недостаточно внешней культуры, нужна ещё и внутренняя, которая не позволяет человеку быть грубым и чёрствым.
Обсуждение ситуаций, беседа.

30
Можно и не ссориться.
- дать детям представление о саморегуляции в критических ситуациях;
- воспитывать умение управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.
Чтение рассказа, разыгрывание ситуаций.

31
Без друга в жизни туго.
- ознакомить с понятием друг;
- формировать такие качества, как умение дружить, беречь дружбу;
- развивать умение рассуждать.
Работа в группах, обсуждение ситуаций.

32
Твой труд дома.
- учить выполнять свои обязанности по дому;
- воспитывать уважение к старшим и заботу о них.
Чтение и обсуждение историй.


2 класс
Всего: 35часа (1 час в неделю)

№ п/п
Тема занятий
Планируемые результаты
Предлагаемые формы проведения

1.
«Школьные годы чудесные».
- создать праздничное настроение 1 сентября;
- формировать у детей культуру поведения в школе.
Беседа, школьная линейка.

2.
Конкурс рисунков на тему «Осень в родном краю».
- воспитывать чувство гордости за свой край;
- развивать творческие способности.
Практическая работа, организация выставки

3.
Школа вежливости.
- ознакомить с правилами поведения со старшими;
- вырабатывать навыки и привычки поведения.
Беседа, презентация

4.
Режим дня и здоровье.
- познакомить учащихся с режимом дня;
- помочь осознать необходимость его соблюдения.
Устный журнал

5.
«Старость надо уважать»
- воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

Подготовка концерта.


6.
Благоустроим школьный класс.
- воспитывать трудолюбие;
- формировать чувство прекрасного;
- прививать любовь к растениям.
Озеленение класса

7.
«Семь бед – один ответ»
- закрепить понимание того, какой поступок является хорошим;
- дать возможность мысленно представить себя на месте человека, попавшую в трудное положение;
- воспитывать гуманизм.
Игровые ситуации,
обсуждение.


8.
«Доброе семя – добрый и всход».
- представить свою семью;
- учить уважать семейные традиции;
- составить классный «семейный» альбом
Праздник

9.
«Я люблю тебя, Россия»
- ознакомление с историей России, ее символикой, законами, традициями
Презентация


10.
Мои права и обязанности.
- ознакомить с Конституцией России;
- воспитывать гражданственность
Презентация

11.
«Чего в других не любишь, того и сам не делай».
- ознакомить с правилами дружбы;
- показать важность истинных друзей в жизни человека;
-учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.
Игровые ситуации

12.
Мастерская Деда Мороза
- развивать творческие способности;
- воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма
Практическая работа

13.
Игра – викторина
« Приходи, Коляда»
- познакомить с разновидностями календарных зимних обрядовых песен;
- формировать творческие умения.
Праздник, игры.

14.
«В труде человек хорошеет».
- воспитывать трудолюбие;
- работать над сплочением коллектива;
- воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе
Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц

15.

«Мягкие лапки, а в лапках царапки».

- формировать знания об окружающем мире;
- воспитывать внимательное отношение к животным
Презентация на тему «Домашние животные и растения»
Беседа о домашних питомцах

16.
«Приходите в гости к нам».
- познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях
- формировать чувство такта, сдержанности
Игровые ситуации

17.
«Скажи себе сам»
- разъяснить понятия «честь», «долг»;
- формировать морально-этическое сознание
Беседа. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

18.
«Все на белом свете солнышкины дети».
- работать над сплочением коллектива;
-воспитывать чувство взаимопомощи
Игры, конкурсы.

19.
«В поисках радости».
- выявить у учащихся представления о счастье;
- формировать любознательность
Путешествие за птицей счастья.

20.
Родные руки
- развивать творческие способности;
- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.
Концерт для мам и бабушек.


21.
Поговорил бы кто со мной.
- учить детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения
- объяснить, какую роль играет друг в жизни человека.
Беседа

22.
Путешествие в кладовую народной мудрости.
- расширить знания о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни);
- познакомить с традициями русского народа;
- учить видеть в фольклорных текстах картины реальной жизни людей.
Игра

23.
Волшебные слова.
- повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим;
- показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть;
- учить задумываться над сказанным словом.
Игровые ситуации.

24.
Мы – дети галактики.
- познакомить с историей освоения космоса;
- воспитывать желание быть сильными и здоровыми.
Устный журнал

25.
Праздник праздников.
(Светлое Христово воскресенье - Пасха)
- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;
- показать, как на Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость;
- побуждать детей к творчеству;
- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации;
- организовать участие самих детей в народных обрядах, играх.
Тематический обрядовый праздник

26.
Я люблю трудиться дома
- воспитывать уважение к старшим и заботу о них;
- учить выполнять свои обязанности по дому;
- прививать любовь к труду.
Игровые ситуации.

27.
Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
- ознакомить с понятием «культура мира»;
- формировать позитивное отношение к окружающему миру;
- развивать коммуникативные качества.
Устный журнал

28.
Папа, мама, я – лучшая семья.
- показать значимость семьи в жизни человека;
- воспитывать уважение к семейным традициям.
Конкурсная программа.

29.
Поговорим о доброте.
- развивать представление о доброте и зле,
- воспитывать стремление совершать добрые дела;
- развивать самооценку.
Путешествие на планету добра. Проект.

30.
«Давайте поговорим о войне»
- продолжать знакомить детей с историческими событиями;
- развивать творческие способности;
- воспитывать патриотизм.
Экскурсия в историю, презентация.

31.
«Ветеран живет рядом»
- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;
- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.
Встреча с ветераном В.О.войны.


32-33
Подарок школьному коллективу.
- воспитывать трудолюбие;
- формировать чувство прекрасного;
- прививать любовь к растениям.
Разбивка клумбы, обще-
коллективная деятельность.

34.
«Вот и стали мы на год взрослее и умней»
- воспитывать чувство коллективизма;
- учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, разделять радости и печали.
Заключительный праздник с играми, конкурсами,
песнями.


3 класс
Всего: 35часа (1 час в неделю)
№ п/п
Тема занятий
Предполагаемые результаты
Предлагаемые формы проведения

1.
Здравствуйте все!
- создать праздничное настроение 1 сентября;
- раскрыть тайну слова «здравствуйте»;
- Формировать осознанное употребление данного слова в речи.
Беседа, игра – путешествие.

2.
Что значит быть культурным человеком?
- разъяснить, что определяет культурного человека;
- повторить правила поведения человека в обществе.
Беседа

3.
Общее и особенное для мальчиков и девочек
- составить перечень важных человеческих качеств;
- готовить детей оценивать самих себя и своего товарища.
Круглый стол

4.
Мой дом – моя семья.
- способствовать заботливому отношению к близким, маме;
- развивать творческие способности.
Написание сочинения о мамах или «Моя семья»

5.
Со взрослыми и сверстниками.
- воспитывать чувство уважения к старшему поколению;
- прививать любовь к труду.
Изготовление памятных подарков своими руками.

6.
«А что о дружбе пишут люди?»
- познакомить с произведениями детских писателей о дружбе;
- учить дружить.
Посещение библиотеки, беседа

7.
Мисс Кис-кис и мистер Мяу.
- формировать знания об окружающем мире;
- воспитывать любовь и внимательное отношение к животным.
Рассказ-представление, конкурсы, сценка.

8.
Дом, в котором я учусь.
- воспитывать бережное отношение к школьному имуществу;
- закрепит правила поведения в школе.
Беседа

9.
День народного единства.
- познакомить с историей возникновения праздника;
- воспитывать уважение к своему народу.
Презентация.

10.
Подари учителю дело и слово доброе.
- показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть;
- учить задумываться над сказанным словом.
Практическая работа, игра

11.
Тепло родного дома.
- показать значимость семьи в жизни человека;
- воспитывать уважение к семейным традициям.
Составление родословной

12.
День Конституции.
- продолжать знакомить с Конституцией России;
- воспитывать гражданственность.
Беседа

13.
Вглядись в себя – сравни с другими.
- познакомить с элементарными правилами товарищества;
- упражнять в применении правил поведения с товарищами;
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Конкурс стихов о товариществе, их разбор

14.
Одной рукой узла не завяжешь.
- формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свой класс;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
Спортивные соревнования

15.
В гостях у Деда Мороза.
- познакомить с историей возникновения праздника, с новогодними традициями;
- рассказать о праздновании Нового года в других странах;
- воспитывать уважение к традициям других народов.
Устный журнал

16.
Рождественские посиделки
- продолжать знакомить с историей христианских праздников;
- формировать творческие умения.
Праздник

17.
Чего в других не любишь, того и сам не делай.
- разграничить понятия «невежа» и «невежда»;
- учить быть вежливыми.
Беседа

18.
«Учись дорожить школьной дружбой».
- привлечь внимание учащихся к проблеме школьной дружбы;
- познакомить с законами, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести друзей.
Игровые ситуации

19.
Коллектив начинается с меня.
- воспитание коллективизма;
- воспитание взаимопомощи;
- развитие творческих способностей.
КВН

20.
Делу - время, потехе – час.
- воспитывать патриотизм;
- формировать чувство долга перед своим Отечеством;
- воспитывать чувство гордости за наших воинов.
Игра-соревнование

21.
Отворите волшебные двери добра и доверия.
- выяснить в каком свете дети выглядят в глазах других;
- разъяснить детям, что от одного слова человек может вспылить, рассердиться;
- формировать сдержанность, чувство такта.
Беседа, обсуждение ситуаций

22.
Подарок маме.
- воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам;
- развивать творческие способности;
- прививать любовь к труду.
Практическая работа

23.
Любим добрые поступки.
- воспитывать гуманность в человеке, чувство сострадания к чужому горю, готовность помочь в беде.
Разбор жизненных ситуаций

24.
В труде человек хорошеет.
- уяснить смысл слова «трудолюбивый»;
- формировать желание быть трудолюбивым.
Беседа

25.
Они трудятся для нас.
- расширить представления о профессиях;
- прививать любовь и уважение к людям труда.
Презентация

26.
Светлое Христово воскресенье.
- продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа;
- побуждать детей к творчеству;
- воспитывать интерес к духовной жизни русской нации.
Практическая работа.
Организация выставки

27.
Секретные советы мальчикам и девочкам.
- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
- создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
Устный журнал

28.
Культура поведения на дороге и в транспорте.
- вспомнить правила поведения на дороге и в транспорте;
- составить схему передвижения из дома в школу и обратно, предупреждая опасные места.
Встреча с работниками ГИБДД

29.
Береги свое время и время других.
- формировать и развивать понимание того, что надо ценить свое и чужое время;
- воспитывать ответственность, аккуратность в обещаниях.
Беседа с использованием игровых ситуаций

30.
«Мой цветок в букет Победы».
- формировать у детей чувство сопричастности к истории своего народа.

Сбор – анализ достижений и успехов за год обучения в школе

31.
«Мы помним и чтим».

- формировать у детей чувство сопричастности к истории страны, своего народа;
- воспитывать гордость за героев страны, патриотизм.
Встреча с ветераном В.О.войны.


32.
Цветы, цветы – в нём Родины душа.
- рассказать о значении растений и их пользе в экологии;
- учить защищать зеленые насаждения;
- воспитывать трудолюбие
Посадка цветов на школьной клумбе.

33.
Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
- разъяснить какими чертами должен обладать друг
- воспитывать чувство взаимопомощи, гуманизм.
Круглый стол

34.
Игра – путешествие «ТЫ+МЫ»
- способствовать формированию у детей навыков общения и сотрудничества;
- Организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения;
- наметить пути и способы дальнейшего развития классного коллектива, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в нём полезным, значимым и необходимым.
Игра, практическая работа в группах.


4 класс
Всего: 35часа (1 час в неделю)


·п/п
Тема
Цель
Предлагаемые
формы проведения

1
Введение.
-познакомить с курсом духовно- нравственного воспитания на новый учебный год.
Беседа

2
Доброта.
- обсуждение проблемы: « Что нужно для того, чтобы развилось такое качество как доброта?»
Практическая работа, организация выставки

3
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих.
Беседа, презентация

4
Добро и зло вокруг нас.
- формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
-развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Устный журнал

5
Жизнь дана на добрые дела.
- облагораживание души и сердца подростка; - обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей.
Беседа, презентация

6
Практикум доброты и вежливости
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать и понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характера.
игра

7
Жизнь прожить не поле перейти.
- определить какими качествами обладает мудрый человек.
- сравнить мудрость и ум.
-установить, кто является мудрым человеком.
Игровые ситуации, упражнения


8
Сила добра.
- установить: может ли доброта исцелить человека.
Работа в группах

9
Благородство.
-познакомить с понятием «благородство».
-определить, какою бы стала жизнь на земле, если бы было больше благородных людей.
беседа


10
Гордость.
- выяснить: - нужна ли человеку гордость;
-кто может быть гордым; как гордыня влияет на душу и характер человека.
-уметь различать гордость и хвастовство.
- умение гордиться не только своими поступками, но и достижениями своих близких.
Презентация + беседа

11
Эгоизм в моей жизни.
- уточнить понятие «эгоизм»
- развивать умение анализировать свои поступки и мысли.
Игровые ситуации

12
Дружба начинается с улыбки.
- определить, какой бывает дружба.
- изобразить «Сияющую дружбу».
- выбрать «тайного друга».
Практическая работа

13
Не имей сто рублей. А имей сто друзей.
- составить советы человеку, который хочет иметь друзей, но не может их найти.
- найти различие между дружбой и любовью.
- обсуждение самого необходимого качества для дружбы.
Практическая работа, работа в парах

14
Мир красоты человека.
- установить: - как влияет поиск прекрасного на внутренний и внешний облик человека;
-если бы каждый искал прекрасное вокруг себя, какою бы стала жизнь;
- в каждом ли человеке, можно найти что-то прекрасное.
Коллективная работа: изготовление кормушек для птиц

15
Красив человек делами и хорошими поступками
- перечислить качества и навыки, необходимые в жизни и учёбе.
- рассказать о мастерски сделанной вещи.
Презентация на тему «Домашние животные и растения»
Беседа о домашних питомцах

16
Зажги звезду любви и добра
- составить проект «Школы любви» и защитить его.
проект

17
Уважение к людям.
Без чего не может жить человек.
- воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости.
- добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.
занятие

18
Золотое правило нравственности.
- составить список самых основных правил уважения
- довести до сознания учащихся: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе
- нарисовать дерево уважения.
Практическая работа

19
Будем милосердны к старости.
- воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым;
- добиваться, чтобы эти чувства прошли через мысли учащихся, были приняты сердцем и превратились в добрые, красивые поступки.
Посещение больных, учителей ветеранов

20
Тепло родного очага.
- систематизация понятий и представлений, учащихся о составляющих красоту души ценностях/качествах
- стимулирование потребности учащихся искать и находить друзей, а также дружить с другими ребятами.
- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье, классу.
Концерт для мам и бабушек.


21
Роль отца в воспитании.
- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своему отцу.
Беседа

22
Чудо материнской любви.
- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к своей матери.
Чтение рассказов о маме

23
Счастливые дети – счастливые родители.
- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье.
Конкурс рисунков «Моя семья».

24
Спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья».
- прививать детям основы здорового образа жизни, развивать навыки двигательной активности, координации движений, способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья.
- воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за других.
Спортивные соревнования

25
Мы граждане своей страны
- помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом
- дать представление о Конституции РФ.
- воспитывать определённые отношения каждого ученика к позиции «быть гражданином».
Тематический праздник

26
Деревня, в которой ты живёшь.
- воспитывать любовь к своему краю;
- уважение к людям села;
бережное отношение ко всему тому, что окружает.
Экскурсия по селу

27
Все люди братья.
- довести до сознания детей, что инвалиды имеют право на полноценную жизнь, а государство проявляет о них заботу; приучать детей к здоровому и полноценному образу жизни
- уважение к окружающим людям, в каком бы статусе человек не был
Устный журнал, презентация

28
Человек – это звучит гордо.
- обсуждение вопроса: «что надо человеку, чтобы его уважали».
- нарисовать дерево уважения.
Практическая работа

29
Человек защищён законом
- воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;
- мотивация на свое культурное поведение
- дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя гражданами своей страны.
Проект

30
Что такое преступление?
- разбор жизненных ситуаций;
- научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков;
- формирование навыков анализировать правовые документы.
Презентация

31
Мой дом – моя крепость.
- воспитание в детях чувство любви, уважение привязанности к дому, к своей семье.
Беседа

32
Я – сын твой Россия.
- воспитывать любовь к Родине;
- чувство гордости за Отчизну;
- написать сочинение на тему: «Я люблю тебя, Россия»
Сочинение

33
Конкурс рисунков на тему «Мир глазами детей».
- нарисовать цветок щедрости из своих добрых дел.
Конкурс рисунков

34
Итоговое занятие «Жить добро творить».
- подведение итогов курса по духовно-нравственному воспитанию.
Праздник



Список литературы, рекомендуемой при реализации программы
Архарова Л.И. и др. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Балабанова И.П. Счастливая этика. – М., 1997.
Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл. : Кн. для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997.
Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Идельбаев М.Х., Сулейманов А.М. Живые родники (История, литература и культура Башкортостана). – Уфа: Китап, 2006.
Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. – Псков, 1997.
Клюева Н.К., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, «Академия развития», 1997.
Козлов Н. Философские сказки. – Ростов-на Дону: Изд-во «Феникс», 19994.
Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селивёрстова Н.А. Этика. Учебное пособие для учащихся. – М.: «СПЕКТР», 1994.
Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. М., Педагогический поиск. 2004, № 3 – 6.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Прутченков А.С. Наедине с собой. – М. 1996
Фольклор и дети: Сборник материалов / Сост. Д.Л. Кредлина. – М., 1994.
Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 1997.
Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
Список литературы, используемой при написании программы
Алоева М.А. .Классные часы в 5-х классах / Под ред. Г.Н. Сибирцовой. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
Ахматов А.Ф. Основы теории обучения: Курс лекций. Учебное пособие для студентов / Под ред. И.А. Тютьковой. Коломна, 2002.
Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. – М.: Мнемозина, 1997.
Божович Л.И. Личность школьника и проблемы воспитания. М., 1990.
Валеев И.И.Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1998.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
Дик Н.Ф.Классные часы и нестандартные уроки в 1 – 2-х классах. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Дик Н.Ф.Классные часы в 3 – 4-х классах. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Линка-Пресс», 1998.
Игра как педагогическое средство. / И.В. Батракова. Вологда, ВГПУ, «Русь», 1998.
Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
Карим М. Собрание сочинений. В 3-х т. М.: Худож. лит., 1983.
Коротаева Е. Хочу, могу, умею. М.: КСП, 1997.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. М.: ТЦ «Учитель», 2001.
Кунафин Г.С. Культура Башкортостана и башкирская литература XIX – XX века. – Уфа: Китап, 2006.
Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 3 – 6.
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.
Практикум по возрастной психологии: / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Спб.: Речь, 2001.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. – М.: ГИЦ Владос, 2001.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М. 1973.
Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания // Начальная школа. 2006, № 11
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.
Ушинский К.Д. Избр. пед. произв. М., Просвещение. 1968.
Филимонова А.А., Коротюк Л.В., Грезина З.С. К вопросу о начальном литературном образовании и духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. 2002, № 6
Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Список книг, рекомендуемых для детского чтения
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
Артюхова Н. «Трусиха»
Атнабаев А. «Край мой»
Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –
добрая душа»
Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин»
Биишева З.А. «Колесница-летунья»
Богданов Н.А «След человека»
Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
Бунин И.А. Матери
Винокуров Е.М. «Мальчики»
Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Совесть», «Чук и Гек»
Гарипов Р. «Жаворонок»
Даян К. «Батыр полей», «Шаймуратов генерал»
Дик И. «Красные яблоки»
Добронравов Н. «Если отец герой!»
Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным»
Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет», «Люди сильны друг другом»
Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
Игебаев А. «Вы не верьте»
Карим М. «О березовом листе»
Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»
Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
Носов Н.Н. Рассказы
Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
Пляцковский М. «Мама»
Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
Пушкин А.С. Сказки
Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
Симонов К.М. «Родина»
Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!»
Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»
Халим Айдар «Удивительный мальчиш Биктырыш»
Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
Юлтый Д. «Хлеб»
Яковлев Ю. «Мама»
СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Верность - стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что-либо, то обязательно исполнит.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести.
Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета.
Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная морально-психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем-то.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какого-нибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением, проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность – моральное качество, включающее правдивость, принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях, закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе.
Добро и зло. С детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. «Добро» и «зло» как центральные понятия представляют наиболее общую форму выражения моральной оценки, разграничивающую нравственное и безнравственное. Через призму этих понятий происходит оценка поступков человека, его деятельности. Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал; добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает как мотив поступка; добро может выступать как добродетель, как моральное качество личности. Добро противостоит злу. К сожалению, подчас в этой борьбе сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.
Действовать в морали – значит выбирать между добром и злом.
Этикет – правила учтивости и обхождения принятые в обществе, воплощающие внешнюю культуру поведения.
В.Г.Белинский: «Будьте вы человеком какого угодно вам происхождения, держитесь каких вам угодно убеждений – светскость вас не испортит, а только улучшит». Т.о., этикет – это не лишние церемонии, не усложнение простых отношений, это один из важных элементов личностной культуры. Правила этикета призваны подчеркнуть доброжелательное, уважительное, корректное отношение человека к окружающим, они утверждают человечность, гуманность. Правила этикета направлены на то, чтобы общение доставляло людям радость.
Единство правил этикета и ценностей морали составляет основу подлинной культуры человеческих отношений.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. «Друзей много, да друг один», «Будешь друг, да не вдруг». В дружбе главное духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.
Законы дружбы
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить радость.
Не смейся над недостатками друга.
Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.
Не обманывай друга ни в чем. Будь с ним честен.
Умей в тактичной форме указать на недостатки друга.
Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Не предавай друга.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,
отражающие нравственные ценности
Герой – за Родину горой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Своя земля и в горсти мила.
Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Где родился, там и сгодился.
Всякому мила своя сторона.
За край свой насмерть стой.
Где смелость – там победа.
Русский боец – всем молодец.
Смелого враг не берет.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
Друг денег дороже.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Друг познается в беде.
Всякая дорога вдвоем веселей.
Доброе братство лучше богатства.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Тайное всегда становится явным
Шила в мешке не утаишь.
Кто правдой живет, добро наживет.
Правда светлее солнца, дороже золота.
Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Скромность каждому к лицу.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Совесть без зубов, а гложет.
Не дал слово – крепись, а давши – держись.
Нет большего позора, как не выполнить уговора.
«Помогу, помогу», - а пришло: «Не могу».
Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Кто ленив, тот и сонлив.
Лень до добра не доводит.
Ленивому всегда праздник.
Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
Кто любит труд того люди чтут.
Без дела жить – только небо коптить.
Всякий человек у дела познается.
Делано наспех – сделано насмех.
Играть играй, да дело знай.
У ленивого что на дворе, то и на столе.
Делать добро спеши.
Свет не без добрых людей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Зла за зло не воздавай.
Добро помни, а зло забывай.
За добро плати добром.
Доброму слову и добрая слава.
Доброму слову – добрый ответ.
Великое слово – «Спасибо!».
От вежливых слов язык не отсохнет.
Других не суди – на себя погляди.
На что клад, когда в семье лад.
Почитай старых, сам будешь стар.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Мир да лад – большой клад.
На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
При солнце тепло, а при матери – добро.
Своя семья – самые верные друзья.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Здоровье дороже золота.















15