Проект «ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА У РЕБЁНКА»


Проект«ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ В КОРРЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА У РЕБЁНКА»
Тип проекта
По доминирующему методу: исследовательский, практико-ориентированный, творческий
По характеру контакта: открытыйПо характеру участия: воспитанник – участник
По продолжительности: годичныйПо содержанию: разработка новых форм и методов
По характеру охвата: фронтальныйАктуальность
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком как средством и источником формирования гармоничной личности ребенка.
Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом – важнейший аспект в коррекционно образовательной деятельности ДОУ.
Цель
Повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
1403350130175000Рационально планировать работу с родителями, способствуя их активному включению в коррекционный процесс.
Включение родителей в активную коррекционно – развивающую деятельность.
Гипотеза
134747016827500Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей позволит находить индивидуальный подход к каждому ребенку, развивать его познавательную, творческую активность. Используя помощь родителей, дети будут активнее пользоваться речью как средством общения и познания.
Проблема?
Как повысит эффективность коррекционно – развивающей работы?
Идея
Приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи.
Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот убедить в успешности усвоения им определенных знаний и умений.
Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Участники проекта
Учитель – логопед, воспитатели, родители, дети старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты
Выявить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития речи ребенка с помощью анкетирования.
Включить родителей в коррекционно – развивающий процесс по устранению речевых недостатков у детей в домашних условиях через рабочие тетради детей.
Родители самостоятельно находят и используют материалы для развития речи детей.
Этапы проекта
Работа по взаимодействию логопеда и родителей проходит в три этапа.
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап.
1 этап
Информационно – аналитический (подготовительный)
Выяснение образовательных потребностей родителей и уровня их компетентности в вопросах речевого развития ребенка (анкетирование)
Подбор методических материалов.
Сбор амнестических данных об особенностях развития каждого ребенка.
Анализ особенностей семьи, выявление характерных черт семейного воспитания и выработка индивидуального подхода к каждому.
Подбор методов и наглядного материала для работы с учетом индивидуального психофизического развития детей.
Установление единых требований к ребенку логопеда, воспитателя и родителей.
2 этап
Основной (практический)
Разработка и внедрение системы методических мероприятий по вопросам речевого развития.
Оформление папок – передвижек для родителей.
Закрепление и автоматизация материала полученных во время логопедических занятий, речевых умений и навыков.
Направления работы с родителями
Нетрадиционные формы с родителями
Познавательные направления
Высокоэффективные методы и приемы работы с родителями.
Наглядно – информационное направления
Досуговое направление в работе с родителями.
Методы и приемы работы с родителями
Оформление стендов и других наглядных материалов
Анкетирование родителей
Тестирование родителей
Экспресс опрос
Использование компьютерных технологий
Индивидуальные беседы
Моделирование игровых и проблемных ситуаций
Выявление передового опыта семейного воспитания
Участие родителей в педагогических советах
Советы и рекомендации по интересующей проблеме
Родительские собрания
Консультации
Выставки детских работ
Совместные экскурсии
Дни общения
Дни добрых дел
Беседа за «Круглым столом»
Дискуссионный «Круглый стол»
Педагогическая гостиная
«Педагогический калейдоскоп»
Вечер вопросов и ответов
3 этап
Заключительный (контрольно–диагностический)
Сравнительный анализ компетентности в вопросах речевого развития детей в начале периода обучения и в конце периода обучения.
Результаты работы с родителями на начало учебного года
27 % родителей проявляли заинтересованность
44% проявляли активность
17% компетентность
Вывод
Таким образом, из результатов анализа видно, что большинство родителей показывает на начало года сравнительно невысокий уровень педагогической компетентности, считают, что дефект не столь серьёзен и может пройти спонтанно. И такому же большинству родителей не хватает грамотности, они видят дефект поверхностно, обращая внимание лишь на произносительную сторону речи. В последнее время появляются родители, которые проявляют якобы осведомлённость и огромный интерес к процессу коррекции, сетуют, если он затягивается, но на самом деле, дома с ребёнком практически не занимаются.
На конец года мы надеемся, что результаты значительно улучшатся, тем не менее необходимо проведения просветительской работы с родителями, привлекать внимание родителей к проблеме ребёнка.
Эффективность данной работы
Детям – положительная динамика речевого развития, успешная адаптация в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку
Родителям – положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ, использовать знания по развитию речи детей
Педагогам – положительный психологический климат в коллективе, заинтересованность в творчестве и инновациях, получение положительных результатов педагогической деятельности.
Образовательному учреждению – благоприятные условия для профессионального роста педагога, повышение статуса ДОУ.