Посчитаем и подумаем «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут… занятие по программе Прикладная экономика для воспитанников детского дома

Посчитаем и подумаем «Всюду деньги, деньги, деньги, всюду деньги – там и тут"
Цель: проверить и обобщить полученные знания по теме “Деньги”.
развить стремление к анализу полученной информации;
практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях;
формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.
Оборудование и материалы: плакаты «образцы денежных единиц разных стран»; плакат с эпиграфом; денежные единицы разного достоинства: 1 “эконом”, 2 “эконома”, 3 “эконома”, “5 экономов”.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает командам занять свои места. Члены жюри получают бланки своих протоколов для каждой команды, “экономы”.
Воспитатель: - Сегодня на уроке мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему “Деньги”. Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им”
- Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
Первый конкурс “Защита творческих проектов”
Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение, обоснованность выступления. В качестве примера были предложены следующие варианты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Лучшее выступление оценивается в 5 “экономов”. Второе место – 3 “эконома”, третье место – 1 “эконом”.
Второй конкурс “Разминка”
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Здесь дети проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.
Вопросы для разминки:
Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
Правильно ли утверждение, что деньги – это такой же товар, как и любой другой товар или услуга?
Ответ: Да.
Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое?
Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?
Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю”
Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.
Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница?
Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени
Третий конкурс “Русские пословицы”
В процессе проведения этого конкурса дети имеют неоценимую возможность развивать свою речь и показать знание истории своей страны. Командам необходимо объяснить смысл русских пословиц, заменив старинные названия денег на современные. Например, “за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз”, объяснение – “за морем телушка – четвертая часть копейки, да рубль (100 копеек) перевоз”, то есть где-то далеко от нас и есть товар подешевле, но вместе со стоимостью перевозки он обойдется намного дороже, чем тот, который куплен на родине.
Каждая команда получает по две карточки с пословицами по жребию.
Пословицы:
Не было ни гроша – да вдруг алтын
Восьми гривен до рубля не хватает
Пожалел алтын – потерял полтину
Три денежки в день – куда хочешь, туда и день
Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда
Сделал на пятак, а испортил на гривенник
Четвертый конкурс “Пинг-понг”
Каждая команда подготовила для своих соперников два вопроса. И теперь они по очереди задают друг другу эти вопросы, как будто отдают подачи шариком пинг-понга. За каждый правильный ответ команда получает по два “эконома”. Первая команда задает вопрос второй, вторая – третьей, третья – первой и т.д.
Пятый конкурс “Ипподром”
В произвольном порядке раздаются карточки, на которых есть какие-то утверждения или вопросы, на других – ответы. Надо подобрать себе пару, чтобы на заданный вопрос был подобран правильный ответ. Дети свободно передвигаются с целью поиска себе нужной пары. Детис вопросами – “скакуны” с ответами – “жокеи”. Каждой правильно подобранной паре начисляется по два балла (по одному – каждому участнику), поскольку в парах могут оказаться представители разных команд. Такая форма игры требует большого внимания со стороны ведущего за соблюдением дисциплины, но детям она доставляет удовольствие и позволяет немного подвигаться. Время конкурса разумно ограничить 3-4 минутами (или, как вариант, оценивать только первые пять, семь правильно подобранных пар).
Карточки:
Вопросы:
1. Иена – это денежная единица страны 2. Прямой товарообмен без участия денег 3. Общее название ордынских денег на Руси 4. Человек, который хорошо разбирался в монетах всех стран, знал пропорции обмена одной монеты на другую 5. Человек, который подделывал монеты или снижал содержание в них драгоценных металлов 6. Ввозимые в Россию из австрийских владений серебряные монеты 7. Название денежной единицы, в название которой входит единица веса 8. Национальная денежная единица в России появилась 9. Первые бумажные деньги в России появились 10. В этой стране в XVII веке губернатор приказал использовать игральные карты с его подписью в качестве денег 11. Одалживание денег – грех, который нельзя отмолить (автор) 12. Ведение меценатской деятельности как замаливание греха в средневековой Италии (знаменитое семейство) 13. Страна, которая первой в мире стала печатать бумажные деньги 14. Как называется коллекционирование монет 15. Обесценивание бумажных денег, которое сопровождается ростом цен на товары
Ответы:
Япония бартер тенге меняла фальшивомонетчик иохимсталеры фунт стерлингов во времена царствования Ивана III во времена царствования Екатерины II Канада Фома Аквинский Медичи Китай нумизматика инфляция

Вопросов и ответов должно хватить на всех учащихся в классе – по одному вопросу или ответу на каждого.
Итог занятия:
Воспитатель: - Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме «деньги» большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Жюри оценивает конкурсы и после каждого выдает командам соответствующее количество “экономов”. Причем, на свое усмотрение жюри имеет право выдать дополнительное количество денег за особо понравившийся ответ или отобрать “экономы” за некорректное поведение членов команды. В конце игры подводятся итоги по количеству набранных денег.
Команда-победитель обменивает свои деньги на конфеты, остальные команды выбирают самых активных своих членов, принесших наибольшую пользу, и предоставляют им право также получить конфеты.

Заголовок 115