Методическая разработка по экологическому воспитанию детей старшей группы План работы с детьми на год

Перспективный план работы по экологическому воспитанию детей средней группы.

Месяц
Форма проведения


Сентябрь

1.Экскурсия по экологической тропе «В гостях у Сентябринки». Цель: Учить детей различать виды кустарников и деревьев по форме и окраске листьев, наличию плодов, показать различие окраски листвы деревьев, расширять представление о состоянии растений в период золотой осени, закрепить понятие «листопад». Помочь детям увидеть красоту и многоцветие осенней природы, учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражении в музыке.

2.Занятие «Дары осени». Цель: Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, используя в качестве плана модели-картинки, уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования, развивать представления о среде обитания (сад – огород), способствовать накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых.

3.Беседа «Куда исчезают насекомые?» Цель: Закреплять знания детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов и приспосабливаются к сезонным изменениям, воспитывать любознательность.

4. Занятие «Наблюдение за хомяком». Цель: Уточнить представление детей о хомячке, учить устанавливать связи между строением конечностей и характером движения. Воспитывать желание заботиться о животных.









Октябрь


1.Занятие «Кто живёт в лесу?» Цель: Закрепить знания детей об обитателях леса, учить сравнивать животных по признакам сходства и различия внешнего вида, развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса, используя модели. Развивать интерес ко всему живому, воспитывать заботливое отношение.

2. Занятие «Путешествие в царство комнатных растений». Цель: Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать учить детей описывать комнатные растения, отмечая сходства и различия, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

3.Целевая прогулка по экологической тропе «Я по лугу гуляла». Цель: Способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи состояния растений с сезонными изменениями. Закрепить знания детей о строении травянистых растений. Воспитывать интерес к растениям, заботливое отношение к ним.

4. Занятие «Наблюдение за рыбкой». Цель: Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида и поведения рыб с использованием модели, об условиях для их нормальной жизнедеятельности; воспитывать желание ухаживать за рыбками.



Ноябрь

Экскурсия по экологической тропе «Хмурая, дождливая осень наступила». Цель: Расширять представления детей об осенних изменения, обогащать знания детей о кустарниках и деревьях, воспитывать любовь к природе родного края.

2.Беседа «Как дикие животные готовятся к зиме». Цель: Способствовать формированию представлений у детей о диких зверях родного края, их внешнем виде, повадках, среде обитания, подготовке к зиме; развивать любознательность. Стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.


3.Занятие «Погода и настроение». Цель: Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями природы, формировать обобщенные представления о признаках природных явлений и устанавливать связи между «настроением» природы и своим собственным.

4.Занятие «Сравнение комнатных растений» (Герань и бальзамин). Цель: учить детей сравнивать растения по окраске, форме, величине листьев, закреплять умение пользоваться моделями, упражнять в обследовательских действиях.



Декабрь

1.Занятие «Какие разные деревья». Цель: Обогащать и углублять представления детей о деревьях, закрепить название их частей и особенности строения, формировать умение составлять описательные рассказы. Воспитывать заботливое отношение к растениям, как к живым существам.

2.Беседа «Как живут растения зимой». Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным изменениям в природе, обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений. Продолжать учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды и степени удовлетворении потребностей.

3.Трудовой десант (Сбор и утаптывание снега вокруг деревьев на участке). Цель: Расширять представления детей о растениях, об их потребностях. Воспитывать заботливое отношение к растениям, как к живым существам, воспитывать трудолюбие.

4.Занятие «Уход за комнатными растениями». Цель: Учить детей практическим навыкам ухода за комнатными растениями, закреплять знание структуры трудового процесса. Воспитывать заботливое отношение к растениям.




Январь

1.Занятие «Какие разные птицы». Цель: Обогащать и систематизировать знания детей о птицах, об их отличительных признаках внешнего вида и поведения. Развивать умение детей сравнивать птиц по признакам, закрепленным в моделях, умению использовать модель в качестве плана рассказа.

2.Трудовой десант (разместить на участке детского сада кормушки для птиц). Цель: Закреплять знания детей о зимующих птицах, о местах их обитания, потребностях и способах их удовлетворения. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

3.Экскурсия в парк. Цель: Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках зимы, знания о зимующих птицах, об особенностях их поведения зимой. Развивать речь, мышление, воображение детей. Воспитывать эстетическое восприятие природы, стремление беречь её.



Февраль

1.Занятие «Снеговичок». Цель: Выявить и расширить представления детей о свойствах снега. Развивать речь, мышление, воображение детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

2.Занятие «Посадка лука». Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место, убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растений, воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

3.Трудовой десант. (Сбор снега для полива комнатных растений). Цель: Закрепить знания детей о потребностях растений, о свойствах снега. Воспитывать заботливое отношение к растениям, трудолюбие и желание участвовать в общем деле.





4.Занятие «Наблюдение за черепахой». Цель: Обогащать представления детей о многообразии природного мира, расширять знания детей о черепахе, как о живом существе, о её характерных особенностях. Учить детей последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия. Воспитывать у детей интерес и заботливое отношение к животным.



Март

1.Занятие «Знакомство с кроликом». Цель: Уточнить представления детей о кролике, учить устанавливать связи между характером движения животного и строением его конечностей; активизировать словарь детей, мышление; воспитывать желание заботится о животных.

2.Занятие «Веснянка знакомит детей с новыми комнатными растениями». Цель: Познакомить детей с новыми комнатными растениями; учить сравнивать растения, упражнять детей в исследовательской деятельности; продолжать учить детей составлять полные и последовательные рассказы о об объекте; воспитывать эмоциональную отзывчивость, заботливое отношение к растениям.

3.Занятие «Посадка гороха в уголке природы». Цель: Систематизировать знания детей о процессе посадки, учить понимать цель, предмет труда, отбирать инструменты, материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Формировать у детей практические навыки посадки растений.

4.Целевая прогулка «В саду повеяло весною». Цель: Развивать наблюдательность детей путём выявления сезонных изменений в природе, развивать умственные операции, умения детей сравнивать и обобщать; развивать связную речь. Воспитывать радостное, эмоциональное отношение детей к пробуждающейся природе.






Апрель

1.Экскурсия к грачевнику. Цель: Обобщать представления детей о птицах на основе выделения существенных признаков. Развивать умение детей соотносить изменения в природе сжизнью птиц весной. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

2.Занятие «Весенние секреты». Цель: Продолжать расширять представления детей о жизни диких животных весной; учить узнавать и называть диких животных родного края и их детёнышей, используя метод символической аналогии; развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к жизни диких животных.

3.Занятие «Что растёт в лесу?». Цель: Продолжать формировать представление детей о лесе, как об экосистеме; познакомить с произведениями искусства на тему весеннего леса; воспитывать бережное отношение к растениям; совершенствовать речь, развивать мышление, эстетический вкус.

4.Целевая прогулка «В гости к первоцветам». Цель: Учить детей узнавать и называть первоцветы, выделять и описывать их характерные признаки, строение. Учить понимать их роль в природе. Воспитывать осознанное, бережное отношение к цветам, эстетический вкус.


Май
1.Экскурсия по экологической тропе «Яблонька душистая, подружись со мной». Цель: Учить детей устанавливать простейшие связи между изменениями в окружающей среде и состоянию растений. Познакомить с особенностями весеннего состояния деревьев (цветением) на примере яблони. Учить детей видеть красоту цветущих деревьев.

2.Занятие «Птицы весной». Цель: Расширять представления детей о птицах весной ( прилёт, гнездование, выведение птенцов, забота о них), развивать умение использовать модели в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать у детей любознательность, желание помогать и заботится о живых существах.


3.Целевая прогулка «Насекомые». Цель: Способствовать расширению и обобщению представлений детей о насекомых (внешний вид, повадки, простейшая связь мс животным и растительным миром, польза, отношение человека к насекомым); развивать умение использовать модель в качестве плана для рассказывания, воспитывать любознательность и бережное отношение.

4.Развлечение «В царстве Берендея». Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, радость от общения с природой. Продолжать формировать гуманность в поведении и деятельности в природе.