Программа учебного исследования для учащихся, реализуемого в процессе изучения географического краеведения в 7 классе.


Программа учебного исследования для учащихся, реализуемого в процессе изучения географического краеведения в 7 классе.

Технологическая карта учебного исследования по географии
Паспорт учебного исследования
1 Проблема (тема) учебного исследования Выявление особенностей географического положения Половинского района
2 Автор программы учебного исследования Васильева Марина Николаевна, учитель географии МОУ «Байдарская ООШ»
3 Возраст обучающихся12-13 лет (обучающиеся 7 класса)
4 Раздел (тема) программы, тема урока Географическое краеведение 7 класс. Географическое положение Половинского района.
5 Время работы над учебным исследованием 1 урок (35-40 минут)
6 Цель и задачи учебного исследования Цель: Выявить особенности физико-географического положения района и отобразить их на ЛОК.
Задачи:
Определить особенности ФГП района на основе работы с картографическими источниками информации (физическая карта Курганской области, Физическая карта РФ).
Отобрать те особенности, которые оказывают наибольшее влияние на особенности природы района.
Подобрать условные знаки для создания ЛОК.
Оформить ЛОК «Особенности физико-географического положения Половинского района».

Аннотация проекта:
Практическая направленность и деятельностный подход курса Географического краеведения построены с учетом раскрытия и использования методов географического познания (в т.ч. картографического, статистического, сравнительного), формирования умений и приемов исследовательской культуры школьников, совершенствования умений работать с краеведческими источниками информации. Данный подход реализуется в ходе обозначенного учебного исследования.
Кроме того, оно направлено на получение учащимися личностных результатов, способствующих индивидуально-личностному развитию, становлению гражданина.
Достижение метапредметных результатов подразумевает формирование у обучающихся самостоятельности, их взаимодействие с одноклассниками, учителем, развитие у них формально-логического мышления, планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей, умение использовать различные знаково-символические средства и т.д.Личностным результатом реализации исследования является формирование следующих умений и качеств:
воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своей малой Родине – Половинскому району;
Метапредметным результатом реализации исследования является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать факты и явления;
выявлять причины и следствия;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (картографическую в ЛОК);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать ее.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Предметным результатом является сформированность следующих умений:
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебной и практико-ориентированной задачи;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- Гипотеза учебного исследования – Существуют особенности физико-географического положения Половинского района, которые влияют на формирование природы района.
- Методы исследования
1) Картографический метод. 
2) Статистический метод. 
3). Сравнительно-географический. 
4) Метод географического моделирования. Создание географических моделей (ЛОК).
- Источники информации и средства обучения:
- Физическая карта РФ;
- Физическая карта Курганской области;
- Атлас Половинского района (учебный проект);
- География Курганской области;
- Статистические данные по районам Курганской области (площадь, население и т.п.).
- Предполагаемый образовательный продукт – Логический опорный конспект «Физико – географическое положение Половинского района».
3. Программа учебного исследования
На основе работы со статистической информацией, выясните дату образования Половинского района, его площадь и количество населения. Нанесите данную информацию на контур района, выбрав для этого оптимальное место на карте.
Дата образования __________________________________________________________
Площадь _________________________________________________________________
Население ________________________________________________________________
Исследуйте карту Курганской области и определите, какие районы граничат с Половинским районом. С каким государством государственная граница РФ проходит по территории Половинского района.
Районы, граничащие с Половинским ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Государство _______________________________________________________________
Исследуйте физическую карту РФ и Курганской области и выясните, в пределах какой крупной формы рельефа расположена территория района. __________________________________________________________________________. Как это повлияло на особенности рельефа района? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите протяженность района с севера на юг и с запада на восток. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие крупные формы рельефа расположены близко к территории района и могли бы повлиять на особенности климата? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По физической карте Курганской области определите какие виды внутренних вод присутствуют на территории Половинского района. Приведите примеры. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите направления и расстояния от Половинского района до ближайших океанов и морей. Какой объект и как будет в большей степени оказывать влияние на формирование климата нашей местности? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите те элементы, которые на Ваш взгляд более всего отображают особенности ФГП Половинского района. Определите для них условные обозначения и нанесите их на ЛОК.
Для обучающихся, которые являются продвинутыми пользователями ПК, данный ЛОК можно выполнить на компьютере.Для обучающихся, не владеющими навыками работы с ПК, ЛОК выполнить вручную на листе бумаги.Какие черты ФГП района повлияли на особенности природы?
Особенность ФГП Его влияние на природу
Удаленность от океанов и морей Расположение в пределах Западно-Сибирской низменности Расположение в умеренном климатическом поясе Расположение к востоку от Уральских гор и.т.д. Форма отчета и представления результатов учебного исследования – выполненная программа учебного исследования и ЛОК.
Возможный результат выполнения программы учебного исследования.
ЛОГИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
«ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛОВИНСКОГО РАЙОНА»

Особенность ФГП Его влияние на природу
Удаленность от океанов и морей Континентальность климата, маленькое количество осадков, большая годовая амплитуда средних температур
Расположение в пределах Западно-Сибирской низменности Равнинность рельефа
Расположение в умеренном климатическом поясе Четыре сезона года
Расположение к востоку от Уральских гор Препятствуют прохождению ВМ с Атлантики, поэтому мало осадков
Удаленность от Северного Ледовитого океана Не оказывает влияния, ВМ с океана успевают нагреться, проходя по равнине
Небольшая протяженность с севера на юг и с запада на восток Небольшие различия в особенностях климата разных частей района
Тест для проверки уровня знаний и умений учащихся по теме учебного исследования.
Территория Половинского района расположена
На юго-западе Западно-Сибирской низменности;
На юго-востоке Западно-Сибирской низменности;
На юге Среднесибирского плоскогорья;
Установите соответствие:
Южный сосед района;1. Притобольный район;
Северный сосед района;2. Казахстан;
Восточный сосед района;3. Варгашинский район.
Площадь Половинского района меньше площади
Куртамышского района;
Звериноголовского района;
Варгашинского района;
Все ответы верны.
Территория Половинского района богата озерами, имеющими небольшую глубину. Это результат взаимодействия:
Гидросфера – литосфера;
Литосфера – гидросфера.
Выберите элементы ФГП района, которые неблагоприятно сказываются на его природе:
Расположение на равнине;
Удаленность от океанов и морей;
Уральские горы, расположенные к западу от территории района;
Переходная зона от лесостепи к степи;