Организация творческой работы обучающихся в курсе преподавания географического краеведения в школе.


Организация творческой работы обучающихся в курсе преподавания географического краеведения в школе.
Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии.
Краеведение необходимо, потому что учащиеся глубоко познают особенности природных условий, население, хозяйство своей местности, что даёт им отчётливое и всестороннее представление об окружающей среде.    В основу школьного географического краеведения заложена та мысль, что своё, близкое понятнее, проще, яснее, чем чужое .Краеведение помогает школьникам глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры", "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 44, часть 3; статья 58). Краеведение решает задачи социальной адаптации воспитанников школы. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. 
Начало краеведению в школе было положено   17 веке Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика». Основное направление краеведческого материала состоит в том, чтобы связать чувственное восприятие с абстрактным мышлением. Анализ программного материала, позволяет придти к  выводу: уделить особое внимание в приобщении учащихся к исследовательской деятельности и реализации краеведческого принципа в обучении, обработке и анализу наблюдений природных процессов, явлений и объектов, активно применять приобретённые знания и умения в общественно полезной природоохранной деятельности.
Сбору краеведческого материала и организации работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей — «дневник краеведа», в которые записываются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Это обязывает обучающихся к повседневным, систематическим записям.
Чаще всего краеведческий материал привлекаю для сравнительной характеристики изучаемых территорий с родным краем. Этим достигается более точное представление об особенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой страны сравниваются с реками своей области, географический комплекс какого-либо региона — с природным комплексом родного края и т. д.
     На краеведческих занятиях стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Используя электронный материал, включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер.
  На уроках и во внеклассных занятиях можно наблюдать в классе совместную деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала. Каждый ребенок на таких уроках вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся не только получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные умения.
     При изучении «Географии воронежского края» интерактивные технологии помогают поддерживать интерес школьников к родной природе, этнографии, охране природы родного края.
Использование краеведческого образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед обучающимися пути рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам, как родного края, так и всей Земли.
В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Информационно-коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе. Использую информационные программ и приложения Microsoft Word, Power Point, что позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.
Большое и важное место занимает творческая работа. Эти работы все чаще обучающиеся выполняют в электронном виде. По учебной тематике предлагаю домашние задания с привлечением краеведческого материала, которые планируется выполнить в течении длительного срока и на самостоятельность в работе, например: сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических презентаций и плакатов.   Примером построенной на краеведческом материале практической работы, может служить работа по изучению тем климата, когда ученики вычерчивают розу ветров, строят графики хода температур, диаграммы облачности; или например сравнение за несколько лет фенологических наблюдений; сравнивание климата своей местности с климатом соседних областей.
Одно из ведущих направлений современного географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя. Учитель мотивирует проектную деятельность на определение замысла проекта, стимулирует поисковую деятельности, консультирует по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации. Итогом поисково-исследовательской деятельности стало успешное выступление обучающихся школы на краеведческих конференциях в ВУЗах г. Воронежа.     Поисково-исследовательская работа развивает творческие способности ребят, расширяет кругозор и обогащает знания, формирует умения и навыки краеведческого направления, исследует работы в экскурсиях, музеях, архивах, повышает культуру умственного труда, побуждает интерес к изучению природы своего края.
Экологический мониторинг, проводимый обучающимися школы , позволяет изучить и описать исчезающие растения и животные, создать «Красную тетрадь Воронежского края », организовать создание проекта и презентации  «Школьный двор». Определена степень загрязнения пришкольных участков, проведён социологический опрос и представлены некоторые предложения по улучшению экологической обстановки нашей местности.
     Использование различных форм, технологий работы по краеведению в урочное и внеурочное время дают, возможность обучающимся научится самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая к этой цели знания из разных областей науки, техники, истории, помогает учиться прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи. Участие в викторинах, играх формирует навыки совместной творческой работы и взаимоотношений в команде.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. Изучая особенности природы, ученик откроет для себя, сколь богата именно та земля, на которой он живёт.