Презентация по биологии Инновационные способы формирования и развития естественнонаучной грамотности учащихся на уроках биологии


Александровская основная школа Инновационные способы формирования и развития естественнонаучной грамотности учащихся на уроках биологии Н.А.Франц – учитель биологии PISA – оценка естественнонаучной грамотности Важными направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан. Уровни естественнонаучной грамотности Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения. Примерный перечень общеучебных умений и навыков. Составлять конспект, план и т.д. 14 Видеть суть проблемы. 13 Анализировать события, явления и т.д. 12 Характеризовать объекты, события, факты. 11 Объяснять явления, события, факты. 10 Сравнивать объекты, события, факты. 9 Перечислять явления, факты, события. 8 Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов. 7 Понимать методы научных исследований. 6 Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы. 5 Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления. 4 Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме. 3 Выявлять особенности естественнонаучного исследования. 2 Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях. 1 Общеучебные умения и навыки. №п/п Для развития естественнонаучной грамотности школьников включаю в содержание любой темы школьного курса биологии задания на развитие общеучебных умений и навыков Модели На формирование знания учебного материала На формирование понимания изучаемого материала На формирование умений и навыков На развитие внимания На развитие мировоззрения Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д. 5 Найдите в тексте возможные ошибки 4 Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них 3 Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры) 2 Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.) 1 На формирование знания учебного материала «Ключевые слова» - каждый  учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. Пример:Кишечнополостные Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________ материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д. 6 Составьте вопросы по данному материалу, теме 5 Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д. 4 Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок) 3 Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания 2 Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу 1 На формирование понимания изучаемого материала Составьте развёрнутые предложения по следующим схемам ________фотосинтез__________.Гипофиз_____________соматропин________________. Продуценты_______________________________________консументы редуценты На формирование умений и навыков Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …». 4 Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность 3 Выделите для себя из текста полезные новые знания 2 По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания 1 * Найдите биологические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность:Плоды картофеля – клубни, содержат много крахмала.На верхушке корневища ландыша легко обнаружить корневой чехлик. * Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы – 69%, кукурузы – 49%, а клевера красного – 145%. Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого названного растения и для прорастания всех их вместе взятых. Выделите для себя из процесса решения полезные новые знания. Основные подходы к конструированию заданий для оценивания естественнонаучной грамотности учитывают умения, которые необходимо проверить, что дано в задании и что нужно определить. Умения: распознавать вопросы, идеи или проблемы, которые могут быть исследованы научными методамиУмения: делать выводы (заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учётом предложенной ситуацииУмения: выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов при проведении научного исследованияУмения: демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятийУмения: демонстрировать коммуникативные умения: аргументированно, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ1 – 2 полугодие 2015г; 2- 1 полугодие 2015-2016г; 3 – 2 полугодие 2016 г Результаты инновационной деятельности 2015-2016 учебный год Достижения учениковШаверов Эрик – лауреат 2 степени 17 турнира имени М.В.Ломоносова Микеладзе Максим: Первый международный конкурс «Мириады открытий» Международный Диплом победителя1 местоРидингер Максим: Первый международный конкурс «Мириады открытий» Международный Диплом победителя2 местоШокаев Асет: Первый международный конкурс «Мириады открытий»Международный диплом победителя1 местоСарман Рахат: Олимпиада проекта Инфоурок МеждународныйДиплом победителя1 местоШаверов Э.: Олимпиада проекта Инфоурок, сертификатМикеладзе Максим, Ридингер М., Шокаев А., Кочетков А.: международный турнир «Человек и природа»